Мой любимый художник Сандро Ботичелли
Бернардо Бандини, одному из убийц Джулиано, удалось сбежать, добраться до Константинополя и найти там убежище. Но уже год спустя Лоренцо добился у Мехмеда II его выдачи, и 29 декабря 1479 года он был повешен на оконной решетке Барджелло.
Через месяц после убийства Джулиано 26 мая 1478 года одна из его любовниц родила сына. Имя женщины до сих пор остается под вопросом – ее называют и Фьореттой Горини, и Фьореттой дель Читтадино и даже Ореттой Пацци. Мальчик получил имя Джулио, а Лоренцо воспитал его вместе со своими детьми не как племянника, а как сына. Впоследствии ему предстояло войти в историю под именем папы Климента VII.
О третьем герое нашей истории, наверное, можно было бы написать больше, чем о двух других, но я остановлюсь лишь на нескольких деталях.
Деталь фрески Филлиппино Липпи «Диспут с Симоном Волхвом и распятие Петра» в капелле Бранкаччи. Считается, что это портрет Боттичелли
Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи родился 1 марта 1445 года. В историю искусства он вошел под прозвищем Боттичелли – «Бочонок», - унаследованным им от одного из братьев (о происхождении прозвища до сих пор спорят). Считается, что семья Филипепи жила по соседству с семьей Веспучии, и именно кто-то из Веспуччи рекомендовал художника влиятельным флорентийским гражданам.
Боттичелли был близок к семье, сосредоточившей в своих руках власть над Флоренцией, но основным его заказчиком из Медичи был ни Лоренцо Великолепный и не Джулиано, а их двоюродный брат Лоренцо ди Пьерфранческо.
Принято считать (но далеко не все разделяют эту версию), что Сандро Боттичелли вслед за многими другими флорентийцами попал под влияние яростных проповедей Джироламо Савонаролы и даже бросал в «костер сует» свои работы. Отмечают также, что под влиянием Савонаролы из работ художника ушли свет и радость.
Боттичелли так и не обзавелся семьей и не оставил потомства. В последние годы художник сильно болел и перестал писать. Умер он 17 мая 1510 года и был похоронен в церкви Оньиссанти.
Творчество Сандро Боттичелли не вписалось в эпоху Высокого Возрождения, поэтому о нем вскоре забыли.
Заново его имя открыли и возвратили к жизни прерафаэлиты , ратовавшие за возврат к искренности и наивной религиозности средневекового и раннеренессансного искусства, найдя в Боттичелли свой идеал. Джон Рескин первым разглядел истинную ценность творений забытого мастера, смело назвав его реформатором, подобным Лютеру, перевернувшим представления об истинной красоте и подлинной вере.
Рассказав о героях, можно перейти к пересказу самой истории, но… В единое целое история не складывается. Есть очень много красивых предположений, каждое из которых сопровождается не меньшим количеством «НО».
Андреа Вероккьо. Женский портрет. Есть предположение, что скульптор создал портрет Симонетты Веспуччи
Принято считать, что Симонетта Веспуччи после переезда во Флоренцию стала возлюбленной Джулиано Медичи. Мы не знаем, были ли они любовниками, или же он куртуазно и целомудренно поклонялся ей как Прекрасной Даме.
Самое яркое событие в истории возможного романа Симонетты и Джулиано связано с турниром, состоявшимся 28 января 1475 года. Предполагается, что эта дата приурочена ко дню рождения Прекрасной Дамы младшего Медичи.
Этот турнир, ставший турниром Джулиано и воспетый впоследствии Полициано, затмил даже состоявшийся в 1469 году турнир Лоренцо, посвященный Лукреции Донати. В оформлении турнира принимал участие и Боттичелли, изобразивший на штандарте младшего Медичи Симонетту Веспуччи в образе Минервы в белом платье, со щитом и копьем, с головой Медузы Горгоны в руках. Джулиано стал одним из победителей и провозгласил даму своего сердца королевой турнира. Увы, штандарт до нас не дошел…
Андреа Вероккьо. Портрет Джулиано Медичи, созданный по заказу Лоренцо уже после его гибели
Как относился к возможному роману между своей супругой и Джулиано Медичи Марко Веспуччи остается только гадать. По одной из версий, он не испытывал неприязни к сопернику и даже, женивший второй раз через шесть лет после смерти Симонетты, назвал своего сына Джулиано. По другой версии, семья Веспуччи была вовлечена в заговор Пацци из-за того, что младший брат Лоренцо удачно наставил Марко рога.
Стоит также отметить, что Симонетта Веспуччи и Джулиано Медичи умерли в один день – 26 апреля. Разница между их уходами из жизни составила ровно два года.
И все же, даже несмотря на поэму Полициано, такой романтической истории Симонетты и Джулиано, которую мы знаем, могло бы и «не случится»… Если бы не Сандро Боттичелли.
Можно только предполагать, в каких отношениях находился с художником Джулиано (если вообще находился). Повторюсь, что основным заказчиком Боттичелли являлся кузен правителей Флоренции Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
И все же они встречаются на картине Боттичелли «Поклонение волхвов», заказанной Джуаспарре ди Заноби дель Лама, богатым банкиром, близким к семье Медичи, для фамильного алтаря в церкви Санта Марии Новеллa. Картина создавалась в 1470-1475 годах.
