Системные кризисы и их типы
Сегодня, когда имеет место международный экономический кризис, США начинают использовать методы централизованного управления. Эти методы обладают своими недостатками, которые четко проявили себя в условиях государственного управления в СССР. Все, кто интересуется проблемами и теориями кризисов, должны понимать, что оптимальное управление должно находиться по середине между свободным рынком и централизованным управлением. Отклонение в любую сторону ведет к кризису системы. Кризис системы возникает как следствие рассогласования между оптимальным управлением и управлением, когда абсолютизируются частные задачи управления.
В восьмидесятые годы двадцатого столетия. Советский Союз достиг пределов роста и нуждался в изменении своей экономической системы. Основная проблема оказывается в несовершенстве механизма образования цен на товары. Демократическое движение предлагало перейти к рыночному механизму образования цен. Мы предлагали сохранить систему государственного управления ценами, но усовершенствовать механизм установления цен на основе точной научной теории.
Существовавшая тогда система образования цен учитывала только средние затраты труда и ресурсов. Жизнь показывала, что такая система имела много недостатков. Прежде всего, общий валовой продукт общества оценивался неправильно. Во вторых, возникло перепроизводство одних товаров и не производились другие нужные обществу товары. В конечном итоге, государственное управление стало не эффективным. В обществе возникло неудовлетворение и протест. Страна стала терять свой авторитет в мире. Она уже не могла показывать пример другим странам и вдохновлять свой народ на трудовые достижения.
В то же время государства в Европе и в США демонстрировали уверенное движение вперед и устойчивую экономику. Эти страны имели и имеют две особенные черты. Первое, это есть частная собственность. Второе, это есть свободный рынок. Демократические силы в России потребовали от правительства перемен. По их мнению, надо было перейти к западной модели организации общества. Они предлагали ввести свободные цены, которые должны были формироваться на основе конкуренции производителей на свободном рынке. Они предлагали перейти к рынку сразу, не имея теоретически обоснованного проекта. Такое предложение, как показало дальнейшее развитие событий в СССР, было не оптимально и опасным для общества.
В 1991 году мы уже имели разработанную строгую научную теорию образования цен, в которой в равной степени учитывались и потребности человека, и потребности общества в труде и продуктах.
Ограничения управления неустойчивостью управляемой системы
Любая система становится неустойчивой, если в ней подвергаются управлению одновременно четыре и более переменных, которыми описывается эта система. Наиболее яркий пример это самолет. Динамика полета самолета описывается шестью переменными. Это три угла – тангаж, крен, поворот – и скорости их изменения. При управлении полетом самолета изменению подвергается только три переменных, например, угол поворота, скорость поворота и угол тангажа. Остальные переменные изменяются по некоторым законам – функциям, которые определяются экспериментально. Например, угол крена и скорость изменения этого угла вычисляется и устанавливается автоматически по функции, а не под воздействием управляющей команды пилота.
Если указанный пример с самолетом принять за общее правило и применить его к системе управления экономикой, то мы получим очень сильное ограничения на возможность управления экономикой. Правда, это ограничение относится к случаю регулирования, которое осуществляется по принципу отрицательной обратной связи. Другой способ управления, который осуществляется по принципу положительной обратной связи, обладает свойством абсолютной устойчивости при любом числе управляемых переменных. Способ управления с положительной обратной связью реализуется в виде автономного поиска каждой переменной некоторой функции цели, которая устанавливается локально для каждой переменной. В обществе это достигается тем, что каждая экономическая единица самостоятельно выбирает себе цель и способ ее достижения. Это есть общество свободной конкуренции. Когда в таком обществе экономические элементы взаимодействую друг с другом в силу действия ограничений на ресурсы, управлять которыми эти экономические элементы должны в силу стремления к своим целям, тогда возникают процессы взаимодействия, которые часто называют процессами обмена. Любой процесс обмена всегда происходит в пользу одной из сторон взаимодействия. Это естественный закон. Вторая сторона может даже разориться. Выход из создавшегося положения оказывается в выборе новой цели, или новых целей. Однако, анализ показывает, что в целом благосостояние общества при такой организации экономики растет.
Системы, имеющие социалистическую организацию экономики, имеют другую динамику своих экономических процессов. Возможности постановки экономических целей в таких системах сильно ограничены проблемами возникновения неустойчивости при числе управляемых переменных равном три и более. Здесь возможны только упрощенные типы экономик. Действительно, из шести переменных, которыми описывается экономика как физическая система, а именно, деньги, труд, продукт, ресурс, энергия и инфраструктура – можно выбрать только какую-то пару, например, труд и продукт. Остальные переменные должны выбираться из каких-то соображений, или должны быть оставлены в неконтролируемом состоянии. Даже при двух регулируемых переменных мы имеем четыре управляемые величины. Это пропорции распределения труда и продукции для получения самовоспроизводства. При этом, доля труда, которая идет на самовоспроизводство труда, определяется физиологическими ограничениями, присущими человеку как источнику труда. Труд рассматривается как затраты временных интервалов человеческой жизни. Кстати, этот источник возникновения общественного богатства дается человеку природой вместе с фактом его существования.
Возможна экономика, которая похожа на экономику свободной конкуренции в силу использования денег в качестве одной из регулируемых переменных. Это экономика, которая выбирает себе в качестве второй переменной или продукты, или труд, или ресурсы, или энергию, или инфраструктуру. Как видим, здесь возможно пять типов экономики. Все они ориентируются в первую очередь на деньги. Здесь в любом из выбранных вариантов остальные четыре переменные не могут быть регулируемы. Попытки регулирования неизбежно приведут к неустойчивости, то есть к кризису в обществе. Значит, остается только вариант «свободного плавания» остальных переменных. К чему это может привести показывает опыт Советского Союза - к возникновению острых дефицитов. То есть, опять же – к возникновению кризисов, правда, уже хронического вида. В этих условиях общество будет раздираться острейшими противоречиями, разрешать которые можно будет только насилием и демагогией. Такого рода прогнозы ожидают и американское общество в том случае, если в стране будет серьезно введена система государственного управления экономикой. Существующая система экономики в США имеет другие законы функционирования и иные пути выхода из любых экономических перекосов. Рассмотрение этих особенностей экономики (типа экономики США) есть наша дальнейшая цель.
Свидетельство о публикации №110071706721