Куликовское поле5ч

Всяк  воин  да  благословится,
Пред  битвой  праведной  молясь,
Святой  водою  окропится,
В  поход  ответственный  стремясь.
Полки  из  трёх  ворот  кремлёвских,
Пошли,  молебен  отслужив,
Отцы  благословили  войско,
Святой  водой  рать  окропив.
И  двинулись,  гремя,  к  Коломне,
Там,  воевод  распределив,
Поставил  Князь  всех  в  поле  ровном
И  о  походе  объявил.
На  поле  девичьем  стояли
Необозримые  войска
И  множеством  предвосхищали
Победу  русских  на  века.

Пред  чермным  стягом  Христа  Спаса
Молился  о  победе  Князь,
Взывая  к  Богу  сердцегласно:
«Владыка,  посмотри  на  нас,
Услышь  рабов  Твоих  молитвы
И  нечестивых  разгроми,
О,  сколько  слёз  уже  проли`то,
Господь,  ещё  мои  прими.
Я  кланяюсь  Тебе,  мой  Боже,
И  Матери  Твоей  Святой,
И  кланяюсь  святым  всем  тоже
За  их  молитвы  пред  Тобой.
Твоё  Святое  славлю  Имя,
За  всё  Тебя  благодарю,
Моя  надежда  Ты  и  сила,
Мой  Бог,  Тебя  вовек  люблю».

А  после  к  войску  обратился:
«Отцы  и  братья,  ночь  пришла,
Пусть  молится,  кто  не  молился,
А  завтра  бой  ради  Христа.
И  ради  веры  православной,
Забудьте  ныне  обо  всём
И  утром  с  Богом  в  битве  главной
На  смерть  за  нашу  Русь  пойдём.
Владычицы  небесной  праздник,
Её  святое  Рождество
Пусть  отмечает  воин  каждый,
Разя  врага  мечом  в  лицо».

И  воины  Руси  стояли,
Назад  отрезав  все  пути,
Душой  на  Бога  уповали,
Молясь  Ему: «Господь,  прости
И  помоги  нам  ради  Церкви,
Спасенья  ради  христиан,
Чтоб  в  храмах  свечи  не  померкли,
Чтобы  не  пал  Христовый  стан».
Настало  время  Божьей  меры
И  каждый  понимал - предел,
И  ради  Истины  и  веры
Бесстрашно  на  врага  смотрел.
Так  по  молитвам  покаянным
Междоусобия  гора,
Скрепя  и  рушась  непрестанно,
С  упрямства  гордого  сошла.

О  чём  Князь  думал,  груз  великий
На  плечи  возложив  свои?
Терпеть  ли  дальше  злое  иго,
Ждать,  что  ослабнут  все  враги?
Терпеть  разгром  и  истребленье,
В  надежде  вновь  из  праха  встать,
Иль  дать  великое  сраженье,
Врага  жестокого  изгнать?   
Так  Выбор  пал  на  долю  Князя,
Он  дух  татар  решил  сломить
И  по  Всевышнему  наказу
Славян  в  борьбе  объединить.

И  в  ночь,  когда  заря  померкла,
Боброк  Димитрия  позвал:
«Князь,  едем  испытать  примету,
Какую  я  не  раз  пытал».
Сойдя  на  поле  Куликовом,
Между  войсками,  в  полной  тьме,
К  татарам  обратились  взором
И  Князь  услышал  в  тишине
Великий  стук  и  клич,  и  вопль,
Вой  волчий,  карканье  ворон,
Грозу  и  шум,  ужасный  топот
И  клёкот  птиц  со  всех  сторон.
А  там,  где   русские  стояли,
Над  войском  в  темноте  ночной,
Как  стяги,  тихо  полыхали
Зарницы  огненной  судьбой.

«О  помощи  молись,  Князь,  Богу, 
То  дарят  знаки  небеса
И  будет  свыше  нам  подмога» -
Волынец  опытный  сказал.
Сойдя  с  коня,  он  правым  ухом
К  земле  недремлющей  приник
И  долго  так  лежал  и  слушал,
А,  встав,  вздохнул,  главой  поник.
Молчал,  покуда  Князь  Великий
Сказать  всю  правду  не  велел,
И  он  ответил  ему  тихо:
«Князь,  слышал  я,  как  враг  скорбел,
И  по-татарски  кто-то  плакал,
Как  пёс  побитый  выл,  скулил,
Но  рядом  слышал,  я  со  страхом,
По-русски  кто-то  слёзы  лил.
Надеюсь  лишь  на  милость  Божью,
Победа  будет  за  тобой,
Но  знай,  погибнет  много  всё  же
И  русских  в  этой  битве  злой».

