Перекличка с поэтами Китая. Ч. 2
Провожаю друга, отправляющегося в земли Шу
Перевод Бориса Мещерякова
О "дороге Цань Цуна"
я одно от людей слыхал:
Всё обрывы да кручи —
и пройти по ней нелегко.
Пред лицом человека
воздымаются стены скал,
Над коня головою
возникает край облаков.
Меж деревьев цветущих
скрылся Циньский настил давно,
Половодьем весенним
стены Шу вокруг стеснены.
Повышенье иль ссылка —
всё за Вас уже решено,
О гаданье Цзюньпина
Вы теперь просить не должны!
Комментарии переводчика:
... за тысячи ли — соответствует русскому выражению "за тридевять земель". Ли — китайская мера расстояния, около 0,5 км.
... "летучей травой" (кит. гу-пэн, дословно: "[как] одинокий мелколепестник") — мелколепестник острый (лат. Erigeron acris). Сорная трава, созревшие соцветия которой отламываются от стеблей и носятся по воле ветра. В поэзии, метафорический образ чиновника, которого, как "перекати-поле", всё время перегоняет с места на место ветер государственной службы.
... дорога Цань Цуна (кит. Цань Цун лу) — здесь: дорога в царство Шу, по которой приятелю автора предстоит добираться к новому месту службы. Цань Цун — легендарный основатель и первый правитель царства Шу (на терр. совр. пров. Сычуань).
... Циньский настил (кит. Цинь чжань) — здесь: настил на самых трудных участках шуской дороги, уложенный в эпоху Цинь.
Цзюньпин — прозвище знаменитого гадателя эпохи Хань — Янь Цзуня, жившего отшельником близ г. Чэнду
<<< >>>
Подниматься нам – как в гору.
и дорога в каждый день,
что-то – выбрали мы сами,
что в вчера открыли дверь…
И от века и до века,
то в Надземном, то в земном –
гонит ветер нетерпенья…
Расскажу о том потом.
А пока представить должно –
что несём мы от времён,
и что должно, что ненужно,
и – замедлит нам подъём…
Словно лестницей на Небо,
и – который уже век…
И чело, как дух извечный –
Продолжает в Вечность бег…
26.6.2010
Грани Агни Йоги, 1963 г. 396. (Авг. 20). Преисполнимся верою, преисполнимся надеждою, преисполнимся ожиданием. Ожидание пусть будет нежданным, без назначения сроков, нетерпения и разочарования. Ждите нежданно, но в состоянии постоянной готовности. Вечное ожидание – особенность Архата. Но почему вечное? Идем в Беспредельность, поднимаясь по ступеням. Достигнутое на одной, понуждает ожидать достижений ступени, идущей за нею, а ступеням нет конца. Нет конца и ожиданию возможности каждой. Конечно, Великий Приход от ступеней не зависит. Конечно, Великий Приход предшествуется ожиданием, но осознание явления Прихода связано с проходимой ступенью. И ожидание Прихода и ожидание явления новой ступени сознания сливаются вместе. Тот, кто не ждет ничего, тот имеет замолкнувшее сердце, ибо будущее живет в сердце и предвосхищается сердцем. Ожидание становится трудным, когда пространство напряжено вибрациями противных токов. Но и это приходится преодолевать, чтобы сохранить направление. Задача момента – это удержаться. Это нелегко. Сгущаются токи, и сгущается тьма, но впереди Свет.
* * *
Чэн Хао (1032 — 1082)
Внезапно написал весенним днём
Перевод Бориса Мещерякова
К полудню редкие скользят
по небу облака.
Цветущих ив миную ряд,
и предо мной — река.
Как тем понять, кто здесь стоит,
в душе моей пожар?
С укором кто-то говорит:
"Резвится, как школяр!"
* * *
Огонь взгорает – от Небес,
огонь – и в сердце нашем есть,
и что ни взять в земном – с огнём,
в реке, и облаках найдём…
И водород, и кислород –
огонь в молекулах несёт,
а если к атомам войдём –
они всегда с своим огнём…
26.6.2010
Грани Агни Йоги, 1968 г. 206. (Апр. 8). Можно разговаривать с животными, с растениями, и особенно с цветами, и можно разговаривать даже с предметами и вещами, наполняя их благой аурой. Священные предметы не были вначале священными, но мысли и обращения людей сделали их таковыми. Это все указывает на связь, существующую между человеком и всем, что его окружает, а также и на то, что он, будучи существом огненным, через стихию огня воздействует на материю, которая тоже ведь в основе огненная. Когда из камня высекается искра, это служит доказательством того, что и в камне скрыт огонь. Реакция соединения металлического натрия с водою сопровождается вспышками огня. Ведь атомы состоят из ядра и электронов, частиц светящейся материи. Центр атома – тоже огненно пульсирующее ядро. Таким образом, об огненном основании материи много доказательств и не требуется. И сердце человека, и сердце атома вибрируют или пульсируют огненной энергией. Отсюда и сродство между человеком и камнем и возможность воздействовать на материю. Воздействует аура человека, и воздействует особенно сильно сосредоточенная мысль. Мысль может быть разрушительной и созидательной. Около нездоровой ауры цветы быстро гибнут. Около нездоровой ауры человека быстро приходят в негодность вещи, которые он на себе носит, недолговечно и все то, что его окружает. Таким образом, психическая, или огненная, энергия человека несет в себе свойства созидательные, животворные, благотворно влияющие на все, что вокруг него, или, наоборот, разлагающие его окружение, чего бы они ни касались. Огненная природа здоровой ауры и светлых мыслей очень способствует долгому сохранению как вещей, так и одежды. У некоторых людей носимые вещи буквально горят, и это не значит, что это огненные люди, но даже наоборот. Разрушение и зло – явления, очень близкие друг другу. С вещами и предметами можно разговаривать, укрепляя их долговечность. Одни люди – старики уже в тридцать лет, другие сохраняют бодрость чуть не до ста. Можно спросить себя: почему? Вопрос актуален, ибо много внимания уделяется наукой проблеме продления жизни. Бывает и так, что даже в сравнительно молодом теле что-то в сфере психики проявляет все признаки старости, или, наоборот, в старом и слабом теле дух молод и бодр и полон жизненной энергии. О многом надо подумать, прежде чем научиться продлять жизнь человека. Наука будущего откроет двери в эту чудесную область.
Свидетельство о публикации №110062801275