Развивается ли поэзия сегодня? Эссе
Почему так схожи все современные истребители-перехватчики, разработанные разными конструкторами в разных государствах? Потому что преодоление максимально допустимых нагрузок на фюзеляжи этих летательных аппаратов предъявляют абсолютно одинаковые требования к их техническим характеристикам с точки зрения аэродинамики. И авиационная техника исчерпала свои резервы и возможности на 99 процентов.
В равной степени это относится и к литературе и к поэзии в частности. С той только разницей, что вероятность появления нового гораздо менее одного процента, а развитие имеет временные интервалы деградации. Люди с плохой памятью (или малой начитанностью) умудряются на некоторое время вызывать ажиотаж «открытиями», но вскоре выясняется, что последним – сто или тысяча лет. Об этом более подробно мною раскрыто в литературе, приведённой в конце этой статьи.
Я не случайно расположил в хронологии свои статьи о четырёх классиках русской литературы. Читатель и сам может сделать вывод о темпах развития (и деградации) нашей поэзии за полвека.
Приведу здесь отрывок из своего стихотворения "Читая Хэролда Блума..." (2008).
Инаковость -
опустошила всё...
Но в чём-то я
и с Блумом не согласен.
Известно нам,
что каждому своё.
А мир наш -
и ужасен
и прекрасен.
И достигают многие
высот,
которые -
песчинкой у подножья.
И каждого -
одна награда ждёт:
освобожденье
от
многоголосья.
В отличие от Хэролда Блума предполагаю, что развитие поэзии происходит не только вследствие борьбы поэтов со своими предшественниками и даже с большей вероятностью - по другим причинам. Я бы сказал, что начиная с Шекспира можно говорить не столь о развитии, сколь о видоизменении, которое продиктовано, прежде всего, необходимостью адекватно отображать текущие события.
Х.Блум не рассматривает этапы становления поэта как личности. А зря. Каждый творческий индивидуум в первоначальной стадии своего развития - глубоко изучает предшественников. И только после этого появляется у него (если прорезается) свой голос, рождается своя манера письма. Большинство поэтов (в силу множества различных обстоятельств) не достигают силы и уровня своих именитых предшественников (какая уж тут борьба!), а потому не так интересны даже своему поколению читателей.
И где же тут развитие? И правомочно ли говорить о борьбе пигмеев с титанами?
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Хэролд Блум. Страх влияния (Теория поэзии). Карта
перечитывания. Изд. Урал. ун-та, 1998.
2. Владимир Юденко. Краткий исторический экскурс о русской
литературе. http://www.proza.ru/2009/10/11/702
3. Владимир Юденко. Ошибся ли Пушкин? Эссе о современном
верлибре. http://www.proza.ru/2006/05/04-289
4. Владимир Юденко. Отношение к русскому языку. Итоги
эксперимента. "Проза.ру", 2009.
http://www.proza.ru/2009/11/05/771
5. Владимир Юденко. Иван Бунин. Духовное наследие России.
http://www.proza.ru/2010/03/26/595
6. Владимир Юденко. Борис Пастернак. Духовное наследие России.
http://www.proza.ru/2010/04/08/41
7. Владимир Юденко. Анна Ахматова. Духовное наследие России.
http://www.proza.ru/2010/04/13/669
8. Владимир Юденко. Иосиф Бродский. Духовное наследие России.
http://www.proza.ru/2010/04/10/1432
9. Владимир Юденко. Современная русская поэзия.
http://www.proza.ru/2010/10/23/1152
2010
Свидетельство о публикации №110071306217