Коктебельский дневник 1996 года
В ПОЕЗДЕ
Пахнет дождем. Чёрны полосы чертит земля.
Поля источают блаженство нескошенных трав,
Мой Коктебель! Я - к тебе. Это прежняя я -
Восторга и боли всё тот же мучительный сплав.
Тучи размыли белила бегущих небес.
Серым прониклась река над ржаным полотном.
И по стеклу - ритм дождя, как прилив или плёс.
Лето открыло свой счёт: день за днем, день за днем.
14 июня
***
Я просыпаюсь утром -
в распахнутый мир Коктебеля,
будто лечу в самолете со стеклянным верхом...
И, хотя небеса штормят,
я - счастлива.
15 июня
***
На рассвете
Белое Солнце
растекается по морю
и глядит на свое отражение,
удивляясь вибрации волн.
Так разглядывает душа
свое новое воплощение -
с удивлением,
храня в себе тайну рождения.
17 июня
***
Облака проносятся по небу,
изменчивые, как сама жизнь,
как время,
создавая мгновенные кольца,
а в них - Белое Золото Солнца.
Закрываются Солнца колодцы...
Облака устремляются дальше -
паруса, лики и формы.
Когда еще будет время
душе поглядеть на небо?
17 июня
***
Сегодня июньское небо
медлительно, как моя мысль -
наши потоки совпали,
и взгляд мой парит вместе с ним,
скользя по стеклянной веранде
и выплывая в окно...
Там парус случайного облака,
гонимый мгновенным порывом,
несётся в открытую Вечность.
18 июня
***
ВДОЛЬ КАРА-ДАГА - МОРЕМ
Развалины древних вулканов. /Отрада!/
Творения первых гигантов: /Ты рада?/
Парус и Чертов Палец.*
И Гяур-Бах -
/мурашки по коже/
Сад Неверных. /Ах!/**
- И я тоже?
- Изменишь, слетишь со скалы!
- Любимый! Не надо!
Кра - а - а - а - х!!!
19 июня
* Названия кара-дагских скал
**Гяур-Бах - Виноградник Гяуров, или Сад Неверных (тюрк.). В ущелье Гяур-Бах сбрасывали по преданию неверных жен.
***
В ГРАВИЙНОЙ БУХТЕ
"Э - э - э - э - й"! - крикнула чайка,
и звук разлетелся веером -
на весь горизонт.
Я поднимаю голову
и вижу парусник,
похожий на февральский сон.
Море - матовое, перламутровое -
едва колышет прозрачный воздух,
и вязкое марево земли
поднимается в полуденный Рай.
20 июня
***
Любимый час. Закат. После пяти.
Не слышно звонка `осок по стеклу.
А взгляд опять уносится к холмам,
будто душа за день и не устала
крутить тропинки бухт вдоль побережья
и тайным слухом проникать в смысл тишины,
и растекаться в ливне жарких солнц,
не в силах отлепиться от камней,
и погружаться в ледяную воду...
20 июня
***
Сегодня в Небесах какой- то праздник,
иначе для чего Закат окрасил
фарватеры незримых кораблей,
раскинутых по небу, как гирлянды,
на детской карусели в чудном парке -
без ригелей и без осей.
20 июня
***
Как быстро тает закат -
еще минуту назад
розовый праздновал Верхний Час,
и вот, погас.
Синий пока цветет,
но серый тон скоро
высветит небосвод.
20 июня
***
Киик-Атлама* входит в море,
зябко ступая по к`амням,
поднимая изящные ноги,
боясь взбаламутить воду...
И бесконечно смотрит
на бесконечный Запад,
который станет Востоком,
когда завершит свой круг.
23 июня
*Киик-Атлама - мыс, окаймляющий Коктебельский Залив с Востока, в переводе с тюркского - Прыжок Дикой Козы. Для меня - это сама Дикая Коза.
***
Хорошо посмотреть на море
и вспомнить о Древнем Египте -
длинные-предлинные мысы,
вытянутые, как сам Египет,
что становятся розовыми в полдень
и плывут и плывут на Запад,
торжественные, словно Сфинксы.
23 июня
***
БЕЛЫЙ КОРАБЛИК
В три часа дня
Белый Кораблик
отходит от берега
и плывет по июньскому морю -
мимо Гигантских Лягушек*,
мимо Ревущих Гротов,**
мимо Садов Неверных,
вдоль башен Хоба-Тепе.***
Белый-Белый Кораблик,
как гребень волны мгновенной,
мысли летящего облака
домики на берегу.
