11 конкурс. Финал. Итоги от Павла Ельчищева

Список произведений авторов в порядке, опубликованном на страничке «11 конкурс. Финал Пятнадцати. Произведения» - http://stihi.ru/2010/07/06/1709


1. Юрий Семецкий - http://www.stihi.ru/2010/06/29/5489
2. Егор Мирный - http://stihi.ru/2010/06/26/3176
3. Галинасмирнова - http://www.stihi.ru/2010/05/17/4267
4. Евгения Костюкова. - http://stihi.ru/2010/05/31/3996
5. Братислава - http://www.stihi.ru/2009/09/07/1983
6. Татьяна Тау - http://stihi.ru/2009/08/31/2017
7. Стас Чайкин - http://www.stihi.ru/2010/06/19/2313
8. Гаэлина - http://www.stihi.ru/2010/07/01/67
9. Елена Заостровцева - http://stihi.ru/2010/05/14/3301
10. Никита Кардашёв - http://www.stihi.ru/2009/11/25/9303
11. Гражданин России - http://www.stihi.ru/2010/04/06/5167
12. Лев Сыроежин - http://stihi.ru/2010/05/07/3180
13. Петр Петрушенко - http://www.stihi.ru/2010/03/24/202
14. Олег Русич - http://www.stihi.ru/2010/06/28/4920
15. Сергей Кривонос - http://www.stihi.ru/2010/07/05/1538

В прологе хотелось бы выразить восхищение мужеством и самоотверженностью авторов, пишущих и добровольно выставляющих свои творения под беспощадный огонь критики, и если кого он вдруг не затронул - прошу простить. Честно говоря, я доволен доставшимся мне «пятиалтынным» набором и мне было не просто размещать тексты на «пьедесталы».
Итак, в порядке еще «живой» очереди: 

1

Про то, как славяне Рим спасли
В те времена, когда поэты
Слагали оды про гусей,
Толпою шумною венеты
Гуляли по Европе всей.

А, как тогда сказал Полибий,
А чуть позднее и Страбон -
Винеты — праславяне, ибо
Легко ведутся на слабо,

Мышь тапком бьют на слух, по скрипу,
Данайцев любят за бакшиш.
Но что важней — по хромотипу
Их от славян не отличишь.

А галлы - нет, не пилигримы...
Но жаждой злата вожделен,
Однажды, их под стены Рима
Увёл правитель галльский Бренн.

И вот, когда Рим осаждённый,
Великий город всех предтеч,
Под крики - «Горе побеждённым!»,
Взирал на галльский страшный меч,

Не гуси, нет... Венетов крики,
Что к галлам в гости забрели,
Спасли от горя град Великий.
Зачем? Да, с дуру, блин, спасли.

Ну, кто же знал, что с тех окраин
Весть о гостях домчит стрелой.
А Бренн радушный был хозяин
И, сняв шинель, пошёл домой.

Ну, что тут скажешь? Шутка, но не Баха… Зато немного с прибабахом. Изложение в разговорном стиле, местами даже очень забавное… Что касается «прибабахов»:
1. «Да, сдуру, блин спасли!» Пусть меня поправят ученые филологи, если я ошибаюсь, но «сдуру» пишется слитно, и вся фраза вываливается из общей стилистики изложения. Дарю винетам поговорку: «Дырку в строке блином не заткнешь».
2. Для меня осталось загадкой как увязывается «радушный хозяин» с предводительством в захватническом рейде или сниманию шинели и драпу домой после поражения.

2

Обычная грусть

С виду обычная грусть,
Та, что с бессмысленным небом.
Губы нащупали грудь
Мамки-судьбы. Сердце-невод

В озеро сгинувших чувств
Брошено. Сам я безмолвен.
Не об улове молчу.
Мне ли молчать об улове?

Брошено сердце в сердцах
В глуби надежд безнадёжно.
Ловля идёт "на живца",
Страхом горчит осторожность.

Ловля вертлявых мальков
Или хвостатых уродин.
На берегу мой дракон
Спит. Безобидный он, вроде.

