Тайна страданий, великая тайна

Тайна страданий, великая тайна
милости Божьей к людям своим.
Золотом золото будет лучистым
и настоящим, как ни палИ.
Горны, горнила огня и пылают,
бывает, что даже в хорошей судьбе.
ТОлько они сподОбятся раю,
что не в примеры дурацкой руде..

26 июня 2010  и ещё: http://www.stihi.ru/2011/09/03/7894
                и ещё: http://www.stihi.ru/2011/05/25/8018
___________________________________________________________
Книга Иова

Это самая древняя книга в составе Библии.
Особые признаки:
1. Ни одного намёка на историю Израиля или закон Моисея.
2. Говоря о Боге Иов и его друзья употребляют только имя Елоим.
А имя Бога Завета Израилева встречается во всей книге только один раз (гл 12; 9)
3. Исключительно поэтический характер книги, стиль и построение речей.
4. Диалог между Богом и сатаной.
___________________
Главная тема книги - тайна страдания.
Цель её - разрешение вопроса, как согласуется страдания
благочестивых людей со справедливостью Божией.
В среде людей распространённый взгляд, что
страдания - это непременно за совершённые грехи (мнение друзей Иова),
НО
книга говорит о том, что наряду с мучениями наказания
существуют ещё и очистительные страдания ( мнение Елиуя) и
испытательные страдания (содержания пролога и эпилога)
Поэтому страдающему даётся практический совет
смиренно довериться без возмущения и спора
мудрому руководству Творца мира и Господу (содержание Божьих речей )

Книга Иова занимает в Ветхом Завете совершенно особое место
как по своему содержанию, так и по форме.
И не только это: по своей красоте и поэтической силе она
может быть поставлена наряду с лучшими произведениями мировой литературы.
Она всегда останется современной,
ибо до тех пор, пока живут на земле люди, останется в силе вопрос о смысле жизни. 

Жил-был на земле один очень счастливый человек! Ко времени описываемых событий он успел прожить уже много лет. Много прекрасных лет. В любви, здоровьи, с удачей во всём, а также в богатсве и власти, и в доброй славе. Звали его Иов.
Человек, успевший родить и вырастить взрослых детей, сделать много добрых дел другим людям.Был уважаем во многих народах и велик. Слава его гремела по земле. И слава добрая. Он любил людей. Не отмахивался от их нужд и тяжд. "Глазами был слепому и ногами хромому". Когда он начинал говорить умолкали другие и с почтением слушали см тут
"когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище свое, — юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли;князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои;голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их.Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня,потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного.Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость.Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло.Я был глазами слепому и ногами хромому;отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно.Сокрушал я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное.И говорил я: в гнезде моем скончаюсь, и дни мои будут многи, как песок;корень мой открыт для воды, и роса ночует на ветвях моих;глава моя не стареет, лук мой крепок в руке моей.Внимали мне и ожидали, и безмолвствовали при совете моем.После слов моих уже не рассуждали; речь моя капала на них.Ждали меня, как дождя, и, как дождю позднему, открывали уста свои.Бывало, улыбнусь им — они не верят; и света лица моего они не помрачали.Я назначал пути им и сидел во главе и жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих.(Иов 29:1-25)"
Был Иов знаменитее всех сынов Востока. .(Иов 1:3)"
У него было много имущества: движимого и недвижимого; много-бесчисленно слуг, много домов, много скота.
У каждого из его сыновей, которых было семь, и которые почти ежедневно "закатывали пиры" и "наслаждались жизнью" в своих домах был свой отдельный большой дом/дворец/... В редкие дни перерыва от своих пиров, они призывались отцом к себе, и отец освящал их, молясь Богу за каждого из них в отдельности, и за каждого принося всесожжения по числу их. У него было 10 детей - 7 сыновей и 3 дочери. "Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни.(Иов 1:5)" Иов. " и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.(Иов 1:1)"

сакцентирую..: ...был он - непререкаемый авторитет. И прожил замечательную жизнь.
До тех пор, пока не случилось с ним следующее:  почти в одночасье лишился вообще всего. А дело происходило так: Один за другим приходили к нему вестники с ужасающими вещами об убийствах, воровстве, грабительстве, ужасающих несчастных случаях и о гибели всех его детей... И ещё пришла к нему ужасная болезнь, настолько ужасная, что помимо причиняющей невыносимые физические страдания боли, вызывающая отвращение, страх, и ужас, и отверженность вкупе с ними, брезгливость людей и изгнание больного за городскую черту.... Попробуйте хоть на миг представить себя на этом месте...Прочувствуйте на самом деле.


