Коктебельский дневник 1996 года

ИЗ "КОКТЕБЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА 1996 ГОДА"
В ПОЕЗДЕ
   
   Пахнет дождем. Чёрны полосы чертит земля.
   Поля источают блаженство нескошенных трав,
   Мой Коктебель! Я - к тебе. Это прежняя я -
   Восторга и боли всё тот же мучительный сплав.
   
   Тучи размыли белила бегущих небес.
   Серым прониклась река над ржаным полотном.
   И по стеклу - ритм дождя, как прилив или плёс.
   Лето открыло свой счёт: день за днем, день за днем.
   
   
  14 июня
   
   
 
  ***
   

  Я просыпаюсь утром -
            в распахнутый мир Коктебеля,
                будто лечу в самолете со стеклянным верхом...
   И, хотя небеса штормят,
           я - счастлива.



 15 июня




   ***


   На рассвете
             Белое Солнце
                растекается по морю
                и глядит на свое отражение,
                удивляясь вибрации волн.
   
   Так разглядывает душа
                свое новое воплощение -
                с удивлением,
                храня в себе тайну рождения.
   
   
   
   
  17 июня
   
   
 
   ***
   

Облака проносятся по небу,
              изменчивые, как сама жизнь,
                как время,
   
   создавая мгновенные кольца,
                а в них - Белое Золото Солнца.
   
   Закрываются Солнца колодцы...
   
   Облака устремляются дальше -
                паруса, лики и формы.
   
   Когда еще будет время
                душе поглядеть на небо?


 17 июня




***
 


 Сегодня июньское небо
   медлительно, как моя мысль -
         наши потоки совпали,
   и взгляд мой парит вместе с ним,
          скользя по стеклянной веранде
                и выплывая в окно...
   Там парус случайного облака,
                гонимый мгновенным порывом,
                несётся в открытую Вечность.
   
   
  18 июня
   


***   
   

ВДОЛЬ КАРА-ДАГА - МОРЕМ
   
   Развалины древних вулканов. /Отрада!/
   Творения первых гигантов: /Ты рада?/
   Парус и Чертов Палец.*
   И Гяур-Бах -
   /мурашки по коже/
   Сад Неверных. /Ах!/**
   - И я тоже?
   - Изменишь, слетишь со скалы!
   - Любимый! Не надо!
   Кра - а - а - а - х!!!
 
  19 июня

   * Названия кара-дагских скал
   **Гяур-Бах - Виноградник Гяуров, или Сад Неверных (тюрк.). В ущелье Гяур-Бах сбрасывали по преданию неверных жен.
   
 

*** 
   
   В ГРАВИЙНОЙ БУХТЕ
   
   
   "Э - э - э - э - й"! - крикнула чайка,
                и звук разлетелся веером -
                на весь горизонт.
   Я поднимаю голову
               и вижу парусник,
                похожий на февральский сон.
   Море - матовое, перламутровое -
                едва колышет прозрачный воздух,
                и вязкое марево земли
                поднимается в полуденный Рай.
 



20 июня
 

  ***


   Любимый час. Закат. После пяти.
      Не слышно звонка `осок по стеклу.
          А взгляд опять уносится к холмам,
                будто душа за день и не устала
                крутить тропинки бухт вдоль побережья
                и тайным слухом проникать в смысл тишины,
                и растекаться в ливне жарких солнц,
                не в силах отлепиться от камней,
                и погружаться в ледяную воду...


  20 июня
   
 
   ***


   Сегодня в Небесах какой- то праздник,
          иначе для чего Закат окрасил
             фарватеры незримых кораблей,
                раскинутых по небу, как гирлянды,
                на детской карусели в чудном парке -
                без ригелей и без осей.
   

  20 июня
   
   
 
  ***


   Как быстро тает закат -
         еще минуту назад
                розовый праздновал Верхний Час,
                и вот, погас.
   Синий пока цветет,
               но серый тон скоро
                высветит небосвод.
   
  20 июня
   
 

***
   
   Киик-Атлама* входит в море,
          зябко ступая по к`амням,
                поднимая изящные ноги,
                боясь взбаламутить воду...
   И бесконечно смотрит
                на бесконечный Запад,
                который станет Востоком,
                когда завершит свой круг.
 