23 июня
* Огромные скалы в форме лягушек в Лягушачьей Бухте
**Грот Ревущий
***Хоба-Тепе - часть Кара-Дагского берегового хребта
***
На закате
Хамелеон* желтеет,
с драконьева хребта Янышар**
спадают глубокие тени,
а море шумит и шумит,
словно раковина зимою.
23 июня
* мыс Хамелеон, или Топрах-Кая (Киловый утёс), назван Хамелеоном благодаря Солнцу, постоянно меняющему его цвет.
**Кучук-Янышар или Янычар.
***
Бесконечные длинные мысы
вытягиваются, уходят вглубь Понта,
словно Вечные Мысли.
С чем еще сравнить их?
С детской раскладной книжкой?
С непрерывностью горизонта?
Мысы уходят в море,
мысли уходят в Небо,
раскладная книжка остаётся в детстве,
а горизонт остаётся непрерывным
до наступления ночи.
26 июня
***
I. Variations
1. Солнце магическим шаром
летит и летит сквозь тучи,
изредка вспыхивая в прорехах
Белым Сиянием Знам`ения,
А мне кажется,
это я лечу над землею,
обгоняя жизнь, время...
Нет, я лежу у моря -
это летящее солнце
мне представляется шаром,
сиянием,
знам`ением...
2. Солнце матовым месмерическим шаром
летит сквозь тучи,
изредка вспыхивая в прорехах
Белым Сиянием Знамения,
А мне кажется,
это я лечу над землею,
обгоняя жизнь, время...
Нет, я всего лишь песчинка -
лежу на пороге моря,
смотрю на бегущее небо,
летящее солнце,
и мне представляется матовый шар месмерический...
Позже он вспыхнет в сознании
Белым Сиянием Знамения.
27 июня
***
Ветер -
в трепещущих листьях ночи.
Полон
Луны светящийся ужас.
Здравствуйте, звуки Вечности!
Псалмы коктебельского лета -
систры цикад,
волны воздушных приливов -
шуршащей души деревьев,
и отдаленные вопли
какой-то бродячей псяры.
29 июня
* систры - металлические трещотки. В Древнем Египте систрами пользовались жрицы во время празднеств.
***
ФРЕСКА. ТРИПТИХ
Variations
1. Грунт Белой Башни,
или мастерской
души художника,
где Солнце на закате
напишет фреску -
стройный стан ствола,
мерцание листьев в хрупкости ветвей...
О, танец тени в сговоре с лучом!
Ты - графика японских мастеров,
Псалмы Верховных Занебесных Сфер,
Приливы Неисполненной Любви
и отражение в "Зеркале" Андрея.*
_____________________________________
* фильм Андрея Тарковского "Зеркало"
2. Глухая Башня светлой мастерской
души художника.
Молитвы тихий труд.
И легкая задумчивость Небес.
Когда же, утомившись, яркий день
начнет готовиться к закатной службе солнц,
проступит фреска на немой стене.
О, Вечности незамутнённый лик!
В нем отразится силуэт ветвей
и переливы листьев: ветер - тень,
Прелюдии Верховных Чистых Сфер -
то самого Престола Мастерство
И отражение в "Зеркале" Андрея.
3. Глухая Башня светлой мастерской
души художника,
молитвы тихий труд
и глубина раздумия Небес
о творчестве духовного пути.
Когда же, утомившись, яркий день
начнет готовиться к закатной службе солнц,
проступит фреска на белёном камне,
словно на грунте храмовой стены.
О, Вечности незамутнённый лик!
В нем отразится силуэт ствола,
мерцание листьев в хрупкости ветвей,
их переливы: ветер-свет-и-тень...
Ты - графика японских мастеров,
Прелюдии Верховных Чистых Сфер,
Приливы Неисполненной Любви -
то Самого Престола торжество
и отражение в "Зеркале" Андрея.
28 июня - 1июля
***
Сегодня - Полнолуние.
Светло,
как ясным днем,
вернее, нет, не днем,
а вечером, когда горит свеча.
и очертания коктебельских гор
раскинулися римским полукружием.
начало июля
***
Море остановилось -
стало прозрачным и северным.
Хамелеон
ушел вертикально под воду,
пытаясь постичь
свою двойниковую суть
на всю глубину отражения...