 

Отвернулись от него даже любившие его. Насмешки, плевки, камни, злобу, отвращение  и пренебрежение людское... - вот что он получил. Хотя имел и золотое сердце. Когда лишился всего. Друзей не стало. И даже жена отвернулась от него. "Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня.Пришлые в доме моем и служанки мои чужим считают меня; посторонним стал я в глазах их.Зову слугу моего, и он не откликается; устами моими я должен умолять его.Дыхание мое опротивело жене моей, и я должен умолять ее ради детей чрева моего.Даже малые дети презирают меня: поднимаюсь, и они издеваются надо мною.Гнушаются мною все наперсники мои, и те, которых я любил, обратились против меня.(Иов 19:14-19)"
Возможно ли справиться с такими бедствиями(?) Конечно же "зубная боль - это пустяки, когда зуб болит у другого" и "своя рубашка ближе к телу" и мы не умеем сопереживать боли другого.., а если и умеем, то и тогда не в полной мере. И как справиться человеку в таком состоянии (?), и как не озлобиться (?), и куда идти(?), и к чему идти(?),

 


И всё же, у него нашлись некоторые достаточно стойкие друзья, которые услышав о его несчастьях, приехали даже из других стран и городов. Из из Фемы к нему приехал Елифаз, из Савхеи - Вилдад и из Наамы пришёл к нему Софар...Данным им сопереживанием и уважением. Которое..., как мы видим, тоже небезгранично. У каждого - лишь по способности их индивидуальных сердец.
Вначале, увидев Иова и восскорбев..., "И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу.И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико.(Иов 2:12,13)"
Люди это были тоже очень даже неплохими (по обывательским меркам), ищущим Бога, старающимися жить не во зле, можно сказать были даже и религиозными. Одним словом, если делить на чёрное и белое, то их бы мы скорее отнесли бы в белую часть, нежели в чёрную...
А теперь вот о чём: Много великих аспектов в "Книге Иова", я бы её назвала даже самой тяжёлой и трудной книгой Священного Писания, насколько она многогранна и непостижима, неохватна и многопланова. ( открывается она постепенно, и только сердцу, - нет и не будет такого ума, который без сердца бы смог прикоснуться к ней, и открыть её, и понять её ), ибо стоит на одном прекрасном, единственно существующем и ЕдИном камне. Никогда одним только голым умом.

Огромная доля содержания Книги Иова состоит из речей, речей, пытавшихся помочь Иову, но..как же просто человеку уйти в неправду, и в несправедливость. Каждый из друзей и умён (по земным меркам), и добр (тоже по ним), и справедлив (насколько чистым является его сердце), и каждый богобоязеннен( в меру своего понимания и открытия). Каждый говорит стройно и умно, и каждый говорит много правильных вещей....Не каждый глаз поймёт, что речь их неправА. Ибо неправда с правдою в их речах переплетена, ибо переплелась в сознаниях их (и наших)( зачастую они говорят то же самое, что полагаем и мы...), настолько стройно, красиво и умело, что речь в целом воспринимается логичной и правильной. И правой. В конечном же счёте, по существу, является демагогией..Когда-то в детстве меня поразило одно услышанное высказывание, существующее ещё с античных времён - "В споре зачастую побеждает красноречие, нежели истина" И когда понимаешь, что это действительно так, становится мало сказать, что очень неприятно. Но не признать данного земного факта невозможно. ..после этого я стала презирать риторику. - слишком часто риторика стоит на службе у демагогии совершая злые дела, уж слишком часто. (хотя ругая риторику и осуждая демагогию, всё же произнесу слова защиты умению говорить тоже - например, прекрасные речи Тертуллиана и Августина, апологетов, т. е. защитников, красноречивых защитников Правды БОжией).

Но вернёмся к речам Елифаза, Вилдада и Софара. Речи значительных и уважаемых, и любимых Иовом (да и другими) людей. Кстати, один из них, которого звали Елифаз, был сподоблен непосредственному даже видЕнию частички духовного мира..