Кости рыбёшек в его
Миске незрелых желаний.
Звон. Удивительный звон.
Из-под воды. Словно в ванне

Робко открыл кто-то слив.
Озеро тихо мельчает.
Мы бы с драконом могли
Выпить всю воду в нём. В чае

Стайки чаинок и муть
Неосторожных манёвров.
Озеро, небо в дыму.
День обещает быть добрым.

Рыбы заходят на круг
Очередной... С чувством, с толком.

Свиду обычная грусть.
Просто скучаю... как долго?

Забавное впечатление от текста – написано много и практически каждый эпизод по отдельности хорош, глубок и даже понятен, несмотря на непонятно откуда взявшегося дракона, удивительного звона от слива воды в ванне и т.п. Но все вместе выглядит несколько сумбурно и хаотично… И «сердце в сердцах» и «надежд безнадёжно»(с) все-таки перебор. В общем тот случай, когда кашу можно подпортить даже маслом, особенно если оно машинное.


3


эскиз
*
деревья нас переживут.
да, все особенно понятно
становится весной, с утра.
дорожки парка пахнут мятой,
влажны скамейки матовой росой,
трамвай звенит прозрачный и пустой.
так рано, что случайный пес
бредет с тобой, немой и вечный.
так тихо, что в траве скворцы
- бесцеремонны и беспечны -
свистят друг другу ни о чем.
деревья смотрят, как обманщики,
уже который день подряд.
и гуттаперчевые мальчики
на белых пуделях летят.

Нужно отметить, что «все особенно понятно» обычно всегда становится по утрам, и не только поэтам. И дело здесь не только в похмельном синдроме. «Утро вечера мудренее», - так комментирует это народ. Немного грустный и, вместе с тем, спокойный текст, напоминающий сплиновский «Романс». Не очень логичное объяснение раннего времени соседством со случайным псом, и слегка напрягает внезапная дактиктильность обманщиков, которые приводят за собой таких же дактильных мальчиков, на поверку оказывающихся гуттаперчевыми. Остается только порадоваться, что пудели, на которых все это безобразие скачет, все-таки белые, а не, скажем, синие, как та собака, что «не наша, а наркоманов с пятого этажа».    


4
деду

«…что даты! только бы тире
 продлилось долее, чем лето,» -
 любил говаривать мой деда,
 хранивший кофе в кобуре.

 засахаренным снегирям -
 крылом до птичьих революций,
 но ветки вспугнуто качнутся,
 народу – мир, а нам – сто грамм.

 от новой хвори просто слечь.
 увы, нет совести печальней:
 мы – иероглифы молчанья,
 но обречённые на речь.

Некоторое время назад встречал этот текст на необъятных просторах рунета. Видимо все же настал час пройтись по нему со всей пролетарской ненавистью. «Продлилось долее» - судить не будем, прямая речь. Искренне верю, что кобура притянута сюда исключительно для рифмы с тире, и вообще странная причуда – хранить в ней кофе, надеюсь, что хотя бы не жидкий. Однако, все вместе в первом четверостишии смотрится весьма органично и даже целостно, а кофе в кобуре превращается в точный и интересный образ. Увы, дальше хуже: одно или несколько главных членов предложения не уместились в скромный размер стихотворения, и тире на их месте является слабым утешением несчастному читателю, который пытается понять как сделать слово «крылом» одновременно и глаголом и существительным и вот тут сто грамм, конечно, не помешало бы.
В концовке нужно было тырить у Шекспира по честному, а не кокетливо подменять повесть совестью и делать вид, что сам придумал… В результате в концовке несогласованность, хотя, думается мне, что процентов 70 читателей прочитали «повести печальней».
Последние две строки – браво! Я даже закрыл глаза на возникший ниоткуда восток.

5

Хочу в Париж!

К воскресному утру дожди своё отплачут,
Заглянет солнце в дом, и ты мне позвонишь:
«Поехали копать картошку к нам на дачу?»
А я хочу в Париж! А я хочу в Париж!

До Глыздово проезд тобой уже оплачен,
Тебе семнадцать лет, ты конопат и рыж,
А мне еще решать по физике задачи+
А я хочу в Париж! А я хочу в Париж!

