Литература утешающая, Часть 18

"Вижу нечто странное... Книга вторая"   Часть 18

Они мыслят?

Звонок. Это, наверно, Боряра.
Здравствуйте.
Здравствуйте, Боряра. Вы можете приходить к нам просто так, не принося каждый раз цветы и коробку шоколада.! Спасибо! Но, право, не надо!

Я прошу прощения, что злоупотребил Вашей любезностью, Рамона, но поймать Фёдора Ивановича в рабочее время на кафедре нет никакой возможности.
Боряра, он теперь профессор, зам. Кунина, на него свалилась масса чисто административных забот. Скажу Вам по секрету, Фёдор Иванович хочет вообще отказаться и от профессорства и от должности заместителя.
Фёдор Иванович, здравствуйте. Простите, что я тревожу Вас дома, но просто иначе...
Боряра, не надо извиняться, я всё слышал, у меня действительно очень напряжённое расписание: лекции, семинары, теперь всякие бессмысленные отсидки на совещаниях в деканате и ректорате. Я устаю страшно, а вот уделить время аспирантам почти не могу. Так что садитесь, поговорим здесь, в домашней обстановке. Рамона приготовит нам чай с пирожными... Чувствуйте себя свободно...
Вы, Боряра, я понимаю, пришли не просто так, что-то спрашивать. Судя по Вашему торжественному виду у вас опять – очередная «идея»?
Да, Фёдор Иванович, по Вашим сингулярностям...
Мне вчера пришла в голову мысль, не смейтесь, очень странная, фантастическая, можно сказать: Я подумал, что... может быть... она живая?
Что? Сингулярность?
Да, Фёдор Иванович. Мне кажется, по некоторым экспериментальным данным, она «ведёт себя...»
Боряра, то что Вы говорите, признаюсь, мне забавно слышать, в хорошем смысле «забавно». А вот и Рамона с чаем.
Вам с сахаром, Боряра?
Нет, спасибо. Я пью чай без сахара. Благодарю Вас, Рамона.
Боряра, Федя, я вам не помешаю, если посижу здесь и послушаю?
Ради бога, Рамоч...Рамона, тут Боряра высказывает свои фантастические идеи, тебя это может заинтересовать. Ты же любишь фантазии...
Итак, Боряра, где Вы увидели «поведение» сингулярности. Хочу Вас поддержать в какой-то мере, и может быть, одновременно огорчить, невольно.
Начните с «огорчения, Фёдор Иванович.
Ваша идея, конечно, целиком Ваша!!! Но Вы не первый, её высказывающий. Вы знаете Франца Фрауэнзухера, это мой друг и соавтор в этой разработке.
Да, конечно. Я его видел несколько раз на кафедре, когда он приезжал из Западной Германии.
Так вот, несколько лет тому назад, когда мы вообще ничего ещё не знали о сингулярностях, он тоже сказал, полувопросительно, что де, может они живые?
И что Вы ответили ему?
Мы, Боряра, тогда просто фантазировали, начали искать аналогии в нашей жизни , но с «неожиданной точки зрения». Допустим, мол, что мы – пыльца в цветках, и как бы мы реагировали на прилёт пчелы, или мы -- эритроциты. В общем это были весьма легкомысленные фантазии без какой либо логической или экспериментальной базы.
Скажу честно, Фёдор Иванович, Вы меня не огорчили, а наоборот, обрадовали. Если такому выдающемуся физику, как профессору Фрауэнзухеру пришла в голову схожая с моей идея, то для меня -- это только комплимент.
Боряра, я сейчас спрашиваю, что «живого» Вы видите в сингулярности?
Она «реагирует» на наши эксперименты.
Боряра, вода в пруду тоже «реагирует», если Вы бросаете в неё камешек  -- раздаётся всплеск, поднимается фонтанчик воды, волны расходятся по пруду...  Это что, не реакция? А химические реакции – они что, не изменяют исходные вещества?
Фёдор Иванович, она, сингулярность, реагирует на одинаковые экспериментальные воздействия по-разному! Вода в пруде всегда будет «вести себя» одинаково, если мы будем бросать камешки одного размера, формы, массы, с одной и той же скоростью. То же и с химическими реакциями. А тут мы воздействуем на неё одинаково, а она отвечает на «раздражения» неодинаково!
Боряра, амёба будет отвечать на одни и те же раздражения как раз одинаково. И даже многоклеточные организмы, даже собаки и кошки – на этом ведь построена выработка условных рефлексов. Даже человек!
Для меня это означает лишь одно – что кроме жизни у неё есть разум! Я шёл к Вам и подумал об этом, но сказать не решился...
Боряра, Вы фантазёр. Садитесь и пишите научно-фантастические рассказы на эту тему, но учтите, кандидатская диссертация по теоретической физике, основанная на одних фантазиях, к защите не принимается!