И  сторож  в  ту  же  ночь,  муж  некий,
Храня  собратьев  от  татар,
С  холма  высокого  на  небе
Вдруг  ясно  чудо  увидал.
Явилось  облако  с  востока,
Будто  идущие  полки,
И  двое  юношей  высоких,
Сияя,  встали  против  них.
Своими  острыми  мечами
Они  разбили  вражий  строй,
Но  прежде  громко  увещали,
Что  стан  непобедим  Святой.

Фома  сторожевой  поведал
О  том  лишь  Князю  одному
Ответил  Князь: «Пока  об  этом
Не  говори,  друг,  никому».
А  сам,  воздевши  руки  к  небу,
Воскликнул: «Господи  спаси,
Ради  молитв  Бориса,  Глеба,
Сих  страстотерпцев  сохрани.
Не  по  грехам  моим  воздай  мне,
Безбожникам  не  попусти,
Чтобы  они  вдруг  не  сказали:
«Где  бог,  который  их  хранил?»
Но  дай  победу  христианам
И  милость  нам  Свою  простри,
Могли  мы  чтобы  беспрестанно
Тебе  хвалу  петь  во  все  дни.

Вернувшись,  Князь  родному  брату
Вести  засадный  полк  велел,
Тот  час  по  Дону  вверх,  в  дубраву,
Дабы  никто  и  знать,  не  смел.
А  утром,  отклонив  все  просьбы,
Чтобы  остаться  здесь, в тылу,
Избрав  боярина  по  росту,
Доспехи  дал  свои  ему.
То  был  Михайло  Бренк  с  ним  схожий
Не  только  ростом,  но  лицом
И  своего  коня  дал  тоже,
Оставив  княжье  всё  при  нём.
В  одежду  ратника  простого
Переодевшись,  возжелал
Сам  биться,  ко  всему  готовый,
И  стяг  боярину  отдал.
Был  путь  один -  смерть  иль  победа,
На  волю  Божью  положась,
Пошёл  на  бой,  ища  ответа,
И  смерти  лютой  не  страшась.

Крест  вынув,  с  древом  Живоносным,
Сердечных  не  скрывая  слёз,
Он  с  верою  пред  битвой  грозной
Молитву  Господу  вознёс:
«О  Живоносный  Крест  Господень!
Являлся  Ты  уже  в  бою
На  помощь  греческому  роду,
Их  Православному  Царю,
Врага  разбив своею  силой,
И,  как  тогда,  срази  сейчас
Татар  безбожных  нечестивых,
Яви  Любовь  Свою  на  нас».

И  знаменьем  в  ответ  посыльный
От  Преподобного  пришёл
С  благословением  всесильным
И  Князь  полкам  сообщил  о  том.
Просфору  с  грамотой  от  старца
Нектарий  инок  передал,
Игумен  ободрить  старался,
Святой  надеждой  утешал:
«Господь  дарует  нам  победу
И  помощь  свыше  к  вам  придёт».
Как  вдохновило  слово  это
Рать  русскую,  святой  народ!
Князь  не ошибся,  выбрав  битву,
Благословил  её  Господь,
Дошли  горячие  молитвы
К  Тому,  Кто  силы  подаёт.

О,  как  войска  были  едины,
Стояли  плотною  стеной,
Готовые  отдать  все  силы
За  веру,  Русь  и  дом  родной.
Шумели  стяги  золотые,
Сияя  ликами  святых,
Блестели,  как  вода,  литые
Доспехи  ратников  лихих.
И  шлемы,  как  заря  светились,
Восходом  солнечного  дня,
И  елови`цы  сверху  бились,
Как  пламя,  огненно  горя.
Сев  на  коня,  с  копьём  в  деснице,
Князь  вместе  с  ратью  начал  бой,
А  хан  Мамай  в  тылу  лисицей
С  горы  смотрел  за  битвой  той.