Там каждый – д'Артаньян, там пляшут в МуленРуже,
Там туфли от «Диор», там платья от «Шанель»+
Автобус: «Здесь+ дыр-дыр+ сошьют+ дыр-дыр+ не хуже»,
А я хочу отсель! А я хочу отсель!

Картофель – мелковат, у нас крупнее сливы.
«Пивка за урожай!» – ну как тут устоишь?
А ночью будет дождь выстукивать тоскливо
А-есть-ли-тот-Париж? А-есть-ли-тот-Париж?

Хотите верьте, хотите нет, но как только я прочитал первую строку, мне уже совершенно точно было известно слово с которым будет зарифмовано это самое «отплачут», и, заметьте – при таком то названии… Дохожу до третьей строки – ну точно, дача. Куда там осьминогу Паулю и разным прочим Нострадамусам. В общем, на твердом среднем уровне исполнена передача читателю возвышенно-страдательных мечтаний стремительно достигающей совершеннолетия колхозницы о городе грез, где по улицам ходят сплошь д’Артаньяны и иногда Юдашкин, причем оба прикинутые по последней парижской моде, и понятия не имеющие о том, что картошку копают.



6

Послевкусие лета


Если летать не дано - не насилуй себя, не получится.
Лето вспорхнет запоздавшею бабочкой, может, капустницей.
Впрочем, капустница - светлая, эта - багряно-парчовая.
Как послевкусие лета? Ну да, карамелька дешевая.
Все предусмотрено, это в процессе оно - шоколадное,
Да в предвкушениях майских такое, тягуче-помадное...
А промелькнет - и оставит в насмешку корпеть над ошибками,
Лишь на губах послевкусие тошное, приторно-липкое...


Неплохой набросок, несмотря на всю простоту исполнения. А нужны ли они, эти сложности, здесь… Пожалуй, что и нет… И все по  месту и все понятно, только последняя строка несколько подпортила впечатление, все что до нее – легко, иронично, даже самую чуточку цинично… Этакий взгляд со стороны умудренного наблюдателя… А последняя строка, своим «тошное, приторно-липкое» убивает эту легкость… Нет, не такую концовку мне хотелось бы видеть в этом тексте.
7

"Ван Гог"

осточертело рисовать
осточертело
растущих образов трава пронзает тело
в изломе пальцев бьётся звук рычит от боли
мир многокрасочен упруг и колоколен
звенит вокруг
и голова
вот-вот взорвётся
осточертело рисовать
слепое солнце
аляповатый плоский мир
невыносимо
людьми и красками кормить бумаги зиму
на сероватый снег холста бросать идеи
душа пуста пуста пуста
и бритва делит
вселенную
на суету и божью руку
сквозь пальцы образы растут
в кровавых муках

У Ван Гога, если не ошибаюсь, не хватало только одного уха, а тут не хватает всех знаков препинания… Да, что ж это такое, граждане дорогие? Не подумайте, что я ортодокс знаков препинания, вовсе нет – вполне допускаю отсутствие оных в текстах, но это отсутствие должно быть обусловлено какими-либо причинами, желательно весомыми, и, желательно, понятными читателю. Возможно и у автора этого текста есть таковые, но, увы, для меня эти причины остались непонятными… Более того – в конце последней строки захотелось поставить вопросительный знак, так мне диктует интонация, а от того концовка представляется смазанной, незавершенной, в то время как весь текст мне понравился – достаточно крепко наполнен и сделан на хорошем уровне.

8

Восход над Генуей.