Кстати, Боряра, я хотел спросить у Вас, к какой политической партии в Папуа Вы принадлежите. Если не сочтёте этот вопрос нескромным.
Не сочту. Ни к какой. Беспартийный я и там и здесь.
Но гимн  Компартии Папуа знаю и могу пропеть:

Гимн Коммунистической партии Папуа:

Пар над котлами
Нам пищу прочит,
Мы папы – мамы
Дети рабочих.

Нам ненавистна
Эра рабов
Клич коммуниста:
Всегда ЕСТЬ готов!

Запахи мяса
Аппетитны очень,
Мы папуасы --
Дети рабочих.

Близится масса
Тучных годов!
Клич папуаса:
Всегда ЕСТЬ готов!

Мы поднимаем
Гордо и смело
Знамя борьбы
За съедобное тело!

Близится масса
Тучных годов.
Клич папуаса --
Всегда ЕСТЬ готов!

Боряра, если это Гимн Коммунистической Партии Папуа-Новой Гвинеи, то я просто боюсь услышать Интернационал в Вашем вольном толковании...!
 
Мальчики, хватит фантазировать о гимнах и сингулярностях! Надоело! Давайте-ка лучше сыграем вот в такую игру:

Художественно оформленные утешения. В частности, пьесы, фильмы и повести,. комплиментарные для определённых групп и индивидов.
Я начну, как пример, ЧТО имеется в виду, а вы, Боряра и Федя, продолжите... Хорошо?
Рамона, нам с Вами трудно состязаться...
Боряра, Вы не соревнуетесь, а соучаствуете на равных в этом «утешительном фестивале».
Итак, я начинаю:

Художественно оформленные утешения.

Эдмон Ростан, «Сирано де Бержерак» -- очень нравящаяся самовлюблённым, высоко ценящим себя стервам, пьеса. Ведь она посвящена фактически не незаурядной личности Сирано де Бержерака, а его молчаливой и безответной любви (до гроба) к молодой стерве. Такие зрительницы всегда охотно аплодируют в последнем действии и умилённо вытирают слёзы! «Такой герой» им явно симпатичен. Героиня, стерва и дура, влюблена молодого и красивого самца-недоумка, все объяснения которого в любви, исполняет Сирано, старый и некрасивый, с длинным носом. И только получив смертельный удар по голове, выбивший, наверно, из неё дурь к рисовке, он даёт понять этой стерве, что словеса, коими она была зачарована, аж до влюблённости, придуманы и исполнены им, старым носатым хрычом, а не физически привлекательным пустышкой-красавчиком. Но пьеса ОЧЧЧЕНЬ нравится такого рода дамочкам! Сирано ли де Бержерак, или какой-нибудь другой рыцарь без страха и упрёка – любимый герой таких особ. Чтоб обязательно любил «безмолвно, безответно, то робостью, то ревностью томим», до конца дней своих! Приятно щекочет непомерно  раздутое самолюбие таких вот стерв.
Кстати, Федя, помнишь, я приехала как-то к тебе в колхоз, когда тебя с группой студентов послали «на помощь труженникам села»?
Вечером все сидели за длинным столом и пели всякие студенческие песни. Для меня это было ново, я ведь советских студенчесих песен не знала. И вот запели какую-то песенку с такими словами:
Ах, ночью лунною
Девчонка юная,
Из-за тебя погибнет, кажется, студент...
Посмотрела я случайно на одну из девушек. Её Вера, что ли, звали. Смотрю, она глазки, до этого живо блестевшие, прикрыла,  на  лице – блаженство, экстаз прямо, и подумала я:
Вот девица, которая только об этом и мечтает: Чтобы, неважно кто, студент, милиционер, миллионер или кто угодно. Но обязательно,  чтобы погиб и обязательно из-за неё! Стерва типа вышеописанного

Федя, теперь ты продолжай экспромт! Ну, не стесняйся! Наверняка у тебя есть, что сказать...!

Другая, и тоже пьеса-утешение. Э. Радзинского: «Я, он и телефон». Очень красивая секретарша в некой организации, весьма одинока (По непонятным причинам! Красавицы обычно в девках не засиживаются!). А сотрудник той же шарашки, тоже, конечно, красавец, блестящий физик и прочее, её даже не замечает, ибо занят высокоинтеллектуальной деятельностью. Но от верного и, запланированного Автором для завязки, безнадёжного беззамужья красавицу спасает эльф ХХ - го века – вездесущий телефон, даже если он – только телефон-автомат! По этому телефону герой в лёгком подпитии звонит по первому придуманному его компанией номеру и «объясняется в любви» незнакомой женщине, которой, конечно же, оказывается наша очень одинокая и незамечаемая ни одним брюконосцем-физиком, красавица. Дальше – всё ясно, роман их развивается, растёт и крепнет под неослабевающим контролем автора пьесы до счастливого конца!  Утешение же здесь в том, что, мол, девоньки, не кручииьтесь, да не горюйте! Принц-физик рядом! Он уже скачет к вам, трубя в рог пылкие признания!
В общем, усё будеть хорошо! Ждите, да наводить марафет не забывайте!

