УПС. Рецензия 2. Борьба
Текст: Наира Багдасарова
Рецензия: Виктор Липатов
Оригинал (http://www.stihi.ru/2010/04/25/6579):
«Борьба»
На ладан дышит человечность,
Стремится нравственность к нулю,
И лихо властвует беспечность,
Всех загоняя нас в петлю.
А Бог смеётся, то ли плачет,
Над жалкой алчностью людей?
То ли лицо стыдливо прячет...
Иль просто дьявол все ж сильней?
Последний раунд тьмы и света,
Сцепились в схватке два врага...
Нет злу на этом ринге места,
Тверда Всевышнего рука!
Рецензия:
Тема борьбы, её задач, причин, средств, дозволенных во время, и трофеев полученных после неё является одной из вечных тем в поэзии. Есть стихи про борьбу личную, классовую, воображаемо-символическую или про эпическую борьбу государств. В данном же стихотворении речь идёт о ещё более вечной и древней борьбе. О борьбе света и тьмы, добра и зла, Бога и Дьявола. Оставлю в стороне свои личные убеждения и перейду собственно к стихотворению…
Ритм выдержан везде чётко, классический четырёхстопный ямб, так горячо любимый Пушкиным. Расстановка рифм, опять же, классическая и выверенная: женские, потом мужские; как известно, такая расстановка даёт ощущение клаузульности, завершённости строк, гармонии. Вопрос только в одном. А нужна ли в таком стихотворении гармония?
Если вы пишите произведение для того, чтобы вас погладили по голове престарелые искусствоведы за вашу высокую сдержанность и приверженность канонам, то эта форма подойдёт.
Если вы пишите стихотворение о вечной борьбе для того, чтобы подчеркнуть её вечность, то эта форма опять таки подойдёт, потому, что отсылает читателя к далёкому XIX веку, а для нас прошедшее с того момента время можно назвать вечностью.
Но мы живём в XXI веке, и стихи сейчас, как правило, пишутся в двух направлениях - это или заумь, которая и знать не слышит о том, кто и что о ней подумает, или же стихотворения, пробивающие насквозь своей чувственностью, эпатажем, пусть даже и простым хамством, но пробивающие насквозь! Не оставляющие равнодушным! Как сказал один мой знакомый поэт, «я пишу, для того чтобы не окаменеть».
В данном произведении мы находим лишь сентенцию, минимум экспрессии, эдакий вирш классициста, который всё уже знает и решил поучить молодёжь.
Причём, сентенцию далеко не новую. Вот примеры:
И лихо властвует беспечность,
Всех загоняя нас в петлю.
Выходит, беспечность загоняет нас в петлю. Выходит, мы жертвы, но жертвы чего?
Хм. Своей же беспечности. Но зачем вообще это говорить? Это очевидно как белый день,
причём! кто жертва, а кто и поставил беспечность в личную философию и рад этому, считая жертвами людей, зацикленных на их же «глобальных» планах. Неосуществимость которых, к слову, намного чаще ведёт в петлю.
Стремится нравственность к нулю…
Банальный брюзжащий штамп, причём, не только поэтический. Стоит включить новости и попасть на интервью с любым учителем или же с каким-нибудь министром образования,
и мы тут же услышим туже нудную сентенцию:
А Бог смеётся, то ли плачет,
Над жалкой алчностью людей?
То ли лицо стыдливо прячет...
Иль просто дьявол все ж сильней?
Извечные вопросы пытливого христианина. Где Бог? Смешно ему или горько? А в минуты слабости своей он думает, что Дьявол сильней Бога. Я слышал это тысячи раз, как в обыденной жизни, так и в стихах. Не думаю, что найдётся человек, не слышавший этого.
Стоит обратить внимание и на технические шероховатости этого четверостишия,
а именно: глагольная рифма «плачет-прячет». Думаю, не нужно расписывать, насколько это избито, собственно, как и глагольные рифмы в целом. Также стоит обратить внимание на слово, взятое исключительно для ритма и которое откровенно режет слух. Таковым является «всё ж».
Идём дальше:
Последний раунд тьмы и света,
Сцепились в схватке два врага...
Нет злу на этом ринге места,
Тверда Всевышнего рука!
Последнее четверостишие - вывод из данной сентенции. Вывод, соответствующий форме и ожидаемый изначально. Вечная борьба разрешится в наше время, здесь и сейчас, и, конечно же, победит Бог. Потому что концовка должна быть оптимистичной и… потому что у Бога тверда рука. Как говорится, «ты мне не гони – добро, зло!.. Главное, у кого ружьё!»
Стоит ли говорить, насколько это четверостишие банально и грубо?
К тому же ещё более грубым и топорным его делает неточная рифма «света – места»,
которая здесь совершенно не вписывается. Я не сторонник стилистической оправданности и прочего мракобесия типичных критиков. Но когда все рифмы точные или близки к тому,
нужно думать о том, что неточная рифма среди них вызовет диссонанс, в данном случае - просто оглушительный.
Из плюсов могу назвать только первую строчку, которая тоже не нова, но и не так избита, как всё остальное, да красивую звукопись строки «То ли лицо стыдливо прячет...»
Итого, перед нами стихотворение поэта, находящегося на довольно низкой ступени мастерства. Метр вроде усвоен, рифмика вроде тоже. Но пока напоминает суп из топора.
Хочется посоветовать или большей философской глубины, умудрённости или же замудрённости (кому что ближе), или же экспрессии, на которую, к слову, техника оказывает решающее влияние. Поверьте, четырёхстопным ямбом достичь экспрессии почти невозможно. Вам нужно выработать собственный почерк: что-то, что выделит вас из толпы коллег по перу. Пока что вы напомнили мне всех начинающих поэтов, которых я знал, и даже самого себя года два назад.
Свидетельство о публикации №110070705234
Наира Багдасарова 07.07.2010 17:01 Заявить о нарушении
Виктор Липатов 07.07.2010 17:08 Заявить о нарушении
Наира Багдасарова 07.07.2010 17:21 Заявить о нарушении