Над Генуей восход навёл мосты,
Прохлада моря остудила лето,
И паруса, беременные ветром,
На запад повернули животы.
Сошёл с горба прогретого холма
на гавань беспокойный муравейник –
Лебёдок скрежет, рыбный дух сетей
будил когда-то грозных королей,
И аромат, уложенных в сотейник,
свежайших мидий по дворцам гулял…
В рядах торговцев, уличных менял,
нетронутым остановилось время –
легло на спины гордых Апеннин,
И ветер, всемогущий властелин,
Сдувает пену лигурийских гребней,
как морячок в портовом кабаке за кружкой пива….
Чайка налегке, крестом крылатым осеняет воду,
Июль неистов красками восхода,
и лето откровенно в наготе…

А вот это даже не работа… Это творение, текст просто льется. Такое впечатление, что наслаждением разума здесь дело не ограничивается, и откуда-то из подсознания, приходит понимание того, что ты сам находишься в Генуе. А вся штука в том, что в Генуе я никогда не был, но эффект присутствия весьма осязаем. Образы великолепно подобраны и переданы читателю, форма усиливает впечатление. Тут как с картинами Айвазовского – вода на его холстах мокрая, а корабли и небо – настоящие.
В общем, практически, дежавю, за что автору – отдельное спасибо.


9

Предчувствие беды

Предчувствие беды
                и встречи с неизбежным -
Последний  перегон,
                последний поворот…
Судьба – немой палач –
                нам всем аорту взрежет,
И здесь неважен срок –
                минута или год.

Конец неотвратим,
                и силы нет поверить,
Что ждёт в конце пути
                лишь боль и чёрный дым.
Всё обратится в прах*,
                и точен в полной мере
Неписаный закон
                предчувствия беды.

А как же радость встреч,
                любовь, смятенье, ярость
И на морской волне
                дорожки лунной свет?..
Всё тщетно. Сделать шаг
                и дверь открыть осталось.
За ней – лишь пустота.
                Нет бога. Жизни нет.

Предчувствие беды –
                как рана в подреберье,
Рыдать – ещё больней:
                сжать зубы и терпеть.
Ведь некому сказать
                за той, последней дверью:
«Приветствуют Тебя
                идущие на смерть!»


*(ХЧ, 1861 … 20. Все идетъ въ одно м;сто; все произошло изъ праха и все обратится въ прахъ. 21. )

Ave, Caesar! Morituri te salutant! Неплохая работа. Разве что гладиатору выходить на бой с таким настроем – точно остаться на арене, но с другой стороны – «Предчувствие беды». Все сходится. Единственное, что напрягло: «Сделать шаг  и дверь открыть осталось.» Здесь есть некоторая непоследовательность и алогичность. Не нужно акцентировать внимание на «сделать шаг», если основное действие явно «дверь открыть осталось», за которой, собственно и лежит необходимое герою знание.
10

Весельчак
 
Хён-Жонг Чонгу с глубоким уважением


До чего же я весел!
                Вы знаете, как ходит солнце,
Пока день не упрячет
                в ночи ярко-рыжий хвостище?
Так круженья весёлого
                стал я примерным питомцем,
И шатаюсь по свету.
                Бодрее бродяги не сыщешь!


Расправляюсь с полуднем
                на злом побережии супа,
И на чёрствой скале безымянной
                насущного хлеба
Я открыт всем усладам интимным.
                Устало и тупо
Я крест-накрест прибью
                свои крылья слезами и смехом.


Ну конечно, я мог бы пройтись
                по ступеням воздушным,
Нежно сотканным
                из беспечально-полдневного бриза.
Только так одиноки все звуки!
                Поэтому скучно…
Смотрит синими бельмами
                ветер уныло-капризный.


Он глядит на подобье своё,
                отражённое в звуке,
Что беспомощно и неумело
                сейчас обнимаю.
И не будет конца
                этой дикой и сладостной муке…
И что делать мне с ветром в руках?
                Я не знаю.
                Не знаю…

А между строк дышит и смотрит Восток, а коли так , то это хорошая реплика. Единственное, что не понравилось: «Нежно сотканным из беспечально-полдневного бриза.» «Полдневного» это явно образование от «полдня», в то время как явно просится «полуденного», соответственно образованного от «полдень». Увы, увы – не помещается в размер…

11

Рассвет в Петре

                "Этот розово-красный город, вполовину вечности древен"
                Дж. У. Бэргон



Розовая лошадка цокала по брусчатке.
Кто тебя выбил, Петра, уединенной в скалах?
Кованные копытца били по отпечаткам
стертых подошв, что время с вечностью повенчало.
Всаднику повинуясь, в поисках Ойкумены
тысячи солнц согреют замерших пилигримов.
В каждой скользящей тени - та, что бежит по стенам
розовою лошадкой, в трещинах и морщинах.
Кто бы ты ни был, всадник: царь Идумеи или
джокер из табакерки местных торговцев шмалью;
в узком каньоне зданий есть совершенство линий,
в розовом свете, словно слитых горизонталью.

