Сатирическая поэзия отпора

            Нельзя представить себе каждого свежего номера газеты «Правда» в годы войны без сатирического рисунка или стихотворения. Карающий огонь советской сатиры везде настигал противника, заставляя его обороняться и всячески изворачиваться. Все без исключения рисунки художников Кукрыниксов, Б. Ефимова, Л. Осинского, Г. Верейского направлены на развенчание античеловеческой сущности фашизма, на осмеяние врага и разгром его Красной Армией. Большинство карикатур, сделанных художниками, подписаны сатирическими стихами. В таком единстве живопись и поэзия выступают синтезированным и поэтому   более острым и эффективным политическим оружием.

            Много стихотворных фельетонов, басен, политических пародийных перифразов, сатирических баллад, эпиграмм печатаются отдельно от рисунков и плакатов. Сатирические стихи выполняют ту же задачу, что и рисунки, но их функциональные возможности, несомненно, более широки.

            Стихотворно-сатирическая публицистика на страницах «Правды» находится в очень тесной связи с газетной публицистикой и информационным материалом. Часто сообщения советского радио, центральных газет и самой «Правды» являются основой для создания сатирических произведений. С другой стороны, сатира возникает в ответ на клеветнические измышления неприятельской пропаганды, жестокость врага на оккупированной территории, на его грабительскую активность и неудачи на фронте. Постоянно под обстрелом сатиры находится расистско-шовинистическая идеология гитлеризма.

            В результате многогранной деятельности поэтов-сатириков на страницах «Правды» создаётся яркий обобщённый образ врага-завоевателя. Внутри этого ёмкого можно выделить отдельные более мелкие образы и темы: образы врага-марионетки, геббельсовской пропаганды, темы жестокости завоевателя, мародёрства. За каждым таким локальным образом, темой стоит целый цикл стихов, включающий в себя от семи (жестокость врага) до тридцати одного (образ врага-марионетки) названия. А в целом сатирических стихов русских и национальных поэтов напечатано в «Правде» за годы войны около ста пятидесяти.

            Сатирические стихи, разоблачающие и высмеивающие противника, публиковали здесь Д. Бедный, С. Маршак, Й. Бехер, А. Сурков, С. Слободской, С. Щипачёв, А. Безыменский, М. Исаковский, А. Жаров, В. Лебедев-Кумач, А. Габор, А. Венцлова. Некоторые стихи этих и других поэтов («Разбой» О. Криницкой – 31 июля 1941 г., «Мы поклялись в тот час» С. Ефимова – 10 февраля 1942 г., «Аллея победы» А. Суркова – 5 февраля 1945 г. и другие) нельзя отнести к сатирическому жанру. Но они нужны для более полной характеристики фашизма потому, что всем своим пафосом направлены на развенчание противника. Центральным образом этих стихотворений является образ врага, в них сильно звучит отрицательная, уничижительная по отношению к агрессору оценка.

            Образ врага в сатирико-публицистических стихах военных лет не застывает в статике. Он всё время находится в движении, развивается в связи с изменением хода событий, с переменами на фронте и в тылу, со сменой международного политического климата.

            Первым приступил к сатирическому осмеянию врага на страницах «Правды" Демьян Бедный. В поэме «Степан Завгородний»   12 июля 1941 г. – агрессор впервые предстаёт перед нами в облике «коричневой, прожорливой фашистской саранчи», которой уже тогда отказано в какой-либо человекоподобности и духовности:

Вся нечисть саранчевая
Ползёт, как ошалелая,
Летит, как одурелая.

            Хотя сатирическая поэзия представлена в газете, по меньшей мере, именами десяти авторов, наиболее часто, можно сказать, постоянно мы встречаем на её страницах стихи двух ведущих поэтов-сатириков – Д. Бедного и С. Маршака. Их заслуги особо отмечены в докладе А. Суркова «О советской поэзии в дни войны»: «Вчитайтесь в агитпоэзию Демьяна Бедного, в газетную работу Маршака…, и вы поймёте, что если не в свершениях, то в смелых заявках старшее поколение советских поэтов честно и плодотворно работало для победы своего народа в великой войне»   М., «Советский писатель», 1944, с. 18.

            Стихотворные фельетоны, басни Д. Бедного, сатирические стихи С. Маршака военной поры завоевали широкую популярность. А удачные стихотворные подписи Маршака к рисункам и плакатам Кукрыниксов были удостоены Государственной премии.

            Стихотворная сатира «Правды» была в разоблачении гитлеризма оружием не менее действенным, чем публицистические статьи А. Толстого, И. Эренбурга, А. Корнейчука, Д. Заславского. До сих пор некоторые из сатирических стихов звучат свежо и актуально.

            Из моей дипломной работы, 1975 г.



               


Рецензии