...Люди с той поры не изменились по душевным качествам, поэтому мы легко в их словах можем услышать слова друзей и наших современников. Да и каждый из  нас в той или иной мере рассуждал в какие-то периоды жизни и как один, и как второй, и как третий, и как четвёртый ( потом ещё в книге появляется речь случайного (и неслучайного) четвёртого. Не из их поколения, а молодого и самоуверенного, но тоже хорошего и очень даже неглупого (по земным меркам) человека с именем Елиуй). Да, каждый из них говорит много истинного, но.... и одновременно говорит глубоко ошибочно и неистинно о самом главном. Да, они говорят...говорят... свои убеждения, свои выношенные мысли.  ....НО (!) - "все вы бесполезные врачи.(Иов 13:4)"и"жалкие утешители все вы!(Иов 16:2)" и  - констатация -  "вы сплетчики лжи.(Иов 13:4)" - вот что говорит правда устами Иова.
Из 42-ух глав Книги Иова 33 главы являются речами. Вот краткая сетка одного из аспектов..
   
 Елифаз (сподобившийся видения)Только ты не обижайся, ты сделал много добра, конечно, но вспомни погибал ли кто невинный. (гл 4)
Блажен человек, которого вразумляет Бог, и поэтому наказания Вседержителя не отвергай. Выслушай это и заметь для себя. (гл5; 15-19) 
ответ Иова:  гл 6 и 7.   
 
 Вилдад  Долго будешь ныть. Ты согрешил - ты наказан. (гл 8)
поэтому я сказал (гл 9; 15-22)
ответ Иова:  гл 10)    (
 
 Софар 
Что ты ноешь? Ты несёшь ещё меньше страданий, чем заслуживаешь того.(гл11)
ответ Иова:  я не меньше вас умом, и душой, и духом. Все вы - бесполезные врачи. (гл12)
ответ Иова:  (гл13) полностью (гл 14)   
   
 Елифаз    Ты сам дурак. К чему так горд? (гл 15)
(гл16) Примеры бедствий нечестивцев. (гл 17)
ответ Иова:   я тоже мог бы вам говорить также, но я бы не стал этого делать - я бы утешал и подкреплял бы вас.(гл 16) Нет хищения в руках моих, и молитва моя чиста. (гл16; 11-17) (гл 19-22) (гл 17) 1, 2, 5.   
 
 Вилдад    (гл 18; 4)
ответ Иова:  Вы уже раз десять срамили меня.(гл 19; 3)
              Помилуйте. (гл 18; 19-21) (19; 25-29)   
   
  Софар   
Злые мысли, которые в тебе были, но ты их не высказывал (гл 20) 
ответ Иова:  полностью (гл 21)   
   
 Елифаз    упрекает в великих беззакониях (гл 22) 
ответ Иова:  О, как бы я хотел встретиться с Ним. (гл23)
             Кто скажет, что я лгу? (гл 24) 
 
 Вилдад    Ты не можешь - мы все нечисты (гл25)   
Возвышенная речь Иова: Полность главы 26, 27, 28, 29, 30, 31 ) 
 
 Елиуй гнев Елиуя на трех друзей. Сожалеет о своей юности, но готов представить свое мнение.  Упрекает Иова в самоправедности и осуждении Бога. Если человек при таком наказании находит наставника и молится, тоБог избавляет его.Рассуждения о пользе от праведности. Неправда, что Бог не слышит.Трепещут пред Ним все мудрые сердцем. 

Не ставлю тут своей задачей разобрать речи,  привожу лишь примитивную сетку, причём даже не глубины и тем речей, а в основном лейтмотив упрёков Иова (ибо они броски)... А почему. Да потому что каждый человек идёт по своему пути познания. Вашей же скромной слуге очень бы хотелось надеятся, что вам снова и снова захочется открыть перед собою эту непостижимую своей глубиной Книгу Иова, перечитывать и пречитывать, и самому отыскать, непременно отыскать, и именно свои, самые нужные и самые правильные, ответы. И да поможет нам всем Бог. 

12 марта 2010
http://planeta.rambler.ru/users/andrea7/129178357.html#cut0


Рецензии