23 июня


 
   *Киик-Атлама - мыс, окаймляющий Коктебельский Залив с Востока, в переводе с тюркского - Прыжок Дикой Козы. Для меня - это сама Дикая Коза.


  ***

   Хорошо посмотреть на море
        и вспомнить о Древнем Египте -
                длинные-предлинные мысы,
                вытянутые, как сам Египет,
                что становятся розовыми в полдень
                и плывут и плывут на Запад,
                торжественные, словно Сфинксы.


  23 июня
   


***

 БЕЛЫЙ КОРАБЛИК
   
   В три часа дня
       Белый Кораблик
         отходит от берега
                и плывет по июньскому морю -
                мимо Гигантских Лягушек*,
                мимо Ревущих Гротов,**
                мимо Садов Неверных,
                вдоль башен Хоба-Тепе.***
   
   Белый-Белый Кораблик,
               как гребень волны мгновенной,
                мысли летящего облака
                домики на берегу.
   
  23 июня
   
 
   * Огромные скалы в форме лягушек в Лягушачьей Бухте
   **Грот Ревущий
   ***Хоба-Тепе - часть Кара-Дагского берегового хребта
   
 
 
***


   На закате
       Хамелеон* желтеет,
                с драконьева хребта Янышар**
                спадают глубокие тени,
                а море шумит и шумит,
                словно раковина зимою.



23 июня


* мыс Хамелеон, или Топрах-Кая (Киловый утёс), назван Хамелеоном благодаря Солнцу, постоянно меняющему его цвет.
   **Кучук-Янышар или Янычар.
   
   
 
  ***


Бесконечные длинные мысы
   вытягиваются, уходят вглубь Понта,
         словно Вечные Мысли.
             С чем еще сравнить их?
   С детской раскладной книжкой?
             С непрерывностью горизонта?
   
   Мысы уходят в море,
             мысли уходят в Небо,
                раскладная книжка остаётся в детстве,
                а горизонт остаётся непрерывным
                до наступления ночи.
   
  26 июня
   
   
   
***

I. Variations
   
1. Солнце магическим шаром
               летит и летит сквозь тучи,
                изредка вспыхивая в прорехах
                Белым Сиянием Знам`ения,
   
   А мне кажется,
           это я лечу над землею,
                обгоняя жизнь, время...
   
   Нет, я лежу у моря -
             это летящее солнце
                мне представляется шаром,
   
  сиянием,
          знам`ением...
 
2. Солнце матовым месмерическим шаром
                летит сквозь тучи,
                изредка вспыхивая в прорехах
                Белым Сиянием Знамения,
   А мне кажется,
               это я лечу над землею,
                обгоняя жизнь, время...
   
   Нет, я всего лишь песчинка -
               лежу на пороге моря,
                смотрю на бегущее небо,
                летящее солнце,
   и мне представляется матовый шар месмерический...
                Позже он вспыхнет в сознании
                Белым Сиянием Знамения.


27 июня
   
 
  ***
 

  Ветер -
      в трепещущих листьях ночи.
   Полон
             Луны светящийся ужас.
   
   Здравствуйте, звуки Вечности!
               Псалмы коктебельского лета -
   систры цикад,
             волны воздушных приливов -
                шуршащей души деревьев,
                и отдаленные вопли
                какой-то бродячей псяры.


 29 июня
 
   * систры - металлические трещотки. В Древнем Египте систрами пользовались жрицы во время празднеств.
   
   

***


   ФРЕСКА. ТРИПТИХ

  Variations


1.  Грунт Белой Башни,
      или мастерской
         души художника,
               где Солнце на закате
   напишет фреску -
             стройный стан ствола,
   мерцание листьев в хрупкости ветвей...
                О, танец тени в сговоре с лучом!
   Ты - графика японских мастеров,
              Псалмы Верховных Занебесных Сфер,
                Приливы Неисполненной Любви
   и отражение в "Зеркале" Андрея.*
 

_____________________________________
   * фильм Андрея Тарковского "Зеркало"



2.   Глухая Башня светлой мастерской
          души художника.
                Молитвы тихий труд.
   И легкая задумчивость Небес.
   