И опять хороший текст, и опять я со своей ложкой дегтя: у лошадей не бывает кованных копыт (и копытц тоже), они у них бывают подкованными, а кованными соответственно оказываются подковы (слава многонациональной когорте кузнецов). «ТщательнЕе нужно, товарищи, тщательнЕе»((с) М.М.Жванецкий) работать с материалом.


12

  Дурак

Нелепый, во взгляде - небо, прибился дурак к деревне, просил молока и хлеба, и, словно сказитель древний,то пел, то кричал слова о будущем и о чуде, шептал всем "Халва, халва" , /но не было слаще людям/… ходил чаще возле пекарни, лучилась из глаз благодать, и деревенские парни решили его разыграть, и сделали вид , что верят каждой дурацкой фразе /дурак - он наивней зверя, но это же не заразно/ … дурак говорил "война", шли парни стенкой на стенку, когда он кричал :"Пой, нах..." , то запевали про Стеньку….решил дурак, что он бог и сделался выше ростом, его убедили, что мог он воскресить даже кости… и нет бы ему молчать, а он воспарил над крестами,
приказывал мертвым встать, но мертвые так и не встали… деревня смеялась до слез, он плакал и нес околесицу,потом, без обид и угроз, на тополе старом ...
Дурак он и есть дурак – тополь дерево хрупкое, не прочное, особенно старый… Умный бы выбрал дуб или березу, да и вообще не стал бы… Ох, ужО мне эти деревенские – ведь грех это, потешаться над юродивым…
Притча получилась хорошая, форма в данном случае соответствует содержанию, содержание на уровне, хотя и не верх оригинальности.


13

Монолог дома


Я дом на слом. Зияют окон дыры,
И на морозе слышен хрип в груди.
Как мертвецы, молчат мои квартиры,
И только ветер домовым гудит.

 Я дом на слом. В музеи вот не вышел,
И нет дощечки на моей стене.
Собой от ветра заслонял я вишню,
Она, должно быть, вспомнит обо мне.

Из дальних городов, из долгих странствий
Вновь возвращались жители ко мне,
И я по-настоящему был счастлив,
Храня покой их ночью в тишине.

Я дом на слом. Меня всего разрушат
На погреба, сараи, гаражи...
Но в том, что я был в этой жизни нужен,
И есть мое - "бессмертие души".

Не верх изящества, а местами даже не его середина «Храня покой их ночью в тишине», например. Или «Меня всего разрушат на погреба, сараи, гаражи».. Эдак только растащить могут, а рушат обычно в руины. Вот есть песня хорошая про дуб и рябину, здесь в роли дуба – дом, в роли рябины – вишня, но хуже… И еще одна песня, уже строго по теме: «Не дом – корабль кверху дном, один, и ты уже не флот. Глухим растерзанным окном, кричал его беззубый рот. Здесь больше некому стеречь в горошек ситцевую ночь»(с) А.Новиков. Только не надо фыркать: «Шансон», - в его песнях очень хорошие стихи встречаются.


14

А было ли это?

А было ли это? - Да кто ж теперь знает.

...Бежала волчица с ощеренной пастью,
на гнусное облако злобу срывая,
гнилыми клыками кусая пространство.
МошкА разъедала вспененную морду.

А там вдалеке, за трухлявою гатью
олень молодой со звенящей аортой,
веселый и прыткий - догнать бы, порвать бы,
напиться кармина из вспоротой вены.

Как чувственны ноздри, как скованны мышцы!
Сухие, как пазлы, избитые члены
дрожат в униженье склониться, смириться.

Иль броситься в зыбкие черные топи?

И сонные звезды, и гибнущий ветер
оставят лишь запах от хищничьей плоти.

И эхо, как выстрел : а было ли это?

