Материнская любовь в кинематографе

(или несколько слов о психологии творчества)

__________Тарковский о фильме “Зеркало”:
__________«Понимаешь, картина должна быть, точно капля, выжатая из камня».

..Фильмы Тарковского, кроме всего прочего, представляются мне довольно подробными и почти лабораторными в своём роде исследованиями на чётко определённую автором тему. Так например, Солярис – тема Че-ло-век. Сталкер – тема Бога. Зеркало – тема материнской любви. И действительно, человеческая личность так или иначе как из кубиков выстраивается из осознания основных общечеловеческих моральных ценностей (уж простите за банальность).
Если говорить о Зеркале.. Есть там среди прочего такая довольно развёрнутая сцена, когда Мать в поисках хоть какой-нибудь еды для своих детей приходит в дом к другой Матери. В этом доме больше нет никого – только мать-хозяйка и её спящий в колыбели ребёнок. На ужин хозяйка решает приготовить  курицу, которую надо только убить.
Вся эта сцена.. настолько символична и многозначительна, что я всё время мысленно возвращаюсь к ней.
Мы видим здесь два типа материнской любви, без прикрас и идеализирования автором, что случается с любым человеком почти всегда, когда говорят о материнской любви. Мать, хозяйка дома, смотрит на своего сладко спящего в колыбели сына. Казалось бы совершенно умильная сцена идеальной материнской любви. Но с каждой секундой, пока ты это наблюдаешь на экране, ловишь себя на мысли, что то что происходит вызывает у тебя рвотные позывы, буквально. И сразу не поймёшь чем вызвана такая неадекватная реакция собственного организма. Потом только потихоньку начинаешь понимать, что ты наблюдаешь совершенно слепую, всепрощающую материнскую любовь, которая превращает ребёнка в идола, требующего абсолютного принятия и бесконечных жертв. Наблюдаешь материнскую любовь абсолютно лишённую какой бы то ни было критической оценки, способности адекватного восприятия как объекта, так и субъекта такой любви. Любовь-крайность.
С другой стороны - мать (Терехова), которая по сюжету убивает курицу для того только, чтобы просто накормить детей. По идее довольно тривиальное действие. Но когда ты смотришь как это сделалТарковский, тебе становится по-настоящему страшно. И это незабываемое зрелище матери-убийцы – тоже относится к разряду материнской любви. Но это та любовь, которая настолько сильна и органична, что способна на всё, способна даже переступить через самоё себя. Такая любовь способна заставить себя причинить вред (физический или моральный) даже собственному ребёнку, если это будет необходимо, если от этого страдания будет зависить его жизнь например. И невольно задаёшься вопросом, которая же из двух сильнее? Какова же на самом деле Материнская любовь? Что это за чувство – непреодолимый инстикт,  для которого в конце концов нет места пресловутым моральным принципам, или это всё-таки эмоция, культивируемая социумом и существующая в рамках законов общества?
И та и другая любовь здесь – крайности, некий концентрат, который автору необходимо было выделить для исследования. И та, и другая любовь, которую мы видели, имеют общие характеристики. Обе эти матери безусловно пойдут на всё ради жизни своих детей, для обеих жизнь собственного ребёнка – главная и неоспоримая истина, безосновательная ценность, некая абсолютная необъективная реальность, внутри которой эти женщины существуют. Но результат совершенно противоположный. Материнская любовь – это не только эмоция, это процесс, у которого есть последствия, есть результат, некий “продукт” – сформированная такой любовью личность. И мне представляется, что в случае абсолютно слепой материнской любви воспитываются маньяки и садисты. А в случае любви, способной переступить через себя – фанатики. Причём фанатики способны любить только садистов. Садисты же не способны любить вообще никого. Садисты способны лишь потреблять других людей.
Есть и другой замечательный пример материнской любви в кинематографе – фильм Михалкова “Несколько дней из жизни Обломова”. Сцены детства главного героя с матерью рисуют нам Идеальную материнскую любовь. Это именно то, что хочется всем и показывать, и видеть, когда речь заходит о материнской любви. И сделано это Михалковым просто великолепно, потому что почти ни у кого это не получается, как ни стараются. И мне кажется, что в результате такой любви воспитываются, что называется, здоровые, нормальные люди – люди Нормы, которых абсолютное большинство.
И вот интересно, что и Маньяки, и Фанатики не могут существовать без людей Нормы. Они необходимы – для заполнения пространства, для обозначения некоего социума, общественного пространства. А главное, и Садистам, и Фанатикам люди Нормы совершенно необходимы для самореализации (ещё одно необъяснимое, но жизненноважное качество человеческой личности).


Рецензии