   Когда же, утомившись, яркий день
             начнет готовиться к закатной службе солнц,
                проступит фреска на немой стене.
   
   О, Вечности незамутнённый лик!
   
   В нем отразится силуэт ветвей
                и переливы листьев: ветер - тень,
                Прелюдии Верховных Чистых Сфер -
                то самого Престола Мастерство
   
   И отражение в "Зеркале" Андрея.



3. Глухая Башня светлой мастерской
            души художника,
                молитвы тихий труд
   и глубина раздумия Небес
               о творчестве духовного пути.
   
   Когда же, утомившись, яркий день
                начнет готовиться к закатной службе солнц,
                проступит фреска на белёном камне,
   словно на грунте храмовой стены.
   
   О, Вечности незамутнённый лик!
   
   В нем отразится силуэт ствола,
                мерцание листьев в хрупкости ветвей,
                их переливы: ветер-свет-и-тень...

   Ты - графика японских мастеров,
                Прелюдии Верховных Чистых Сфер,
                Приливы Неисполненной Любви -
                то Самого Престола торжество
   
   и отражение в "Зеркале" Андрея.


 28 июня - 1июля
   


 ***


   Сегодня - Полнолуние.
              Светло,
                как ясным днем,
   вернее, нет, не днем,
                а вечером, когда горит свеча.
   и очертания коктебельских гор
                раскинулися римским полукружием.



 начало июля
   


 ***



   Море остановилось -
            стало прозрачным и северным.
   Хамелеон
      ушел вертикально под воду,
   пытаясь постичь
        свою двойниковую суть
   на всю глубину отражения...
   
   И на стекле бирюзы
               возникли белёсые рунны -
                о, клинопись Древнего Мира!
                А, может, и Праязыка.


3 июля
   

***

ДИПТИХ III


1. Я вхожу в море
           и плыву по недвижимой глади
                бесконечного светлого вечера.
   Я хочу раствориться в блаженстве его Божества,
               уйти в фиолетовый шелк,
                в марево роз горизонта.
   Это почти забытье.

   Но мне нужно назад -
              я далеко заплыла,
                и, усилием воли
                развернувшись в воздушной воде,
                выбираюсь из счастья на берег.

   Цвет уже изменился -
             ни сирени, ни роз.
                Только синий, и серый, и белый.
                И холодные камни целуют холодные звезды
   расстоянием мысли...

   О, возлюбленный Вечер!
              Ты, вплывающий в ночь
                так же гладко и мягко, как я
                заплывала в тебя
   в переливах бескрайней нежности.



16 июня 1995



2. Как я могла не понять
             по дневному зеркальному морю,
                что меня ожидает
   Божественный розовый вечер
               в фиолетовом мареве
                и перламутровый шелк!
   
Год миновал с того самого мягкого часа,
   когда я уходила /ты помнишь?/
              в забытье переливчатых волн.
   
   Что изменилось?
      А то,
                что туман запор`ошил холмы,
                будто испортилось зрение.
   Бабушки нет на Земле.
         И я вышла из шелка,
   которому -
            ни цены,
                ни конца,
                ни забвения...



 3 июля 1996
   



***


   Сиеста.
      Полуденный зной.
         Отражение
                вибрации трепетных листьев
   на деревянном столе.
   
А за спиной - море
   застыло стеклом бирюзы
           и устремлённые мысы
                сияют божественным светом
   обкатанных сердоликов.
   
   
   3 июля
   

***


"Изменчивость одна лишь неизменна".
П. Б. Шелли



   Луна - на ущербе,
   который,
   закончив свой заданный круг,
   /а может, его половину/
      стремится опять к полноте
   и снова - к немому нулю,
       словно прилив и отлив
   в монотонных своих повторениях -
           отражение Света во Тьме,
   вся Гармония Мира,
         все Ритмы Вселенной...
   
   Ничего не изменишь, хотя
          неизменна одна лишь изменчивость.
   