И на стекле бирюзы
возникли белёсые рунны -
о, клинопись Древнего Мира!
А, может, и Праязыка.
3 июля
***
ДИПТИХ III
1. Я вхожу в море
и плыву по недвижимой глади
бесконечного светлого вечера.
Я хочу раствориться в блаженстве его Божества,
уйти в фиолетовый шелк,
в марево роз горизонта.
Это почти забытье.
Но мне нужно назад -
я далеко заплыла,
и, усилием воли
развернувшись в воздушной воде,
выбираюсь из счастья на берег.
Цвет уже изменился -
ни сирени, ни роз.
Только синий, и серый, и белый.
И холодные камни целуют холодные звезды
расстоянием мысли...
О, возлюбленный Вечер!
Ты, вплывающий в ночь
так же гладко и мягко, как я
заплывала в тебя
в переливах бескрайней нежности.
16 июня 1995
2. Как я могла не понять
по дневному зеркальному морю,
что меня ожидает
Божественный розовый вечер
в фиолетовом мареве
и перламутровый шелк!
Год миновал с того самого мягкого часа,
когда я уходила /ты помнишь?/
в забытье переливчатых волн.
Что изменилось?
А то,
что туман запор`ошил холмы,
будто испортилось зрение.
Бабушки нет на Земле.
И я вышла из шелка,
которому -
ни цены,
ни конца,
ни забвения...
3 июля 1996
***
Сиеста.
Полуденный зной.
Отражение
вибрации трепетных листьев
на деревянном столе.
А за спиной - море
застыло стеклом бирюзы
и устремлённые мысы
сияют божественным светом
обкатанных сердоликов.
3 июля
***
"Изменчивость одна лишь неизменна".
П. Б. Шелли
Луна - на ущербе,
который,
закончив свой заданный круг,
/а может, его половину/
стремится опять к полноте
и снова - к немому нулю,
словно прилив и отлив
в монотонных своих повторениях -
отражение Света во Тьме,
вся Гармония Мира,
все Ритмы Вселенной...
Ничего не изменишь, хотя
неизменна одна лишь изменчивость.
3 июля
***
В РИТМАХ ИОСИФА БРОДСКОГО
Душный полдень. Цикады. Сиеста.
Пёсик Максик упал на крыльцо и замер,
словно умер - ни с места,
а море - зеленый мрамор.
Жара поднимается в небо Огромной Медузой,
плавится воздух, камни, тела, мысли.
Верхние и Нижние Оттузы*
разморённые над миром зависли.
Может, я и не живу вовсе? -
Всё равно не знаю: кто я, откуда.
К кому на Землю пришла я в гости.
Может, к плавным горбам Горы-Верблюда?
К Верблюду иль не Верблюду, а нужно выжить.
Ложись, Душа, в тени под навесом
/тебя уже можно, как губку выжать/
и смотри свои сны с интересом.
Встанешь в пять - твой час времени:
миг рождения, равновесия.
И снова - в путь. Ни капли лени -
в вечер, к Ангелам, в Поднебесье.
5 июля
_____________________________________________________
* названия посёлков за Кара-Дагом
***
НОЧЬЮ - ВДОЛЬ КАРА-ДАГА
Из впадины
июльской ночи,
усыпанной алмазной крошкой неба,
встает немой гигант многогорбатый...
Моя судьба - во власти Кара-Дага.
И парусник, как антилопа плавный,
так мягко режет ткань атласной глади,
и чайки, словно ангелы, несутся
над черным шелком непрозрачных вод.
/как будто бы во Ад они спустились
Ветхозаветных праведных спасти/.
И гулкость громких гротов отдается -
о - о- о... эхом в горле амфоры бездонной.
И страшно, страшно - к Золотым Воротам,
величественным, словно Выход в Смерть.
Нет! Рано мне туда! Мне надо - к миру!
Где ожерелье из огней прибрежных,
и запах моря и хорошей кухни -
всё станет мне о жизни говорить.
Ну, слава Богу! Вот и пирс нарядный,
и яркость ресторанов оглушает.
Бреду домой по набережной пьяной,
как будто выплыла из Небытья.
8 июля
***
Колоски пожелтели.
В жару, в Восходящий Июль,
созерцание скал
почему-то особенно остро.
Я живу в Коктебеле.
В жару я особенно - нуль.
Ни души, ни ума -
только солнцем иссушенный остов.