То  было  первое  сраженье
С  татарами  за  свой  удел,
От  Калкинского  пораженья
Никто  Орду  так  бить,  не  смел.
Сто  пятьдесят  семь  лет  ни  разу
Объединиться  не  смогла
Русь  по  единому  указу
На  обнаглевшего  врага.
И  вот,  под  знаменем  Христовым,
Усобную  вражду  забыв,
Сошлись  все  русские  по  Слову,
Чтоб  Храм  свой  защитить  и  тыл.

Объединились  наши  предки,
Чтоб  Русь  Святую  защитить,
Не  просто  так,  случайно  это,
Час  грянул – быть  или  не  быть.
Терзали  их  в  междоусобье
Литва,  татары,  гордый  Рим
И  осознали,  выжить  чтобы,
Союз  князей  необходим.

Как  в  небесах,  где  Царь  единый,
Так  на  земле  Царь  должен  быть,
Ему  дано  с  небес  всесильно
Русь  Православную  хранить.
На  главы  царские  нисходит
Небесный  Свет  и  благодать,
Но  надо  только  в  вере  твёрдо
Всем  на  земле  святой  стоять.

На  подвиг  избран  был  Димитрий,
Взвалив  на  плечи  тяжкий  груз,
Он  с  верой  крепкой  и  молитвой
Понёс  его,  спасая  Русь.
Царь - призванный  на  подвиг  лидер,
На  жертву  венчанный  глава,
России  верный  предводитель,
Имеющий  на  смерть  права.


Рецензии
Здравствуйте, Люба!
Вы просто проделали титанический труд, и как человек верующий я не могу не приветствовать его. Честь вам и хвала! Но так же вижу,
что оставлено рецензий маловато. Сначала они есть немного, потом вот здесь по-моему, вообще ни одной. Просто поднять известный всем материал такого объёма, с такой скрупулёзностью,
не под силу ни одному поэту. Читать известный всем материал исто-
рии такого объёма трудновато. (Кстати первые две главы написаны гораздо качественее других). Я подумал, что на первых двух главах вы сами сгорели, переутомились. А как посмотрели, сколько еще нужно осветить...!
Я прочитал, что вы хотите заняться "переводом" Житие Святых.
Может здесь вас ожидает действительно большой успех, потому,
что их основная масса не знает. , я вам подскажу с чего можно попробовать - "Лев и Герасим", вы знаете о чём я говорю Сам хотел попробовать, очень уж увлекательный сюжет, необыкновенный
и неповторимый. Но меня убивает объём. Мялся, мялся, даже начал писать. Да, видно, надо было брать благословение у батюшки,
а так Господь не благословил. Может, у вас получится.
Не подумайте, что я написал нечто критическое, вовсе нет.
Я объяснил, почему при такой огромной работе, мало отзывов и читателей. Конечно, свою точку зрения.
С искренним к Вам уважением, Люба
Михаил

Панкратов Михаил   10.05.2011 20:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил, за Вашу работу, Вы таки прочитали до конца! Знаете, я пишу, когда есть внутренний порыв, во время порыва пишется быстро, незаметно для себя. Потом вдруг смотришь и думаешь, ничего себе, откуда чего взялось! А порыв был от того, что сегодня мы растаскиваем всё то, что собирали наши православные предки. Они с огромным трудом, ценой своей крови собирали Русь, Россию, а сегодня многие, выродившиеся потомки, как иуды, продают и предают её, убегая с награбленным на тёпленький лаодикийский запад. Смотреть на это противно. И прочтений мало по этой же причине, никому просто не хочется соединиться В ДУХЕ со своими героическими предками! Они их стесняются, то ли дело средневековая рыцарская героика или современная оплата труда на западе.
К тому же очень много неоязычников, которые готовы в жертву своим идолам принести всех православных христиан. Знаете, все мои предки жили между Доном и Днепром, вот, кровь моя и бурлит!
Я Вам очень благодарна за отклик и за предложение написать житие преподобного Герасима. Если вдруг у меня в сердце возникнет тот самый порыв (например, по порыву я написала житие Дионисия Ареопагита), то может что-то и получится.
С уважением к Вам.
Любовь.

Любовь Суворина   11.05.2011 12:57   Заявить о нарушении
Да, Люба, я согласен с вашими взглядами в письме, ведь у нас одна платформа. Платформа, с которой Русь сегодня съехала.
Остаётся ждать исполнения предсказания о России Серафима Саровского и монаха Авеля.
Здоровья и творческих успехов!
С уважением
Михаил

Панкратов Михаил   11.05.2011 13:22   Заявить о нарушении