   

3 июля
   
***   

В РИТМАХ ИОСИФА БРОДСКОГО
   
   
   Душный полдень. Цикады. Сиеста.
        Пёсик Максик упал на крыльцо и замер,
            словно умер - ни с места,
   а море - зеленый мрамор.
   
   Жара поднимается в небо Огромной Медузой,
               плавится воздух, камни, тела, мысли.
   Верхние и Нижние Оттузы*
            разморённые над миром зависли.
   
   Может, я и не живу вовсе? -
     Всё равно не знаю: кто я, откуда.
              К кому на Землю пришла я в гости.
                Может, к плавным горбам Горы-Верблюда?
   
   К Верблюду иль не Верблюду, а нужно выжить.
       Ложись, Душа, в тени под навесом
               /тебя уже можно, как губку выжать/
                и смотри свои сны с интересом.
   
   Встанешь в пять - твой час времени:
            миг рождения, равновесия.
   И снова - в путь. Ни капли лени -
              в вечер, к Ангелам, в Поднебесье.
   
   
5 июля
   _____________________________________________________
   * названия посёлков за Кара-Дагом
   
   
***



НОЧЬЮ - ВДОЛЬ КАРА-ДАГА
   


  Из впадины
       июльской ночи,
                усыпанной алмазной крошкой неба,
   встает немой гигант многогорбатый...
       Моя судьба - во власти Кара-Дага.
   
   И парусник, как антилопа плавный,
            так мягко режет ткань атласной глади,
                и чайки, словно ангелы, несутся
                над черным шелком непрозрачных вод.
   /как будто бы во Ад они спустились
       Ветхозаветных праведных спасти/.
   
   И гулкость громких гротов отдается -
          о - о- о... эхом в горле амфоры бездонной.
   И страшно, страшно - к Золотым Воротам,
               величественным, словно Выход в Смерть.
   
   Нет! Рано мне туда! Мне надо - к миру!
      Где ожерелье из огней прибрежных,
              и запах моря и хорошей кухни -
                всё станет мне о жизни говорить.
   
   Ну, слава Богу! Вот и пирс нарядный,
            и яркость ресторанов оглушает.
   Бреду домой по набережной пьяной,
              как будто выплыла из Небытья.
   
   
   8 июля
   
   

***


   Колоски пожелтели.
     В жару, в Восходящий Июль,
              созерцание скал
                почему-то особенно остро.
   

Я живу в Коктебеле.
   В жару я особенно - нуль.
       Ни души, ни ума -
               только солнцем иссушенный остов.
   
   Я живу в Коктебеле,
            и кажется - вот, навсегда
                я останусь одна:
                в благодати, в любви, в Кара-Даге,
   

Но желтеют колосья и Время –
  Живая Вода,
    Коктебельское Время –
       лишь в памяти Белой Бумаги.
   
   
   17 июля
   
   


***


   - в Отрытую Ночь атлантически-черного моря,
                когда под водой источает рука серебро благодати,
                и эти гирлянды огромных сверкающих искр
   откликаются гроздьями спелых несчитанных звезд,
              грозящих сорваться и рухнуть
   за горизонт -
                в океан.
   
   
   17 июля
   



***
   

Когда смолкает гомон человечий,
       Земля берет права молчания
               и на душу ложится Теплый Вечер,
   и Ветер начинает причитания
        и Притчи,
  восходящие к Началам
   Земли и Неба...
 
 Кто же, кто же я?

   Молчание.
     Лишь обещание
        прощения,
   хлеба
      и Небытия.



20 июля
   


***

1. Повернуло на август -
       Море стало синее,
            Солнце мягче,
                Ночи прохладнее.
   
   Да и мне пора складывать парус.
            Ветер.
               Чайки садятся на камни.
   
   Море стало синее.
     Солнце мягче.
           Ночи прохладнее.
   
   
2. Повернуло на август -
       Море стало синее,
   Солнце мягче,
       Ночи прохладнее.
   
   Да и мне пора складывать парус.
           Я загорела.
Стала немного сильнее,
   И на душе - отраднее.
   
   Повернуло на август.
        Ветер.
Чайки садятся на камни.
   
   Море стало синее.
       Солнце мягче.
   Ночи прохладнее.
   
