А вы зачем пишете, господа?

Я давно отказался от идеи писать стих «чтобы не держать _это_ в себе». Заметил, что выброшенное таким образом наружу чувство оставляет на бумаге след с налетом неоконченности, со смазанной концовкой, со странным ощущением того, что тут за (перефразирую Макса Фрая) прозрачными намеками на нечто невероятное вместо этого самого невероятного скрывается только безграничное одиночество и обиженный детский вопрос «Ах почему же меня, такого распрекрасного, никто не любит?». И степень грубости постановки этого вопроса перед читателем часто зависит от незрелости автора.

А вы зачем пишете, господа?

Я не знаю, почему вас не любят, дорогие вы мои. Но я знаю, за что я не люблю стихи «на проблеваться». Очень немногие ощущения достойны того, чтобы выпустить их наружу «как есть», без старта и взлета. Это все равно, что вылить канистру бензина – мимо мотора. Ну, был у тебя бензин. Молодца. Купил. Может, даже мотоцикл купил. Но главного – ездить(в нашем случае – творить) – не купишь. А творение – это, прежде всего, процесс трансформации выданного вам в ощущениях свинца в золото озарения, например. Если в процессе переработки возбудивших его ощущений, автор не способен добраться до сокровенного смысла – он никуда не приехал, и ощущения можно выбрасывать вместе с последствиями. Недостойно баллов.

А вы зачем пишете, господа?

Другое дело, если ощущений не хватает для того, чтобы до этого самого смысла добраться. Это, знаете, как прерванная любовь. Или как высохший на полдороге бензобак. Жажда сжигает – хочешь увидеть, коснуться, ощутить в себе и вокруг себя ту же самую энергию, которая только что толкала вперед и вверх, к пониманию чего-то, чего раньше не понимал, к видению и претворению такого, что раньше даже не снилось. И приходится смотреть внимательнее, искать в каждом вздохе мира внезапно утихшую тему – чтобы, вновь подхватив ее, ощутить ликование, близкое к счастью сотворения вселенной.

А вы зачем пишете, господа?

Сравнится ли с этим «процесс пищевого отравления», которым видится творчество для многих людей сейчас? Даже для собственно творцов.

А еще есть тот самый "второй вариант", доступный редко, но насквозь. Когда увиденное вовне прекрасно настолько, что остается только с замиранием сердца донести память о том, что отыскал, до бумаги. И передать слово в слово, досадуя только, что подходящих слов на свете до тебя не было, и вряд ли еще когда будут.

А вы зачем пишете, господа?

Скажете, мир страшен? Скажете, искусство должно быть социальным и отражать мрачные реалии современности? Вперед, отражайте смелее - на то вам и перья! Но помните: это – свинец. И чем чернее он, тем более священна ваша задача претворить его философским камнем своей души, заменить описательство и чернуху – выходом, пониманием, подобным разрешении неустойчивой ноты – в устойчивую. Справитесь – честь вам и хвала, Фламели моего века. Не справитесь – простите великодушно. Попробуйте на этот раз найти что-то красивое изначально и в порядке тренировки его не испортить.

А вы зачем пишете, господа?


Рецензии
Жаль, раньше не побывал на этом размышлении... Вопрос вечный, да, но люди его себе задают, пишущие, и не так уж редко. Я, во всяком случае, много раз в жизни желал никогда не заниматься "возней с буковками", и мне часто бывало стыдно, что занят таким делом и, особенно, сейчас со стихами... Мне кажется, если бы пишущие люди попытались бы ответить на него (вопрос) вслух, то вышла бы полная разноголосица... да и сформулировать трудно... и это неплохо все отражено формой в эссе.

В принципе - творчество некоторая болезнь, часто на грани психической, это тысячи раз сказано. Она (болезнь)напоминает и пресловутую (сказать боязно)) "болезнь любви", не в смысле венерическая)) Я как-то сравнивал описание "любовной болезни", скажем в "Ожерелье голубки" Ибн Хазма, и определенных явлений, сопутствующих стихотворчеству, да и всякому литературному упражнению, и нашел много общего...напишу об этом, пожалуй, табличку какую сбацаю)))



Михаил Микаэль   23.08.2010 14:31     Заявить о нарушении
Микаэль, если вам не будет сложно - раскройте, пожалуйста, два момента.

Про творчество как болезнь - меня несколько коробит тот факт, что в таком сравнении творческий человек предстает скорее как пассивная жертва заболевания, которого "лучше бы не было" (как подразумевается из сравнения с болезнью), а не как активный носитель созидательности, расширяющий границы человеческого сознания далее и далее в сторону божественного... либо демонического - тут уж кого как попрет.

И про стыд за "возню с буковками". Каковы причины этого стыда? Что не так со шлифовкой слов, если вы об этом?

Нанс Светланыч   23.08.2010 18:49   Заявить о нарушении
"Про стыд с буковками" вовсе просто - речь идет о несоответствии того, что делаешь самым высоким образцам, об отчаяньи выйти за границы уже созданного.. То есть обычная требовательность к себе и желание "перепрыгнуть верхние планки".

Про болезнь много сложнее. Во-первых, творческая личность, в силу своего контраста с обычными людьми", почти всегда признается ими "ненормальной". И только успех в формах масскультуры (показали по телевизору, похвалил сам Гавнюкин, играющий роли живодеров в сериалах и т.д.), а еще лучше деньги, примиряют с "идиотским занятием близкого человека"... Это банальности, но их полезно повторять.

Но - способности видеть мир иначе находятся в пограничной зоне с ненормой, и с этим, по моему опыту, трудно спорить. Есть нечто генетическое, что определяет способности... Это вовсе не состоит в противоречии с желанием творить красоту, менять и защищать жизнь. Я и сказал - ненорма близкая к болезни любви. Это же мы видим в признаках вдохновения - человек может плохо есть, не замечать ничего вокруг, кроме предмета страсти, скажем созидаемого текста, "следить долгим взглядом", предельно остро реагировать на любые "обиды" наносимые любимой (стиху)...

Последнее особо поучительно - мы же защищаем и часто болезненно свои стихи, как нечто рожденное и любимое, а не себя лично, и здесь многое путается... не могут понять - одновременно автор вполне критически относится к себе, воспринимает замечания и рьяно борется за свой стих, уже отдельное и любимое... и поэтому мы легче сносим критику от любящих нас и наши тексты, и благодарны им, чем от настроенных к нам безразлично или враждебно...

Михаил Микаэль   23.08.2010 19:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.