Синтез форм стиха и прозы
СИНТЕЗ ФОРМ СТИХА И ПРОЗЫ
В свободном полете творчества поэты часто
сплетают стихи с прозой по форме. Не имея четких
критериев и определений для их распознания,
можно этим пользоваться интуитивно, что
значительно удавалось талантливым писателям.
С точки зрения сочетания симметрии элементов стиха
и ее нарушений можно дать ясное определение
синтетических форм, позволяющее разграничить
прозу в стихах, верлибр, стихи в прозе, свободный
и белый стихи. «Не лепо ли нам бяшеть, братие,
старыми словесами слово о полку Игореве»,
«Чуден Днепр при тихой погоде» (Н.В. Гоголь),
«О великий ,могучий, правдивый и свободный
русский язык, не будь тебя, как не впасть в отчаяние
при виде того, что свершается дома» (И.С. Тургенев),
«Только гордый буревестник реет смело и свободно
над ревущим гневно морем» (М. Горький)
вот поучительные образцы прозы в стихах.
В них симметрично расположены ударные
слоги среди безударных и характерное для прозы
одинаковое число слогов в длинных строках
(силлабика – вид симметрии). «Письмена»
Николая Рериха аритмичны (отсутствует симметрия
ударных слогов), неравное количество слогов в строках,
отсутствие рифм и короткие строки, типичный верлибр.
Не убить?
Мальчик жука умертвил.
Узнать его хотел.
Мальчик птичку убил,
чтоб ее рассмотреть.
Мальчик зверя убил,
только для знанья.
Мальчик спросил: может ли
для добра и для знанья
убить человека?
Если ты умертвил
жука, птицу и зверя,
почему тебе и людей
не убить?
Можно и прозу, наполненную поэтическими
образами, разбить на короткие смысловые строки
и получить верлибр. Возьмем для этого пример
из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Прощение и вечный приют.
Боги, боги мои!
Как грустна вечерняя земля!
Как таинственны туманы над болотами.
Кто блуждал в этих туманах,
кто много страдал перед смертью,
тот знает.
Это знает уставший.
И он без сожаления покидает туманы земли,
ее болотца и реки.
Он отдастся с легким сердцем
в руки смерти,
зная,
что только она одна успокоит его.
Стихи в прозе асимметричны ритмом и рифмой,
но имеют равное количество слогов в строках
т.е. силлабичны (ровные края слева и справа).
Белый стих асимметричен по рифме
и симметричен ритмом. В свободном стихе по – разному
рифмуют строки в строфах (1-3,2-4 ),(1-2,3-4) и т.п.
Здесь проявляется асимметрия рифмовки строк
в разных строфах. Вольное понимание японских кратких
стихотворных форм в русской поэзии породило
хайку и сэнрю в форме верлибра, белого стиха
и сочетания их с частичной или полной рифмовкой.
Всего три строки, а такое многообразие возможных
форм и большая свобода для творчества. И пойдут
плодиться хокку и сэнрю подобно кроликам Австралии.
В добрый путь краткость, стань сестрой таланта
с высоким удельным смыслом стиха.
Ефим Мандель
Свидетельство о публикации №110070901418