 
после 20 июля
   
   

***


Плохая погода. И вновь -
       созерцание залива.
   Я заболела. И кровь
       мечется в сердце.
   
Любовь? Искушение?
   Не знаю, не знаю, болезная.
      Признание стихов?
   Или иная какая-то сила?
       Дорога? Иль переменное?
   
Но, как бы то ни было,
   Все бесполезное -
      самое ценное
   в Царстве у Господа Бога.
   
 

22 июля
   


***


   Курица-ряба взбегает по каменной лестнице.
   Скоро - домой. Странным ты был, Коктебель.
   В чем-то - сумбурным. В чем-то - чуть зимним. Предвестницей
   Осень войдет в мою жизнь новых снов и путей.
   


  22 июля
   



***   



ИЗ ВЕРХНИХ ОТТУЗ - В КОКТЕБЕЛЬ ПЕШКОМ
   

Отрешенность холмов, просветлённые скалы
     И ... пустынная грусть замирает в долине.
        К Коктебелю любви моей не умаляя,
                я влюбляюсь в Оттузы и в горный пейзаж посредине.
   
   О, дорога! Ты Белый Закат Вознесения.
       Облака растекаются, как по стеклу
                над красавицей Спящей*,...
и образ видения
   застывает на выпуклом каменном лбу.
   
   О, дорога! Ты - живопись и фотография.
      Вон - рога Сююрю. Пирамида-то где?
        Акварельный иероглиф возвышенной графики
                растворится в небесной воде.
   
   Тишина. Лишь камыш что-то шепчет, ласкается с ветром.
   Я живу. На искусство так времени мало.
   Свет уходит, уходит... Во сне предрассветном
   Напишу и холмы, и пустынные скалы.
   
   
   
   23 июля
 


   * Название скалы
   ** Сююрюк-Кая (Острая Скала) из Библейской долины Коктебеля кажется пирамидой, но по дороге в Оттузы раздваивается и превращается в некое рогатое существо.
   
   

***   


ДЕНЬ АНГЕЛА

Variations


1.Божественная легкость тропиканки,
     Ты - словно бабочка иль теплый ветер.
        Ты развеваешься шифоном нежных роз.
              Мое желание исполнилось -
                я снова девочка из детства.
   Я также счастлива,
                как после стрижки первых длинных кос.
   

Лечу вдоль берега, над морем.
   В моем пакетике - бутылочка воды.
      Божественная легкость тропиканки.
   И мне в лицо - июльский теплый вечер.
   

2. Божественная легкость тропиканки.
         Ты развеваешься шифоном нежных роз,
                порхаешь бабочкой,
                несешься теплым ветром.
   Я - снова девочка. И мне пять лет.
   
Мое желание исполнилось.
   Я также счастлива,
           как после стрижки первых длинных кос.
   Лечу вдоль берега. Везде синеет море.
              В моем пакетике - бутылочка воды.
   Божественная легкость тропиканки.
                И мне лицо целует теплый вечер.
   


 24 июля
  День Св. Ольги
   
   
   
   ***



   Тело мое отточилось
          и сделалось древним,
                словно античная статуя.
   
   
   конец июля
   
   

***
 

   Последний вечер…
          Моря грусть струится светлым перламутром.
   
   
   

29 июля
   



   ***
   
  "... Теперь мне сорок
  Что сказать мне о жизни?
  Что оказалась длинной".
   
   
Иосиф Бродский
   
   
  24 мая 1980 г.
   
   
   Я уезжаю.
   Что мне сказать о лете?
      Что оказалось длинным,
        как жизнь Иосифа Бродского,   
когда ему стукнуло сорок, -

  Так ему, по крайней мере, казалось.
     На самом деле
         и жизнь, и лето - малая малость.
   

Когда смотришь на камни -
  агаты, трасс, сердолики,
     понимаешь,
        что значит для Господа Время.
 
 
Или только кажется, что понимаешь,
   на самом деле
     и Земля для него - малая малость.
   

Что значит Вселенная? Космос? Время?
    Или жизнь одной маленькой женщины,
так и не ставшей мамой,
   но и не ставшей монахиней.