______________________________________
кармин - здесь, красновато-коричневый цвет

Если абстрагироваться от «вспенённой морды», которая лучше бы читалась как «вся в пене» и «членов», которые то ли избитые как пазлы, то ли сухие как они же, уже даже не берусь комментировать, что они (члены) в следующей строке собираются сделать, то вполне себе неплохая история о том, как Акелла в юбке собирается отправиться в долину смерти. Красивая форма, хорошее наполнение, но приманки для пародистов хорошо бы убрать.


15
              * * *
Записался в иуды Пилат,
Но вопрос небиблейский возник:
Коль иудствовать все захотят,
Кто же будет винить и казнить?

Что ему этот хлипкий покой,
Жизнь над пропастью тонкая нить.
Пощадить это, в общем, легко,
Но трудней во сто крат не щадить.

Можно тихо твердить: "Не убий",
Рукоятку сжимая меча+
Мир способен губить и любить,
Мир способен кричать и молчать.

Что-то тяжко теперь на душе
И добавилось что-то седин+
А на месте Пилата уже
Расторопный Иуда сидит.

«Ах, Пилат, Пилат…»(с) А.Дюма. Долго ты еще не будешь давать покоя творческому люду…
Вот и еще один автор не прошел мимо этой темы. Поменять местами Иуду и Пилата, может быть не слишком избитый ход, но текст вышел простенький, банальный, а к последнему четверостишию что-то и вправду стало много «что-то».
Итоги (в порядке убывания):

8. Восход на Генуей (1 место)
10. Весельчак (2 место)
12. Дурак (3 место)
11. Рассвет в Петре (4 место)
7. Ван Гог (5 место)
9. Предчувствие беды (6 место)
3. Эскиз (7 место)
2. Обычная грусть (8 место)
4. Деду (9 место)
14. А было ли это (10 место)
1. Про то, как славяне Рим спасли (11 место)
6. Послевкусие лета (12 место)
5. Хочу в Париж (13 место)
15. *** (14 место)
13. Монолог дома (15 место)


И от себя: Дорогие авторы, озвученные  мной мнения касаются исключительно представленных текстов, так что как не банально это звучит: «Ничего личного» и «Ищите и обрящете».




Итоги

1. Гаэлина – 15 баллов
2. Никита Кардашёв – 14 баллов
3. Лев Сыроежин – 13 баллов
4. Гражданин России – 12 баллов
5. Стас Чайкин – 11 баллов
6. Елена Заостровцева – 10 баллов
7. Галинасмирнова – 9 баллов
8. Егор Мирный – 8 баллов
9. Евгения Костюкова. – 7 баллов
10. Олег Русич – 6 баллов
11. Юрий Семецкий – 5 баллов
12.  Татьяна Тау – 4 балла
13. Братислава – 3 балла
14. Сергей Кривонос – 2 балла
15. Петр Петрушенко – 1 балл


Рецензии
№5 Братислава)
Спасибо за мнение и за твердый средний уровень!

Буду теперь тренироваться рифмовать слово "отплачут" так чтобы никто наперед не догадался) авось, научусь)

И в целом, за обзор спасибо!
очень радостно,что арбитры своё мнение мотивируют.

с уважением,

Зе-Бра   15.07.2010 23:49     Заявить о нарушении
Бра-ти-сла-ва... Какое красивое имя...
Вам спасибо за Ваше спасибо)))
Я когда-то очень давно, и не помню уже где (по-моему в одном из ранних Турецких Незнанского) вычитал такие строки:

Жасмин еще не отцветет,
Когда приедем мы на дачу
И грозы первые весны
Еще дождями не отплачут.
Мы что-нибудь пока, да значим,
Запас надежды не иссяк
И смех беззлобный не растрачен...
И разговором до утра
Мы нашу дружбу обозначим.(с)

Мне тогда очень понравились эти строки и я их запомнил... Много воды утекло с тех пор, но я столько раз встречал пару "отплачут-дача"...
Арчи

Павел Арчи Ельчищев   16.07.2010 02:46   Заявить о нарушении
угу, калачик)

АСМ

Asmodeus   16.07.2010 10:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.