Кетчуп советской литературы
Рота почетного караула, море венков от Правительства, телеграммы соболезнований от главы государства и главы кабинета министров. Всё было в лучших традициях “Эпохи пышных похорон” Леонида Брежнева.
Конечно, по-человечески, всё понятно. Но адекватно ли прощание и полученные высшие награды родины с тем, что сделал для отечественной литературы Сергей Михалков?
Нет и еще раз нет! Сергей Михалков ворвался в литературу своей детской поэмами “Дядя Стёпа” и “Дядя Стёпа – милиционер”, созданными в 1935 году. С точки зрения детской литературы, произведения отлично, спору нет. Но также, с таким же мастерством писали и Агния Барто, и Самуил Маршак, и Борис Заходер и позже Генрих Сапгир и т.д. Вспоминаются также и Юнна Мориц, и Новелла Матвеева. Однако, никто из них
не был удостоен за свою литературную работу орденов Ленина, как Михалков уже в 1939 году, то есть четыре года спустя после выхода в свет “Дяди Стёпы”.
Кто не знает дяди Стёпу?
Дядя Стёпа всем знаком!
Знают все. Что дядя Стёпа
Был когда-то моряком.
А вот не менее знаменитые строки Агнии Барто, которые по поэтическому мастерству ничуть не слабее михалковских:
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь.
Не утонет в речке мяч.
Здесь все довольно просто: одно из ранних стихотворений Сергея Михалкова “Светлана” попалось на глаза самому Сталину, и он был очарован им по простой причине – его дочь тоже звали Светланой.
Я тебя будить не стану:
Ты до утренней зари
В тёмной комнате,
Светлана,
Сны весёлые смотри.
На радостях счастливый отец (Иосиф Виссарионович) повелел оказать поэту любые содействия и почести.
И поэт, то есть Сергей Михалков, обзавелся всем тем, о чем только мог мечтать тогда советский гражданин.
(Холуи вождя здесь постарались.) Это улучшение личного быта и получение индульгенции от опалы.
Сергей Михалков, будучи человеком напористым и хватким по природе воспользовался ситуацией и просто стал спекулировать своим “Дядей Стёпой” и талантом не особо высокого уровня. Подумать только, за последующие годы Сергей Михалков получил еще четыре ордена Ленина, Золотую звезду героя социалистического труда, Ленинскую и Сталинскую премии, множество орденов, званий и должностей в Союзе писателей СССР, становился депутатом Верховного совета.
Что же он сделал за этот период для литературы? Ничего! Нет, он писал. Но это были сиюминутные, написанные на злобу дня басни, фельетоны. Сценарии к сатирическим комедиям, пьесы в духе Владимира Маяковского о советских мещанах, тунеядцах и прожигателях жизни.
Или о том, как хороший советский мальчик оказывается смелее и находчивее американских бандитов (пьеса “Дорогой мальчик”). Из всех михалковских фильмов в истории остался один – “Три плюс два”.
Басни, как и следовала ожидать, забыты по причине потери своей актуальности. Пьесы, также.
Да и уровень их далек от пьес Островского или Вампилова. Дежурный набор диалогов на нужную тему.
Сергей Михалков уже в конце шестидесятых - начале семидесятых годов пытался изобразить что-то достойное “Дяде Стёпе” и написал стих про его сына Егора, который (не удивительно для официозного поэта и в моде тех лет) стал космонавтом. Но это уже было произведение гораздо слабее его же поэмы про Степана Степанова. Превзойти самого себя Сергей Михалков уже не смог.
И по сию пору дети предпочитают дядю Стёпу – милиционера. Как не сумел Сергей Михалков, как не тужился, создать новое, необыкновенное.
Красота, красота,
Мы ведем с собой кота…
Когда к нему обратился Президент России Владимир Путин с предложением написать новый текст к Государственному гимну России в 2000 году, Сергей Владимирович, будучи автором текста гимна СССР 1944 года просто переписал слова, согласуясь с велением времени и угождая власти, пощекотавшей его тщеславие и самолюбие русского дворянина. Как же-с, к нему обратились, больше не к кому.
Текст, как известно, литературным мастерством не блещет. Просто выражает желание Путина, как и в годы войны Сталина.
Взамен: Союз нерушимый республик свободных, Михалков ничтоже сумняшеся выдал на гора:
Россия – великая наша держава!
Мыльный пузырь, - вот какое определение поэту Михалкову подходит более всего.
В сравнении с его наградами и премиями. Нобелевской у него нет, и быть не могло.
Запад присудил ее оплеванному Сергеем Михалковым Борису Пастернаку и Михаилу Шолохову (на него Михалкову шикнуть было не под силу), а позже также оплеванному Михалковым Александру Солженицыну. Увы, Сергея Михалкова награждали только доморощенные Цезари.
Они ведь оценивали по принципу нравится - не нравится, угодно – не угодно, а о кладезе великой русской классической литературы они не думали. Образование не хватало. Зато амбиций хоть отбавляй.
Сергей Михалков не дал отечественной литературе ничего, кроме “Дяди Стёпы”, по сути пропагандистского стихотворения. Но это не ершовский “Конёк-горбунок”. А звезды и ордена украшали узкую грудь дворянина в те годы, когда умирал великий Михаил Булгаков, погибал на фронте Павел Коган, подвергался гонениям Борис Пастернак, попадали под пресс Владимир Высоцкий и Леонид Губанов. Последний совсем был спрессован такими придворными сластолюбцами и просто негодяями от литературы. Но равен ли талант Михалкова перечисленным писателям и поэтам?
Вопрос риторический, не требующий ответа. Мыльный пузырь лопнул.
Остались лишь милицейские сапоги 45-го размера. И еще кликуха, придуманная коллегами писателями: Гимнюк.
31 августа 2009 г. День гибели Марины Цветаевой
Свидетельство о публикации №110062503505