Тибетская медицина
шлось столкнуться в буддийском Дацане г.Санкт-Петербурга. На прилегаю-
щей территории здания, я высаживала цветы. Периодически обращались
группы экскурсантов для знакомства с основами буддизма. Проводил беседы один из сотрудников.
Однажды и не только один раз, а несколько - мной посещены беседы вместе с экскурсантами. Полностью передавать смысл бесед не стану. Остановлюсь только на следующем.
Подходя к изображению «Колеса сансары» экскурсанты почти всегда зада-
вали вопрос: «Что означают в центре изображения петуха, свиньи и змеи?»
Я, как все, внимательно слушала… пояснения всегда были одни и те же…» «страсть --- представьте петуха в курятнике - он один, а куриц много, он один оплодотворяет всех куриц… --- так и в жизни людей…» Это понятие разъяснялось несколько раз…
Стояла и думала: «можно подумать, что страсть – это только выполнение своих
природных предназначений петуха? Понятие страсти многогранно – это и любая
страсть к искусству, к наукам, к художеству, к рукоделию и т.д.» Не было бы
страсти к наукам и мир остался бы без мировых открытий… Равнодушие и
безразличие открытий не совершают. Слушала все эти понятия страсти из
уст проводившего экскурсии несколько раз – мне надоело слышать одно и то
же – и я прекратила присоединяться к экскурсиям. Но меня это заставило
заглянуть в учебники по тибетской медицине различных авторов.
Что я там интересного отыскала?
Авторы по тибетской медицине Л.Л.Хунданов, Т.В.Батомункуева, Л.П.Хунда-
нова. Издание 1993 года. Общая причина всех болезней одна – это невежес-
тво, возникающее от незнания собственного «Я». Как следствие рассматри-
ваются три причины возникновения болезней - три яда; страсть, гнев и глу-
пость. Они называются «болезнями души». Как следствие в физическом теле
человека – расстройства трех систем регуляции - ветра, желчи и слизи. Изобра-
жаются эти три яда (три порока) в виде петуха, змеи и свиньи.
Все причины заболеваний могут возникать в настоящей жизни или про-
исходить из предыдущих жизней, т.е. быть кармическими. Внутренние при-
чины заболеваний - расстройства трех систем регуляции - ветра, желчи и
слизи. Ветер – причина всех болезней – это распри между холодом и теплом.
Желчь может накапливаться в течение лета, что приводит к проявлению
болезней желчи. В организме под влиянием различных причин накаплива-
ется слизь, что также вызывает заболевание слизи.
Характер болезни соответствует виду расстроенной регуляции, что изображается в виде петуха, змеи и свиньи. Отсюда можно сделать вывод - страсть петуха в курятнике никакого отношения не имеет к заболеванию человека. Прошу обратить внимание - авторы учебника тибетской медицины по национальности буряты, что видно из фамилий авторов, т.е. все ука-
зываемые сведения достоверны.
Самое интересное, что мне пришлось встретить в Дацане - это лекция Ринпоче из
Тибета. Когда я вошла- лектор объяснял понятия гнева, но самое главное и интересное
было следующее - Ринпоче объяснял - если вы находитесь в гневе... никогда не следует во
время гнева осуществлять какие-либо действия, поступки или принятия мер, надо просто
отвлечься, отдохнуть, т.е. заняться бездействием. Если вы не выдержались и проявили
гневные действия - то, запомните - всегда и везде действия вашего гнева обрушатся
именно на вас в таком виде - в каком вы его создали. И этого не избежать - таково
свойство гнева!
Тибетская медицина развивалась тысячелетиями и является самой древ-
ней медицинской системой. Большое влияние оказали медицинские системы
соседних с Тибетом стран. Положения о трех регулирующих состояние ор-
ганизма системах - ветре, желчи и слизи, представляют ключевые позиции
теории тибетской медицины. Человек, по понятиям тибетской системы, явля-
ется частью Великой Вселенной - макрокосмоса, поэтому он живет и его
организм функционирует в соответствии с закономерностями, действующими
в ней.
Модели механизмов глубинной регуляции организма человека считались
тайной, которая посвященными тщательно скрывалась от любопытных взо-
ров. Распространение медицинских сведений осуществлялось только среди
очень талантливых, достойных и тщательно отбираемых учеников.
В руках у меня оказался учебник тибетской медицины, изданный в 1908
году в переводе А.Позднеева императорской Академией Наук. Болезненные
начала организма: газы, желчь и слизь.
Слизь, концентрируясь в мозгу, имеет преобладающее местонахождение
в грудной части организма.
Желчь, концентрируясь в печени и желчном пузыре, имеет преобладаю-
щее местонахождение в средней части организма.
Газы, концентрируясь в тазовой части и в пояснице, имеют преобладаю-
щее местонахождение в задней части организма.
Правило мудрецов: безпорочно управив собственной природой тела, языка
и духа, привести в равновесие порочную неуравновешенность других.
В данном переводе учебника тибетской медицины не указаны в пороках,
ядах организма ни петух, ни змея, ни свинья. Издавался учебник в 1908г.
в период времени, когда основы астрологии не распространялись свободно.
Издание «Астрология Тибета» от 2006 года группой авторов А.Орлова,
М.Смолькова, Я.Ходатаев указывают:
Тибетская астрология относится к 7 столетию новой эры. В календаре используется 12летний цикл с обозначением 12ти животных:
мышь (крыса), бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, птица,
собака, свинья. В танке «Колесо сансары» в центральной части располагаются
12 животных. Первым годом цикла в Тибете считается год Огненного Зайца.
Наблюдаются расхождения в изображении «Колеса сансары». Астрология
указывает весь цикл календаря в изображении животных, т.к. у каждого
животного свои отличительные черты поведения.
Автор Сельченок К.В. в книге «Тайны восточной медицины» от 1994г.
знакомит читателей с основными понятиями древней медицины:
Мыслители прошлого всегда сознавали тот факт, что в основании Веч-
ного Движения Вселенной от несовершенного состояния ко все большему
Совершенству лежат единство и борьба противоположных Начал, взаимо-
действие полярно противостоящих друг другу сторон процесса. Принцип
ИНЬ и ЯН заключается в том, что существует баланс и взаимная связан-
ность всех видов Полярных Начал на всех уровнях организации. Модель
ИНЬ и ЯН является приемом выделения плюсов и минусов в каждом
явлении.
ИНЬ и ЯН признавались восточными медиками вездесущими: проти-
борствуя и взаимно уравновешиваясь, они определяют течение природных
явлений, в том числе и человека. Пока во Вселенной продолжаются Жизнь
и Движение, ЯН неотделим от ИНЬ, и все жизненные процессы - резуль-
тат взаимного притяжения и отталкивания Начал. В этом заключается
понятие Любви и Ненависти Начал. Главной задачей восточного врачева-
теля, придававшей ему статус священнослужителя, являлось сохранение
не только телесного, но и нравственно-психологического здоровья народа.
Именно на нормализацию душевной деятельности и направлялись основ-
ные усилия целителей прошлого. Главное для сохранения здоровья чело-
века --- профилактика!
Врач в древности был живым воплощением истины медицинского ис-
кусства - своим жизненным примером он служил наилучшим доказатель-
ством верности собственных же рекомендаций. Отсюда и возник древний,
как мир, лозунг --- «Врач, исцелися сам!»
Свидетельство о публикации №110070806376