В трущобах

Вдохновлено стихотворением "Окраина" Георга Гейма

Здесь всё утопло в чаде и гнилье помоечном,
Что служат отчим домом беднякам,
Сиротам, пуганым собаками расклоченными,
Голодным, в детстве потерявших пап и мам.

Сквозь вонь с трудом свой свет струит луна -
На белый череп с четырьмя глазницами похожая.
Старик сидит в дерьме и пьёт бутыль вина.
Какое чудное он отыскал для пира ложе!

Беззубый рот, что анус, губы дёснами жуёт,
Слюнявит горлышко и другу предлагает,
С великим удовольствием глотает жижу тот.
Вино протухшее серьёзнее вшибает.

Ах малыши, кто громче отчеканит костылями,
Тот больше всех из шляпы вытащит грошей,
А женщины в мольбах всё исследили лбами,
И заработали проказу, ставши даже хорошей.

В трухлявых люльках тощие младенцы спят,
От холода трясутся и простуженно чихают,
И лишь проснутся ночью, крысами пищат,
Когда те, в воду погрузившись, жизнь спасают.



октябрь 2005


Рецензии
я хотела написать ещё сразу по прочтении Ядвиге на её июньское, но не нашла ссылку на цитату в Интеренете, всё-таки напишу, хоть и не нашла,надеюсь и здесь хоть чуть уместно. всё-таки здесь говорят о стихах, о жизни. Это о "Безумной Грете" Брейгеля.
"Каждый шедевр Брейгеля - это целая вселенная, в которой можно прожить долгие годы. Все же хотелось бы сказать лишь об одной его работе. Наталья Гершензон-Чегодаева в монографии "Брейгель" пишет: "Безумная Грета" - одно из самых загадочных произведений Брейгеля... В литературе встречается немало попыток истолкования этой картины; но до конца убедительного, исчерпывающего проникновения в ее смысл не предложил ни один из знатоков брейгелевского искусства. Так эта причудливая вещь и осталась окруженной ореолом таинственности."
Между тем, притча о Безумной Грете была чрезвычайно популярна в Нидерландах XVI века. О чем свидетельствует масса народных пословиц:"похитить сковороду из ада","быть в своих латах","взять судьбу в железные рукавицы" и "ринуться в преисподнюю со шпагой наголо".Чем-то ее сюжет напоминает "Матушку Кураж" Бертольда Брехта, с той разницей, что ситуация развивается до небывалой фантасмагоричности. Одна бедная пожилая женщина была доведена до полного отчаяния бедствиями войны и сопровождавшей ее неизбежной нищеты. Она покорно сносила пьянство мужа, который затем куда-то бесследно исчез - то ли бросил ее с кучей орущих детей на руках, то ли, упившись до чертиков, окочурился в сточной канаве. Как неизбежный удар судьбы она восприняла и гибель - одного за другим, своих детей, сражавшихся с захватчиками-испанцами. Так проходили годы ее жизни, пока одна бытовая, казалось бы совершенно незначительная, мелочь ни вывела ее окончательно из себя. Одинокая, всеми покинутая и опустившаяся Грета как-то по утру не смогла отыскать сковороду, чтобы приготовить себе поесть. И тут все, что исподволь накапливалось в ее душе многие годы, нашло выхо. Она поняла, что мир будто перевернулся вверх тормашками. Все было дико, несправедливо, неправильно. Особенно - кража сковороды. Женщина решила вернуть себе недоданное жизнью - то, чем она жертвовала для мужа и детей, не получая за это никакой благодарности. Словом, Грета решила объявить войну своей судьбе. Как и следует поступать во время сражений, она облачилась в латы и вооружилась тем, что подвернулось ей под руку. Она слышала в церкви во время проповеди, что черти поджаривают грешников в аду на больших сковородах. Вот туда-то, за столь необходимой ей кухонной посудой, и направилась Грета - широким размашистым шагом! А поскольку мир перевернулся и верх поменялся с низом, достичь преисподней было проще простого. Для этого необходима была лишь решимость, а ее у Греты ее было с избытком.
Старуху в латах не трогали ни картины адских мучений - в жизни она и не такого навидалась, ни страшные рожи демонов - ее подвыпивший муженек с глазом подбитым в драке, мог дать фору даже самому Левиафану! Она высматривала лишь сковороды для жарки грешников, а, когда увидела их, то, разбросав в разные стороны визжащих чертей, завладела столь желанной посудой и победоносно вернулась восвояси. Но, увы, подобные испытания не проходят даром: Грета лишилась остатков разума.
Именно эту историю и живописал Питер Брейгель в своей картине, добавив в нее много дополнительных деталей. Так на втором плане изображена ведьма, во всем противоположная Грете, обезумевшей от горя и нищеты. Вот как описывает ее Гершензон-Чегодаева: "Фигура эта еще более причудлива, нежели Грета. Это двуполое существо с телом женщины и мужской головой. Ведьма сидит на крыше горящего, каменного дома... Сзади платье откинуто, обнажая зад с большим отверстием, сквозь которое виднеется груда монет. Правой рукой черпаком на длинной рукоятке она выгребает монеты из своего зада и сыплет их вниз, в толпу мелких женских фигурок, представленных в бурном движении. Женщины рвутся к деньгам, тузят друг друга кулаками..."
Символика вполне понятна: в аду приходится расплачиваться сторицей за неправедно нажитые земные богатства. Хотя вряд ли это могло бы послужить успокоением для Греты, осатаневшей от нищеты.
Голландцы к поступку Греты относились с иронией, называли воинственную старуху ведьмой, мегерой, злым привидением, но все же сочувствовали ей и даже гордились решительностью соотечественницы. В старинной литературе сохранились упоминания о стволе мощной пушки нареченной "Безумной Гретой". О ней пели в народных песенках - шванках, представляли в фарсах, рассказывали детям в сказках, а также показывали в сериях рисунков в кунсткамерах.
На картине Питера Брейгеля бедная женщина изображена с уздечкой и золотой чашей - атрибутами Судьбы. Возможно, что вооруженная костлявая старуха, курсирующая между мирами живых и мертвых, взяла на себя печальную миссию избавления от тягот этой жизни. Во всяком случае, теперь вы знаете ее имя и почему она косит нас без разбора. Безумная, безумная Грета..."
извините. если что не так. С уважением

