похороны
"Смерть- это то, что бывает с другими"
Бродский.
«Только неверующих шокирует богохульство; богохульство — признак веры».
Т.Элиот.
***
Эписодий 2.
Похороны, зима, легкая метель заметает кресты и фотографии, приклеенные к могильным плитам, давая понять, что сама природа уже забыла о содержимом этих могил. Умер человек, и собрались люди. Для чего? Проводить в последний путь умершего. Куда ведет этот путь? Неизвестно, говорят куда-то ведет. Какое умершему до всего этого дело? Абсолютно никакого, он хочет, чтобы его хоть сейчас оставили в покое. Но как же обычай? Ах, да, конечно, обычай,обычай, освященный священной традицией. Ну ладно, вот вам экспликация этой священной традиции.
Эписодий 1.
Действующие лица те же, только теперь все находятся в церкви. За окном картина из первого эпизода. Там по-прежнему идет снег и природа поскорее запорашивает приклеенные фотографии. Итак, церковь. Посреди храма на подставке стоит открытый гроб, в котором лежит умерший. В руках образ,на голове венчик ( повязка специальная с молитвой, если кто не знает). У изголовья встал поп с кадилом в руках. Если умерший побогаче, то сбоку будут стоять певчие, усиливающие своим творчеством всеобщее скорбное настроение. Певчие– это примерно то же, что в древности профессиональные плакальщицы. «Упокой,Господи душу усопшего имярек….». Послышалось первое нытье, шуршание рукавов и курток говорит о том, что народ крестится. Не все конечно, многие стесняются и водят глазами по фрескам и образам, думая о том, кто все эти нарисованные. «И сотвори ему вечную память», хор подхватывает последние слова, в церкви раздается приятный продолжительный напев, знающие молитву также подключаются к общему пению, их мало. Итак, торжественная церемония окончена. Поп, с чувством облегчения по поводу выполненной работы ( только что за драхму он помог переправиться умершему через воды Стикса, поп – это Харон, для тех кому не понятно), оглашает напутственное слово, что за умершего нужно молиться, поститься, милосердствовать, скорбеть, оплакивать и т.д. и т.п., не забыв мимолетом напомнить, что теперь, мол, этот храм и ваш храм, так что заходите, мол, к нампочаще, записочки там, свечечки и все такое.
Эписодий 3.
Те же, там же, но без попа. Церемония прощания. Все встали вокруг гроба. Небольшая пауза, кто подойдет первым и чего там делать–то у гроба надобно? Все с цветами. Кто-то берет свой веник, подходит к гробу и кладет его внутрь. Потом он смотрит на умершего с растерянным видом – еще бы, ведь сама Смерть лежит перед ним, ведь и он – смотрящий – будет на этом месте. Кто посмекалистее, успели заметить, что подойдя к покойнику нужно перекреститься и поцеловать сначала икону, жадно зажатую в руках умершего (будто кто-то собирается ее у него отобрать), а потом поцеловать его в лоб. Кто-то просто подходит, посмотрит, подержит умершего за руку, думая про себя: «ну что поделаешь, братуха, такова уж наша жизнь, ты уж держись там», и не перекрестившись и не поцеловав умершего в лоб (уж больно это жутковато), незабыв положить веник с цветами, удаляется с облегчением из храма. При этом раздаются стоны и вопли – это плачут наиболее близкие люди, жены, матери, - те, для кого вообще-то это мероприятие и предназначено. Помоги им Боже и утешь их.
Эксод (исход то бишь)
Тело выносится из храма и отправляется вместе с участниками в действие, описанное в эпизодии 2. Подвезли гроб к вырытой только что яме. Грязные могильщики, опустив гроб, почтенно, с достоинством почетного караула сделали несколько шагов в сторону, давая возможность проститься с умершим в последний ( по-моему уже второй или третий)раз. В момент опускания гроба рыдания усилились. Люди подходят бросить по горсти земли и цветы. ( в гроб не принято класть цветы, тем не менее все это делают прямо в церкви, потом эти цветы поспешно из гроба вытаскивают и людям достаются не те цветы на которые они раскошелились. Кто-нибудь может подумать: «эх,ведь розы покупал, а теперь стою с какой-то гвоздикой, а кто-то с моими розами, халявщик». Чтобы этого не было кладите цветы в последний момент, прямо в яму или когда зароют уже, поверх могилы!). Дело близится к концу, на лицах можно увидеть первые улыбки и шутки ( если честно, это было заметно уже и раньше),все в предвкушении того священного момента ради которого они и приехали на похороны – благословенные поминки с обилием яств. Уж там-то простятся окончательно и даже сами с собой на сутки – другие.
Эпилог
Поп, разоблачившись, сидит и подсчитывает сколько Бог послал. Он думает: «Ну и денек сегодня, мрут как никогда, денежки дело, конечно, хорошее, но я то тоже не супермен. У меня еще и супружеские обязанности есть, такими темпами я из священника в монаха превращусь. Господи, скорей бы лето, в отпуск поеду, в паломничество, да и мрут вроде летом поменьше, старики в основном».
Мораль
Друзья мои, до тех пор пока вы не умерли, позаботьтесь о том, чтобы на ваших похоронах не было лишних людей. Поверьте, 90% процентов присутствующих на ваших похоронах вообще не имеют к вам никакого отношения, они вам ни друзья, ни родственники и даже не враги, а так просто. Если вы по каким - то причинам не сможете составить список приглашенных на вашу последнюю вечеринку, то нужно собраться с последними силами, встать из гроба и сказать: "Так, ну ка ты, ты и ты, и вы - убирайтесь с моих похорон к чертовой матери, а то я щас вам такое здесь устрою , что и Содому с Гоморрой не снилось!!!"
Свидетельство о публикации №110070201060