Про кровь, кости, красоту и женские архетипы

Номер раз. О связи с психоделикой и НЕНУЖНЫМ натурализмом. В людях и стихах ничего не торчит "ниоткуда". В том случае, если покоробивший читателя элемент композиции на самом деле торчит из автора - просто, вышел через стих, ситуация узнаваема. Если автор без необходимости наслаждается плотским или душевным физиологизмом, уродством описания, и т.д., стоит искать корень дисгармонии в самом авторе и, возможно, простить ему ее ради его авторских достоинств, либо наоборот - отойти в сторонку, пока не забрызгало.

В том случае, если задевший эстетический вкус читателя элемент тщательно подобран для выражения авторской мысли - извините, уважаемый читатель. Кажется, проблема не в мужьях а в морде. И уже вы чего-то недопоняли, а стих на самом деле совершенно о другом, и попытка обратить ваше внимание на важную для автора тему пропала втуне.

Номер два. О "лишних" словах. Если слово в стихе - лишнее, уберите его оттуда к чертовой бабушке. Я не сторонник "мусорного дизайна" в лирике, с моей точки зрения каждое слово, каждый образ и каждая метафора должны быть тщательно подобрана. Возвращаясь к "За Дикой Душой" за примером: прежде чем ввернуть про свежую кровь и древние кости, я целую строфу подряд клевал читателя сказочной символикой путешествия в Нижний Мир - зря что ли?

Если припомнить архетипику подобных странствий, герой обычно встречает на Той Стороне либо чудовище, с которым он должен сражаться, либо женский образ - причем, образ этот варьируется от прекрасной девы Марьи Моревны (каково имечко) до Бабы Яги со всеми сопутствующими внешними атрибутами. И основная часть сказки строится вокруг взаимодействия героя и этих сверхъестественных сущностей. Покопавшись в Юнге и основах работы с бессознательным - а сказку очень удобно искать в бессознательном, она неизменно отзывается там - можно понять, что на самом деле и Чудище одно, ему свойственны жадность, старость, стазис, сила, жестокость. И Женщина - одна, ей свойственны мудрость, знание, власть, плодовитость, власть над смертью, красота, уродство. И сюжет один - добиться благосклонности Женщины(обрести ее мудрость, силу, и - наконец, в другом образе - ее саму) и победить с ее помощью Чудовище. При этом одним из испытаний для героя обычно выпадает не устрашиться внешнего уродства Яги, взаимодействовать с ней честно и спокойно.

Зная эти подробности, не станешь вздрагивать при упоминании в одной строке прекрасной женщины, свежей крови и старых костей. На деле они близки. Любая женщина, если она честна с собой, властна и над жизнью и над смертью, а вовсе не являет собой "миленький цветуечек", как хотелось бы сопливым романтическим юношам. И точно так же, древняя Душа, обретение которой описывают старые сказки, не эфемерна и не воздушна как дыхание ангела. Она тесно сплетена из распада и рождения, и, чтобы до нее добраться - нужно износить семь рубах и хорошенько прогореть, чтобы избавиться от нанесенной обществом плоти, которая слаба, боится смерти и гнили. А значит, и жизни, в общем-то, тоже боится.

Чтобы добраться до красоты и мудрости, приходится касаться и крови и костей. Иначе - если бы дорога в Дикий Сад была устлана цветами - люди давно бы там жили все. Поголовно.

То, из-за чего весь сыр-бор: http://stihi.ru/2010/07/19/5517


Рецензии
У,ё! что-то вас всех на статьи понесло, я седею. Все это. блин, как бы это выразится. Плохо только выразится,а статья хорошая

Маг Из Беловодья   20.07.2010 19:15     Заявить о нарушении
ну... меня тут пару раз не так поняли - а так все нормально, этот гон стоило задокументировать и без выпадов в сторону. Архетипика сказок - вообще охрененно интересная штука, копать не перекопать

Нанс Светланыч   21.07.2010 01:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.