Потапова Елена 5   21.07.2010 15:29     Заявить о нарушении
и ещё, Вы как-то написали одному из авторов: "Иногда в безучастности или добрых намерениях видят агрессию. Печально." Вы так правы..

Потапова Елена 5   21.07.2010 15:48   Заявить о нарушении
Наташа, прошу прощения, что вклиниваюсь в намечающийся диалог,
но помыслилось оное правомерным, ибо речь идёт о картине Брейгеля,
которую я в качестве иллюстрации употребила к своему стихотворению)
Очень ценные размышления на тему генезиса образа Греты, она же Сумасшедшая Мэг, и любопытная расшифровка символизма картины. Благодарю!
Единственно, несколько обескуражена тем,
отчего рецензия эта не к " Виват июньской мртвечине",
а к стихотворению Алексея;)
Впрочем, пути мысли неисповедимы)

Ядвига Розен   21.07.2010 20:24   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Ядвига. Простите меня, понимаю, что это выглядит странно. Объяснить ход своей мысли я не могу, не потому что я его скрываю, а потому что особой логики и не было, не было какой-то задумки, тем более многоходовой. Просто видимо настроение, вчера случилось больше смелости. я ленивый и трусливый человек:) Простите, Алексей. за разговорчики в строю

Потапова Елена 5   22.07.2010 04:37   Заявить о нарушении
Ленивый и трусливый человек?)
Прелестное самобичевание, однако к чему оно?))

Ничего не понимаю
(читать голосом "колобков" из мультика)

Ядвига Розен   22.07.2010 16:31   Заявить о нарушении
Крайне познавательно и интересно.
Спасибо!

Готфрид Груфт Де Кадавр   29.07.2010 01:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.