У корыта разбитого

Валерий Спиридонов

У корыта разбитого

Символ нашей всеобщей феерии –
Наш, свекольный с полосочкой, флаг, –
Злой республики Белонигерии, –
Миллиону неграждан, как враг.

«СвЕ-ти, свЕ-ти, манс Диевс, Ту, Латвию! –
Чтобы криевс быстрей умотал!
Чтоб забыли отца мы и мать твою!» – *
Пел надрывно народ, танцевал…

И пока он вот так пританцовывал,
Напевая молитвы, скуля,
Дядя Годман их всех обворовывал,
Дядя Шкеле ун бралисы, мля! – **

«Эй, ту криева цука, пром Криевия-а! – ***
Хватит наши беконы тут жрать!
Наши мёды… И наша тут «Эвия»! – ****
Наши шпроты… Зовёт Ваша мать!.

Гей, паны – до Варшавы, ватагою!
А евреев ждёт их Изра-Иль…
А не то мы погоним патагою! – *****
Украинцы, ступайте в ковыль!

Белорусы идите в болото все,
И гулять – по Полесским лесам!».
Белонигеры вышли охотиться:
«Белонегрия – бело негрАм!»…

Звуки кокле зовут на собрание.
На полях – злой пырей, трын-трава!
Сало, яйко завозит Германия, –
Их колбасы… и даже халва…

Взгляд шальной злобно шарит по пустошам:
«Чё, мы русских гоняли зазря?!
Ни лесов, ни полей! И не густо же
В наших Щах – ни хрю-хрю, ни кря-кря!»…

Белонигеры враз отверёзили.
Хвать топор, распаляя свой пыл.
Но, опять что-то сдуру сморозили –
Годман-бралисов след уж простыл…

Флаг свекольный с белёсой полосочкой –
На домах, на забытом дворце…
Смерть бредёт с инженерной присосочкой –
Модулятор горит на венце…
                _______

Обнимая ребенка немытого,
И клешнёю размазав слезу,
Мы сидим у разбита корытова,
Ожидая шальную грозу.
17.02.2009. Резекне.

Не все понимают латышский язык. Особенно, люди, живущие за пределами Латвии. Учитывая пожелания, даю примечания к стихотворению "У корыта...".
Примечания (для не владеющих великим и могучим латышским языком):
*  –  «СвЕти (освящай), свЕти, мой Боже, Ты, Латвию!»;
    – krievs – русский.
** – braalis – брат.
***  – « Уходи, ты, русская свинья, в Россию!». Этот, и подобные этому,  лозунги с идиотичной постоянностью появляются у националистов в периоды предвыборных кампаний (Кризис жанра и доверия! Возможны и сезонные обострения. А, может, всё вместе взятое)  или когда нужно прогнуться перед америкашками и полизать им одно (или два) место.
Используется так же ими плакат военного времени с изображением Родины-матери, с текстом «Родина-мать зовёт – домой!». И эти плакаты развешиваются в публичных местах, как и транспаранты с надписями: «Чемодан – Вокзал – Россия!» и т.д. и т.п. Пестрят этой дребеденью и различные латышские издания – и не только националистические. Больные люди – что с них возьмёшь!
Например,  в Омске и области живут латыши и латгальцы. Они имеют возможность обучаться и на родном языке, и имеют печатные издания на латышском и латгальском языках. Латыши и латгальцы чувствуют себя в России прекрасно и на историческую родину, по понятным причинам, не собираются. Латгальцам в российском паспорте, по их просьбе, ставят национальность – «латгалец». Тем самым Российское государство подчеркивает равенство всех людей, не зависимо от их национальности. Да и это просто акт вежливости и уважения человека…
В Латвии проживает около полумиллиона латгальцев! На родном (намного более древнем, чем на созданном когда-то младолатышами в Санкт-Петербурге,  латышском) они общаются только в быту. В латышском паспорте им вписано: latvietis – латыш. Латыши не признают латгальцев, как нацию (!!!), называя их  в быту (и не только) – «чангалами», «чёрными чангалами» (учитывая, что белые чангалы – это русские).
Древний латгальский язык не признан на государственном уровне. Латыши называют его испорченным (изломанным, исковерканным и т.д.)  латышским. Латгальцы не имеют права не только обучаться на родном языке, но  даже латгальских  детей в детских садах обучают на латышском языке. Треть коренного населения Латвии (латгальцы)  жестоко поражено в правах. Что тут говорить о русских или людях других национальностей.
Справедливости ради следует отметить ливов – их в Латвии проживает около двухсот человек (!). Эта нация и их язык признаны государством и имеют от него мощную поддержку. Следует так же отметить,  что в период кровавого насаждения христианства в Латвии, и особенно в Латгалии, ливы выступали на стороне немецких Орденов, вместе с крестоносцами, проливая кровь местного населения; мечом и огнем насаждая христианство…
**** – pataga – кнут.
***** – «Эвия» – целебная мазь, на восковой основе, созданная в Латвии. Применяется наружно и внутренне. Я, конечно, не врач, но думаю, что её можно применять и в «острых» случаях, указанных в примечании ***. 

Уточнения:
1). Меня спрашивают (люди из-за границы): «Почему Белонигерия, Белонегрия?». В Латвии живут белые люди. Но, когда приняли закон о гражданстве, то в Латвии в начале 90-х прошлого века оказалось около миллиона (!!!) «неграждан» (сокращенно: "не гр.", т. е. – «негр». Так не граждане сами себя и кличут: негры! Дальше – по смыслу…).
В фиолетовом паспорте «негражданина Латвии» (да здесь имеются и такие сочетания) по-английски написано: «чужой». Это весьма характеризует отношение руководства страны к людям, которые почти по 100 пунктам поражены в правах, по сравнению с гражданами. Многие из этих людей родились и выросли в Латвии, но не имеют права на гражданство. Процедура натурализации весьма ограничена и унизительна (особенно в последние годы). Что говорить о негражданах (они сегодня для правителей – отбросы, мусор и головная боль!), когда сегодня на митинги выходят десятки тысяч граждан, потерявших свои права и смысл жизни в своей родной стране?! С ними солидарны и остальные граждане Латвии.
«Кому (сегодня) живется весело, привольно в Леттланде?» – можно пересчитать по пальцам. Ну, от силы, десяткам тысяч: чиновникам, криминалу, бомжам. Буквально процветают похоронные фирмы, но их нещадно «доят»…
2). Kokle – старинный латышский (латгальский) музыкальный инструмент, аналогичный гуслям.


Рецензии