На самом деле
   и ее простая душа - малая малость.
   
И все же...
   Лето - это великолепно.
 Это подарок Божий:   
жаркие бухты,
    скульптурные камни,
      песчаные пляжи


 И даже
собака Дана, что в дом меня не пускала,
    но и это для Господа - малая-малая малость.
   
   

 30 июля
   



***   


УЕЗЖАЯ. НА ТЕПЛОХОДЕ

                I.

Прощай, мой Коктебель!
       До осени прощай.
         Копеечка исчезла под водой.
    
Вернусь иль не вернусь?
      Ты мне вернуться дай,
          как дети возвращаются домой.
   

Прощай мой Коктебель!
   Сентябрьские ветра
в лицо мне хлынут моря синевой.
   
И сердце защемит...полынь, полынь-трава...
   Ну, а сейчас - домой, домой, домой.
   
 
                II.


Скалы - напластования сланцев,
   словно тот халцедон, что валялся
в одной из бухт
   или на перевале.
   
Мой Коктебель влюблялся
  в меня, когда я умирала,
   умолял меня жить,
      чтобы я воспевала
его Бесконечность,
  его многоликие скалы
     и кистью ласкала
изгибы и перевалы
и вспоминала
тот халцедон, что валялся
  в одной из бухт.
   
                III.
 

Готический собор исчезнет за скалой
  и из воды восстанут древние атланты
и скалы стертые.
   Прощание с судьбой.
   
               

                IV.


Дым из трубы теплохода -
    словно Черного Змея хвост.
Я уезжаю домой - не прощаюсь.
    Мой Коктебель!
Я твой вечный и временный гость.
   Может, вернусь в сентябре –
не обещаю.
   

О, Коктебель!
  Бесконечная шелковость вод,
страх о полете,
   иероглифы каменных статуй

И –
    готический храм исчезает.
Еще поворот -
 Время поставит на лете цветную заплату.


                V.
 
Variations.
   
   1.
   
   Мне от твоей красоты не избавиться.
      Дикий Верблюд к Хамелеону спускается
 Грудью юной татарки…*
   И Кара-Даг качается
      в дымке немого полудня
снами Спящей Красавицы,
словно собор-галеон,**
   и, как простая барка.
   

2.
   
 Мне от твоей красоты не избавится.
    Даже в обычные будни видится сон -
 Дикий Верблюд к Хамелеону спускается
     Грудью юной татарки
и галеон "Кара-Даг" качается
в дымке немого полудня
святостью Спящей Красавицы
и, как простая барка.
   

30 июля


 * Верблюд-гора имеет и другое название: Татаркина грудь
** галеон - большое парусное судно; использовалось как военный корабль с XY - IXX века.
   
   


***



   TO VICTORIA*


"...И море, и Гомер - всё движется любовью..."
О. Мандельштам
   
   
На лбу твоем сиреневой вуалью,
   как дымка августа, -
      прозрачная тоска.

Ты вся... о, парусник, что мчится в никуда,
    окутанный тревогой и печалью.
   

 Да, мы на паруснике. Бесконечный Бог
    съедает бесконечность ломких линий
     хребтов облезлых и бруттийских пиний**
и плещется волной у наших ног.
   
 
 А линия твоя восходит к Еве
    и оставляет лето за кормой.
Домой? Из дома? Снова в путь? Домой?
   О, лишь бы плыть и плыть в морском припеве.
   
   
"И море, и Гомер - все движется любовью.   
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море Черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью".
   
   
 

30 июля

   ___________________________________________________
 * посвящается Виктории
   **сосен
   





                В ПОЕЗДЕ
   
   
Когда мчишься на поезде ночью в степи,
  белокрыши домов, как большие шатры.
Огоньки, словно лодочки иль маяки.
Лишь подумала - море. Теперь огоньки,
  как горящие окна в домах, что в шатры,
   

Когда мчишься на поезде ночью в степи.   
Поезд мчится. Земля улетает назад.
Не сейчас, не сейчас, мои губы твердят.
 И в молитве ночной
 вечно со мной
   Образ Живой.
   
   

30-31 июля
   
   
   
   
   


   Конец


Рецензии