Все сходятся во мнении, что таким нарисовал свой автопортрет художник:
А таким, как принято считать, Боттичелли запечатлел Джулиано Медичи:
Правда, мне попались утверждения, что это не портрет Джулиано, а портрет его старшего брата. Но почему-то больше хочется согласиться с теми, кто усматривает черты Лоренцо Великолепного в другом персонаже «Поклонения волхвов»:
Еще больше сложностей связано с хранящимися в разных музеях портретами младшего Медичи.
Не все уверены, что написаны эти портреты именно Боттичелли, и что изображен на них именно Джулиано. Но хотелось бы верить…
Наиболее известен этот портрет:
Считается, что написал его Боттичелли уже после убийства младшем правителе Флоренции, о чем свидетельствуют символы смерти – голубь, сидящий на сухой ветке, и открытая дверь.
Мне попадалось предположение о том, что портрет в память о брате заказал сам Лорнецо Великолепный, так как убийцы ударами кинжалов изуродовали лицо Джулиано, и посмертную маску снять было нельзя.
С Симонеттой Веспуччи Сандро Боттичелли не картинах не встречается, но принято считать, что именно она стала моделью для многих его работ. И снова много всяких «НО».
Начнем с портретов, каждый из которых известен просто как "Портрет молодой женщины".
Нет полной уверенности, что портрет принадлежит кисти Боттичелли, а на возможность быть запечатленной на нем претендуют как минимум три дамы – Симонетта Веспуччи, жена Лоренцо Великолепного Клариче Орсини и упоминавшаяся ранее мать папы Климента VII, чье имя также под вопросом.
(506x700, 69Kb)
Ага, авторство Боттичелли не доказано. Претенденток снова как минимум три – Симонетта Веспуччи, Клариче Орсини и даже мать Лоренцо и Джулиано Медичи Лукреция Торнабуони.
(
И снова сомнения, что портрет писал Сандро Боттичелли, а изображена на нем именно наша Симонетта.
А на авторство этого портрета претендует еще и Якопо дель Селлайо, проходивший вместе с Боттичелли обучение в мастерской фра Филиппо Липпи.
В сети нередко гуляет вызывающее скептицизм утверждение о том, что Симонетта Веспуччи также служила моделью чуть ли не для всех написанных художником мадонн.
Наиболее известны из них «Мадонна с гранатом»:
и "Мадонна Магнификат":
Но в случае с запечатленными в «Мадонне Магнификат» лицами есть и другая не менее интересная версия. Так, в качестве Марии может быть изображена Лукреция Торнабуони. Мальчик с чернильницей – Лоренцо Великолепный, мальчик держащий книгу – Джулиано, а их сестры (включая и сводную) – изображены по бокам. Ну а в образе Младенца запечатлена дочь Лоренцо Великолепного Лукреция, получившая имя в честь матери правителя Флоренции.
Предполагается, что именно Симонетта Веспуччи изображена на картине «Венера и Марс».
По поводу мужчины, изображенного в образе Марса, также существует ряд предположений. По одной из версия Боттичелли таким образом изобразил ее мужа Марко. В соответствии с более романтизированной версией Марс – это Джулиано Медичи. При условии, что картина долгое время хранилась в семье Веспуччи изображение Симонетты, возлежащей рядом с любовником, кажется весьма-таки пикантным.
С именем Симонетты Веспуччи связывают один из наиболее известных шедевров Сандро Боттичелли – «Весна». Предполагается, что заказчиком картины выступил Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, и она украшала его приемную во дворце во
А с Симонеттой все гораздо сложнее. Существуют предположение, что именно ее черты художник придал всем запечатленным женским образам.
По более скромным предположениям Симонетта могла быть Венерой
или Флорой
Но есть и другие претендентки. Например, есть версия, что в образах Венеры и Флоры художник запечатлел ту самую любовницу Джулиано, которая родила ему сына. Также предполагают, что моделью для Венеры стала Лукреция Донати.
А в лице одной из граций усматривают черты "Тигрицы Романьи" Катерины Сфорца:
Связывают с Прекрасной Симонеттой и другой шедевр Сандро Боттичелли – «Рождение Венеры». Заказчиком и владельцем картины также считают Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Стоит вспомнить, что одним из предполагаемых мест рождения Симонетты называют Портоверенере – «Порт Венеры», получившем свое название благодаря легенде о том, что именно здесь богиня Венера, родившись из морской пены, вышла на берег. Возможно, именно в связи с картиной и возникло такое предположение.
Возникает ощущение, что чем больше ты пытаешься разобраться в материале, тем успешнее в каждой изображенной Боттичелли женской фигуре угадываешь черты Симонетты Веспуччи. Поэтому нужно остановиться...
Практически все работы Сандро Боттичелли, персонажей которых принято отождествлять с Симонеттой, появились уже после ее ранней смерти. Почему же художник стремился каждый раз воскресить и увековечить именно ее черты? Почему она стала для него воплощением Красоты?
Существует мнение, что Боттичелли не просто рисовал возлюбленную Джулиано Медичи, но и тайно любил ее всю жизнь. Поэтому он так никогда и не обзавелся собственной семьей и завещал похоронить себя вблизи от любимой женщины в церкви в церкви Оньиссанти.
Вряд ли Симонетта, которой поклонялись многие, могла знать об этой любви.
Если все действительно было так, то эту историю можно смело поставить в один ряд с историями Данте и Беатриче или Петрарки и Лауры.
Но все могло быть иначе. И нам остается только соглашаться или не соглашаться с различными предположениями и строить собственные догадки.
Такая вот непонятная история.
Свидетельство о публикации №110071207474