Боряра, теперь Ваша очередь?
Что скажете?
У меня сразу два утешения: Для старых козлов и для молодых недоумков.
Однако, Боряра, Вы молодец! Сразу два! Что ж, выдавайте...

Ещё один утешительный жанр: для старых хрычей. Им бы не о бабах, а о Боге думать надо, ан нет!
Примеры: Пьеса Герхарда Гауптмана «Перед заходом солнца»
Юная, конечно же, очаровательная секретарша некоего престарелого начальника, мечтая о долгожданном свидании с любовником, злясь на старика, её задерживающего в конторе, печатает некое письмо, которое тот диктует. И (по произвольному авторскому замыслу. А что, он –Автор, он и решает!) вдруг, забыв о свидании, вчитывается в смысл ею печатаемого и соображает, что письмо-то это – прощальная записка самоубийцы! Сердце юной секретарши от этого прозрения раскалыается надвое и трещина проходит через постельку, о которой она только что мечтала!
Охваченная пылкой страстью к своему старому начальнику, она моментально выходит за богатого старика замуж. Однако его более юные родственники начеку! Им вовсе не хочется, чтобы старый хрыч, окочурившись скоренько от темпераментных ласк молодой жёнушки, не оставил бы ей всё наследство!
Такова утешительная коллизия этой пьесы.

В «Круге на двоих»  ситуация схожая. Опять юная и весьма полногрудая Татум О’Нил, спасаясь от назойливых приставаний юного самчика, совершенно случайно, конечно же. попадает в логово старого хрыча-художника! (Ричард Бартон).
Разумеется, живущего лишь высокоморальными духовными ценностями, чем и прельщает весьма половозрелую девицу! Ей бы «чиво-нибудь попроще», а он ей мозги пудрит всякими художественно-этическими рассуждениями! Опять – пылкая любовь к нему разгорается во вполне готовом для брака теле девицы, да до такой степени, что, несмотря на все его многомудрые разговоры, она быстренько раздевается и предстаёт перед малоудивлённым хрычом голышом, но с зажжённой  сигарой, зажатой в ... (нет, нет, не подумайте что-нибудь неприличное в стиле филиппинских бардаков) тонких пальцах изящной руки. Татум О’Нил поясняет: Без сигары я выглядела бы «слишком голой»!
Оказывается, не только фиговые, но и свёрнутые в сигару табачные листья тоже могут прикрывать «нечто странное»! 
И здесь ситуация такая же – утешительная до полного неправдоподобия.
Итак, молоденькие женщины и даже девушки-школьницы «случайно» обнаруживают одинокого старого хрыча, в котором внезапно воплощаются их матримониальные и эротические мечтания о прекрасном принце. Старый хрыч – «Мужчина», незаурядная личность, светильник разума, эрудит, и прямо отец родной (Но не очень! Дабы избежать упрёков в инцесте!) для молоденькой и духовно одинокой красотки.
Тоже призыв к старым хрычам: Ещё не всё потеряно, старцы! Крепите свою мужскую стать!
Как в известной песне:

Дедушки, гляньте, дедушки, утрите слёзы!
Едут к вам прелестницы девчонки,
Эх, да секс-богини-амазонки...

Ждите, и да обрящете! На краю могилы!

Ещё одно «утешение». На сей раз – не старый хрыч, молодняк. Но маленький, неказистый, далеко не красавец и по общественной иерархии – уж совсем не принц. Конечно, влюблённый в красоток, которые  даже не смотрят на него. Глазные яблоки у них, красоток, ниже уровня метр семьдесят пять  не опускаются! Не замечают они его! Эдакого замухрышку...
Но зато пьеса, повесть или аж роман целый разворачивается, и все читатели видят воочию, что этот гномик-середнячок -- незаурядный человек, наделённый высокими душевными качествами, которые, наконец, некая красавица, раньше его не замечавшая, внезапно обнаруживает и под занавес сливается с ним в экстазе...
Этого рода утешительных  сочинений особенно много. Пьер Безухов, которому достаётся Наташа Ростова, и так далее..
.
Однако, Боряра, Ваше последнее «утешение» мне  не нравится! Представляется, что Вы слишком вошли в роль героя вот таких утешений! А Вы вовсе не такой! Зная некоторых из  Ваших пассий, я могу сказать, что они-то как раз оценивают Ваши достоинства быстро и верно...
И никак не «под занавес»...
Рамона, Вы льстите мне... Спасибо!

Перечислены лишь отдельные примеры. Читателям предоставляется право дополнить этот список по своему усмотрению...   


Рецензии