Я живу в Коктебеле,
и кажется - вот, навсегда
я останусь одна:
в благодати, в любви, в Кара-Даге,
Но желтеют колосья и Время –
Живая Вода,
Коктебельское Время –
лишь в памяти Белой Бумаги.
17 июля
***
- в Отрытую Ночь атлантически-черного моря,
когда под водой источает рука серебро благодати,
и эти гирлянды огромных сверкающих искр
откликаются гроздьями спелых несчитанных звезд,
грозящих сорваться и рухнуть
за горизонт -
в океан.
17 июля
***
Когда смолкает гомон человечий,
Земля берет права молчания
и на душу ложится Теплый Вечер,
и Ветер начинает причитания
и Притчи,
восходящие к Началам
Земли и Неба...
Кто же, кто же я?
Молчание.
Лишь обещание
прощения,
хлеба
и Небытия.
20 июля
***
1. Повернуло на август -
Море стало синее,
Солнце мягче,
Ночи прохладнее.
Да и мне пора складывать парус.
Ветер.
Чайки садятся на камни.
Море стало синее.
Солнце мягче.
Ночи прохладнее.
2. Повернуло на август -
Море стало синее,
Солнце мягче,
Ночи прохладнее.
Да и мне пора складывать парус.
Я загорела.
Стала немного сильнее,
И на душе - отраднее.
Повернуло на август.
Ветер.
Чайки садятся на камни.
Море стало синее.
Солнце мягче.
Ночи прохладнее.
после 20 июля
***
Плохая погода. И вновь -
созерцание залива.
Я заболела. И кровь
мечется в сердце.
Любовь? Искушение?
Не знаю, не знаю, болезная.
Признание стихов?
Или иная какая-то сила?
Дорога? Иль переменное?
Но, как бы то ни было,
Все бесполезное -
самое ценное
в Царстве у Господа Бога.
22 июля
***
Курица-ряба взбегает по каменной лестнице.
Скоро - домой. Странным ты был, Коктебель.
В чем-то - сумбурным. В чем-то - чуть зимним. Предвестницей
Осень войдет в мою жизнь новых снов и путей.
22 июля
***
ИЗ ВЕРХНИХ ОТТУЗ - В КОКТЕБЕЛЬ ПЕШКОМ
Отрешенность холмов, просветлённые скалы
И ... пустынная грусть замирает в долине.
К Коктебелю любви моей не умаляя,
я влюбляюсь в Оттузы и в горный пейзаж посредине.
О, дорога! Ты Белый Закат Вознесения.
Облака растекаются, как по стеклу
над красавицей Спящей*,...
и образ видения
застывает на выпуклом каменном лбу.
О, дорога! Ты - живопись и фотография.
Вон - рога Сююрю. Пирамида-то где?
Акварельный иероглиф возвышенной графики
растворится в небесной воде.
Тишина. Лишь камыш что-то шепчет, ласкается с ветром.
Я живу. На искусство так времени мало.
Свет уходит, уходит... Во сне предрассветном
Напишу и холмы, и пустынные скалы.
23 июля
* Название скалы
** Сююрюк-Кая (Острая Скала) из Библейской долины Коктебеля кажется пирамидой, но по дороге в Оттузы раздваивается и превращается в некое рогатое существо.
***
ДЕНЬ АНГЕЛА
Variations
1.Божественная легкость тропиканки,
Ты - словно бабочка иль теплый ветер.
Ты развеваешься шифоном нежных роз.
Мое желание исполнилось -
я снова девочка из детства.
Я также счастлива,
как после стрижки первых длинных кос.
Лечу вдоль берега, над морем.
В моем пакетике - бутылочка воды.
Божественная легкость тропиканки.
И мне в лицо - июльский теплый вечер.
2. Божественная легкость тропиканки.
Ты развеваешься шифоном нежных роз,
порхаешь бабочкой,
несешься теплым ветром.
Я - снова девочка. И мне пять лет.
Мое желание исполнилось.
Я также счастлива,
как после стрижки первых длинных кос.
Лечу вдоль берега. Везде синеет море.
В моем пакетике - бутылочка воды.
Божественная легкость тропиканки.
И мне лицо целует теплый вечер.
24 июля
День Св. Ольги
***
Тело мое отточилось
и сделалось древним,
словно античная статуя.
конец июля
***
Последний вечер…
Моря грусть струится светлым перламутром.
29 июля
***
"... Теперь мне сорок
Что сказать мне о жизни?
Что оказалась длинной".
