Антуан де Сент-Экзюпери и Натали Палей
«И что мне до того, что он был велик и гениален и даже чистейший из людей? Для меня существует только наша дружба. И если я нарушаю все же молчание, то только потому, что его часто малюют одной краской и в таком портрете невозможно найти ни малейшего сходства с оригиналом. .. Героизм, который легко изобразить в лубочных картинках, был у него само собой разумеющимся.» Леон Верт, друг Сент-Экзюпери, которому появящён «Маленький принц»
«Ты всегда был для меня особенным, необыкновенным, твоя любовь и гений озарили мою жизнь. Остановившись рядом со мной, ты помог мне вырасти и воспитал меня.» Натали Палей Жану Кокто.
Натали Палей – сложный человек со сложной судьбой. Родилась она в Париже в 1905 году.
Её отцом был великий князь Павел Александрович Романов (1860 – 1919 г). Натали Палей - внучка русского царя Александра Второго. Судьба её то баловала необыкновенной роскошью, то преследовала с неумолимой жестокостью. Брак её родителей был маргинальным, они жили во Франции в изгнании. Отец очень любил детей и проводил много времени с ними. Любимыми друзьями Натали были сестра Ирина и брат Владимир.
В 1912 году царь Николай Второй распорядился о том, что семья великого князя вернулась в Россию. Перед самой первой мировой они возвратились на родину. После того, как произошла революция, князь Павел был арестован. Натали было 13 лет. Её сестре Ирине 11. Мать сумела переправить сестёр в Финляндию, а вскоре и сама уехала туда. Павел был расстрелян. Брат Владимир был сброшен в шахту вместе с царской семьёй. В 1920 году княгиня Палей вернулась вместе с дочерьми во Францию.
Все ужасы и страдания войны Натали очень остро переживала. Особенно ужасно это было в сравнении со всей предыдущей жизнью. Она вспоминала: «В 12 лет я носила хлеб отцу, сидящему в тюрьме. Могла ли я быть такой же, как мои девочки-сверстницы? Я всегда молчала, не любила играть. Зато много читала. Смерть подошла ко мне совсем близко. Был расстрелян отец, брат, кузен, дядя – кровь всех Романовых темными сгустками запеклась на моем отрочестве. Я полюбила всё, что источало печаль, полюбила поэзию – ледяное и огненное преддверие смерти…»
В августе 1927 года Натали вышла замуж за модного кутюрье Люсьена Лелонта. Девушка попадает в мир богемы. Становится символом дома моды Лелонта. Она пленяет своей красотой, утончённой грустью и элегантностью многих своих современников. Как мужчин, так и женщин. Натали – большая фантазёрка. Частот она живёт в мире грёз. Она любит игру воображения, беседы и свободу.
В ней была какая-то особенная прелесть, основанная на простоте и бесхитростности.
Не знаю, как долго длилась любовь Антуана де Сент-Экзюпери и Натали. Что у человека внутри всегда сложно понять. Мы знаем только те факты, которые находятся на поверхности. Такими фактами являются письма Антуана к Натали.
Антуан де Сент-Экзюпери не может сделать жене больно, не может оставить её, он чувствует ответственность перед человеком, с которым связан брачными узами, но и отказываться от чувства он тоже не в состоянии. «Мы в ответе за тех, кого приручили». Он не хочет никому причинить страдания. «Нелепая планета, нелепые проблемы, нелепый язык. Может быть, есть где-нибудь звезда, где живут просто».
«Как нелепы телефонные звонки, телеграммы, возвращения на скоростных самолётах, люди разучились жить присутствием». «В XIII веке моряк-бретонец ни на миг не разлучался с невестой, что оставалась ждать в далёкой Бретани. Они просто были рядом с ними».
«И я не боюсь нажить горе, предаюсь радости…. Я не прошу избавить меня от боли. Я прошу избавить меня от сна, который сковал во мне любовь».
Все его письма пропитаны необычайной нежностью. Лёгкой эротикой желания, которое наполняет его, которое помогает ему своей неудовлетворённостью наполнить пустоту, возникающую в душе человека от одиночества на Земле.
В своих письмах Антуан не скрывает от любимой, что часто предавался увлечениям, но признавался в любви лишь трижды. А эту любовь к Натали он считает последней.
Натали в свою очередь не осталась чужда безумствам тех лет. Её грация «египетской кошечки» привлекает многих мужчин. Поль Моран, Сальвадор Дали, Жан Кокто, Эрих Мария Ремарк. Моран восхищается её грацией, её одинокостью. Натали Палей говорила ему в свойственной ей парадоксальной манере: «Я люблю тебя в той же мере, в какой не хочу».
Роман с Жаном Кокто вознёс обоих к опиумным облакам. Но связывал их не дурман опиума. Их связывало сродство душ и взаимное восхищение.
Натали признавалась: «Жан свёл меня с ума своим остроумием».
Жан отвечал ей взаимностью: «Я тебя обожаю. И это неодолимая сила. Если ты любишь меня – это вторая неодолимая сила. И что тут можно предвидеть? Смешно. Наши звёзды позаботятся обо всём, они не хотят, чтобы вмешивались в их работу. Я полон доверия».
Жана Кокто и Антуана де Сент-Экзюпери роднит любовь к одной женщине. Натали.
«Я сказал тебе «любимая», потому что это правда. Не сомневаюсь, что больше никогда и никому не скажу этого. Озарения сердца редки. Я встретил последнюю любовь».
«Милая, я лежу, болею, и несказанно рад этому. Я словно бы окунулся в детство и за себя не отвечаю…
А мне так хочется любить вас... Бессонные ночи так длинны. А когда ты один, не гаснет и желание. Вот и воображаешь, воображаешь, а что – я тебе никогда не скажу».
По воспоминаниям современников Натали была очень стыдлива и сдержанна в своих интимных отношениях. Известно, что её отношения с влюблёнными поклонниками чаще всего носили платонический характер. У неё были влюблённые отношения даже с людьми, которые не скрывали своих гомосексуальных наклонностей.
Читая эти письма, открываешь для себя чистую и светлую душу писателя. Понимаешь, что Маленький принц – это почти автопортрет. Раньше, зная о том, что Сент-Экзюпери был лётчиком и, читая Маленького принца, я так и представляла себе, что он это этот летчик, потерпевший аварию в пустыне, но теперь после этих писем, я понимаю, что в той же мере он и Маленький принц, искренне любящий свою далёкую розу, стремящийся к ней. Живущий ею.
«Да, я сделаю тебе больно. Да, ты сделаешь мне больно. Да, мы будем мучиться. Но таков удел человеческий. Встретить весну, значит принять и зиму. Открыться другому, значит потом страдать в одиночестве».
«Не делай мне слишком больно без особой надобности и спаси меня от возможности причинить боль тебе. Пребывай всегда в мире».
«Да творит ваша рука чудеса. Положите её мне на сердце и умиротворите его. На лоб, и дайте немного мудрости. На тело, и пусть оно принадлежит вам».
Стейси Шифф приводит признание, сделанное Сент-Экзюпери доктору Пелисье, который передавал его так:
«Телесная форма любви не казалась ему самой главной. Он считал её время от времени наступающей необходимостью».
В «Письме к заложнику» Антуан пишет: «В счастливые наши дни мы изведали чудо подлинных человеческих отношений – и в них наша истина».
Корректор Катя Никифорова
Фотография сделана мной 3 июля 2010 года
England, Devon,
Exmouth
Devoncourt Hotel
№ 105
4 июля 2010 года
Свидетельство о публикации №110070500273
Елена Лапшина 08.02.2018 19:43 Заявить о нарушении