Иосиф Бродский
24 мая 1980 г.
Я уезжаю.
Что мне сказать о лете?
Что оказалось длинным,
как жизнь Иосифа Бродского,
когда ему стукнуло сорок, -
Так ему, по крайней мере, казалось.
На самом деле
и жизнь, и лето - малая малость.
Когда смотришь на камни -
агаты, трасс, сердолики,
понимаешь,
что значит для Господа Время.
Или только кажется, что понимаешь,
на самом деле
и Земля для него - малая малость.
Что значит Вселенная? Космос? Время?
Или жизнь одной маленькой женщины,
так и не ставшей мамой,
но и не ставшей монахиней.
На самом деле
и ее простая душа - малая малость.
И все же...
Лето - это великолепно.
Это подарок Божий:
жаркие бухты,
скульптурные камни,
песчаные пляжи
И даже
собака Дана, что в дом меня не пускала,
но и это для Господа - малая-малая малость.
30 июля
***
УЕЗЖАЯ. НА ТЕПЛОХОДЕ
I.
Прощай, мой Коктебель!
До осени прощай.
Копеечка исчезла под водой.
Вернусь иль не вернусь?
Ты мне вернуться дай,
как дети возвращаются домой.
Прощай мой Коктебель!
Сентябрьские ветра
в лицо мне хлынут моря синевой.
И сердце защемит...полынь, полынь-трава...
Ну, а сейчас - домой, домой, домой.
II.
Скалы - напластования сланцев,
словно тот халцедон, что валялся
в одной из бухт
или на перевале.
Мой Коктебель влюблялся
в меня, когда я умирала,
умолял меня жить,
чтобы я воспевала
его Бесконечность,
его многоликие скалы
и кистью ласкала
изгибы и перевалы
и вспоминала
тот халцедон, что валялся
в одной из бухт.
III.
Готический собор исчезнет за скалой
и из воды восстанут древние атланты
и скалы стертые.
Прощание с судьбой.
IV.
Дым из трубы теплохода -
словно Черного Змея хвост.
Я уезжаю домой - не прощаюсь.
Мой Коктебель!
Я твой вечный и временный гость.
Может, вернусь в сентябре –
не обещаю.
О, Коктебель!
Бесконечная шелковость вод,
страх о полете,
иероглифы каменных статуй
И –
готический храм исчезает.
Еще поворот -
Время поставит на лете цветную заплату.
V.
Variations.
1.
Мне от твоей красоты не избавиться.
Дикий Верблюд к Хамелеону спускается
Грудью юной татарки…*
И Кара-Даг качается
в дымке немого полудня
снами Спящей Красавицы,
словно собор-галеон,**
и, как простая барка.
2.
Мне от твоей красоты не избавится.
Даже в обычные будни видится сон -
Дикий Верблюд к Хамелеону спускается
Грудью юной татарки
и галеон "Кара-Даг" качается
в дымке немого полудня
святостью Спящей Красавицы
и, как простая барка.
30 июля
* Верблюд-гора имеет и другое название: Татаркина грудь
** галеон - большое парусное судно; использовалось как военный корабль с XY - IXX века.
***
TO VICTORIA*
"...И море, и Гомер - всё движется любовью..."
О. Мандельштам
На лбу твоем сиреневой вуалью,
как дымка августа, -
прозрачная тоска.
Ты вся... о, парусник, что мчится в никуда,
окутанный тревогой и печалью.
Да, мы на паруснике. Бесконечный Бог
съедает бесконечность ломких линий
хребтов облезлых и бруттийских пиний**
и плещется волной у наших ног.
А линия твоя восходит к Еве
и оставляет лето за кормой.
Домой? Из дома? Снова в путь? Домой?
О, лишь бы плыть и плыть в морском припеве.
"И море, и Гомер - все движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море Черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью".
30 июля
___________________________________________________
* посвящается Виктории
**сосен
В ПОЕЗДЕ
Когда мчишься на поезде ночью в степи,
белокрыши домов, как большие шатры.
Огоньки, словно лодочки иль маяки.
Лишь подумала - море. Теперь огоньки,
как горящие окна в домах, что в шатры,
Когда мчишься на поезде ночью в степи.
Поезд мчится. Земля улетает назад.
Не сейчас, не сейчас, мои губы твердят.
И в молитве ночной
вечно со мной
Образ Живой.
30-31 июля
Конец
Свидетельство о публикации №110062103492