***

...и снова летняя тоска,
затем - осиновая скука,
февраль сожжет мои воска,
а в марте - вновь томит разлука...

                1993 г.


Рецензии
Здравствуйте, Майкл!

Пишу Вам сегодня по не совсем обычному поводу. Всё дело в том, что на этом сайте Вы пока единственный, с кем у меня получается серьёзный разговор, - а у меня сейчас как раз есть тема, относительно которой необходимо высказаться. Знаю, более внимательного и более подготовленного слушателя, чем Вы, найти трудно, поэтому и апеллирую именно в Ваш адрес. Для меня сама возможность такой апелляции - это уже в какой-то мере подспорье. Не стал писать «в личку», как выразился когда-то один наш общий знакомый, потому, что, в принципе, я хотел бы, чтобы этот мой взгляд оказался всё-таки опубликован, дабы при желании любой мог его прочесть, и, как знать, возможно, многих недоразумений тогда так или иначе удастся избежать.

Постараюсь обойтись без длинных вступлений. В последнее время – и на стихи.ру, и за его пределами – я всё чаще и чаще сталкиваюсь с разговорами о хорошей и плохой литературе и о её назначении вообще. Не стану вдаваться в детали, но лишь постараюсь сформулировать собственное мнение об этом. Скажу честно: моё представление относительно того, как подобает одному человеку сообщать нечто другому человеку посредством литературы, несколько разнится с тем, что можно обычно услышать на эту тему, равно как и с тем, что полагают на сей счёт классики и полуклассики, равно как и с тем, что молчаливо принимается как нечто совершенно ясное и само собой разумеющееся.

Ещё давно, когда мы с Вами только начали обмениваться мнениями, Вы сразу сообщили мне, что поэзия – это метаязык. Что ж, понимать это – уже неплохо, но для поэта, полагаю, одного такого открытия мало. Конечно, если говорить о поэзии или о литературе вообще, то, спору нет, для понимания её в некоем абстрактном смысле этой предпосылки вполне может быть и достаточно. Но коли говорить не о поэзии вообще, но о СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ПОЭЗИИ, как быть тогда? Ведь тогда к этому самому метаязыку, поскольку он всё-таки целиком и полностью зависит от тебя самого, неплохо бы сформулировать хоть какие-то требования. Я убеждён, Майкл, что, если бы достопочтенные авторы, так легко и непринуждённо хвалящие или обличающие направо и налево, эти требования для себя хоть как-то сформулировали, то они вряд ли пускались бы в подобные приключения, осознавая их несусветную глупость. Кстати, всё сказанное мною сегодня, относится не только к стихировским умам, но и, например, к Владимиру Набокову, о котором мы с Вами в последнее время довольно часто говорили. Так вот, будучи сообщением, выраженным косвенно или художественно, то есть посредством метаязыка, поэтическое произведение, равно как и прозаическое, представляет собой нечто, весьма сильно отличающееся от того, что обычно под этим подразумевают. Понимаете ли, всё дело в том, что читатель, который и является адресатом такого сообщения (сам автор, между прочим, также вправе причислить себя к этой категории), является не кем-то, но экзистирующим индивидом – и это здесь самое важное. Об этом, как о самом важном, ни в коем случае нельзя забывать. Схватить человека на улице за шкирку, остановиться при этом самому и начать кричать ему прямо в ухо нечто, пускай и весьма значительное, - я не вижу здесь ни большой трудности, ни заслуги. Сообщить же этому человеку что-то таким образом, чтобы никак не препятствовать его движению, не останавливаться самому, но, наоборот, говорить, всячески побуждая его двигаться СОБСТВЕННЫМ путём, - такой сообщающий, безусловно, вызывает во мне искреннее преклонение. Ведь, насколько я могу об этом судить, намного предпочтительнее прийти к взаимопониманию по отдельности, каждому в глубине своего сокровенного внутреннего, чем участвовать в этих сомнительных коллективных литературных молебнах, которые, как сила гравитации, одни с незапамятных времён только уже и определяют общий характер оценки того или иного произведения, того или иного автора.

В последнее время, внимательно вчитываясь в рецензии на свои и чужие стишки (надо сказать, что я позволил себе пойти на маленький и безобидный эксперимент, публикуя кое-какие вещи, буквально вытащенные из нафталина), я понял одно: господа литераторы действительно совсем не отдают себе отчёт, для чего они занимаются этим непростым делом. И все мои заверения, что я, мол, особо не переживаю относительно характера рецензий, совершенно искренне воспринимаются ими как бравада. Зачем же ещё, чёрт побери, можно писать стишки, как не затем, чтобы снискать себе славу в веках! Ну хотя бы в десятилетиях! – примерно таков средневзвешенный тон предлагаемых рассуждений. Поспешу парировать подобный тезис, сказав, что лично меня нисколько не смущает забвение, явившееся следствием того, что меня так никто и не понял. Во всяком случае, продолжая всё вышесказанное, это куда последовательнее, чем править себя, свой стиль ради того, чтобы приспособиться к слушателям и обрести их понимание. По-моему, передающий сообщение в первую очередь должен следить как раз за тем, чтобы ни в коем случае самому не стать чем-то чрезвычайно важным для других, ибо такого рода важность вовсе не является внутренней глубиной, но есть не более чем китч и эффект хорошо отрежиссированного театрального действа. Полагаю, на этом сайте Вами не остались незамеченными хлопотуны, совершенно искренне заботящиеся о «продвижении высокого и прекрасного» и собирающие под свои знамёна легионы сторонников, как будто количество может хоть что-то решить в таком неоднозначном деле, как поэзия. Но это же форменная комедия! Глупее их, на мой взгляд, выглядят только особы, с таким же рвением вербующие сторонников для… Бога, - все эти миссионеры иже с ними, как будто бедолага Бог совсем уже пропадает в неизвестности и вся надежда у Него лишь на скорейшее пополнение восторженных рядов.

Я убеждён, Майкл, что чем объективнее становится писатель или мыслитель, тем ущербнее он становится как существующий индивид. Он профанирует категорию индивидуальности в её истинном смысле слова, он пытается утешиться категорией рода, на алтарь которого он как бы приносит свои труды, даже не подозревая, сколько трусости и скрытого отчаяния таит в себя любая попытка индивида ухватиться за всё яркое и блестящее, при этом «повредив своей душе». Скажу прямо: субъективно существовать со всей возможной страстью, при этом отдавая себе отчёт в значении такого существования, - это и будет необходимым условием для появления настоящего, разумеется, по моим меркам, художественного произведения. Наличие же в стишке или в романе хоть малой толики дидактичности, наоборот, будет ярким свидетельством того, что пишущий господин, может, и углубился в описываемую проблему, но сам для себя при этом остался такой же загадкой, какой является для себя, допустим, полуграмотный погонщик скота.

Один разгорячившийся критик тут на днях журил меня за безыдейность и туповатость, связанную с моей удалённостью от философии. Правда, он не потрудился объяснить, что же, собственно, понимает под этим, - но это мелочи. Знаете, Майкл, все философски ориентированные авторы (боже упаси причислить вышеупомянутого господина к этой группе), надувающие свою эрудицию беспрестанно, как воздушный шар, упускают из виду одну очень значимую вещь: поскольку поэзия каким-то образом соотносится с духом, - во всяком случае, так принято считать, - то следует отметить, что передвижение в мире духа совсем не похоже на передвижение внутри таких вещей, как философия или филология. Это в философии можно сначала изучить греков, затем благополучно перейти к Канту, а потом, глядишь, дойти и до Хайдеггера. И важен здесь, конечно, лишь сам объект изучения. В мире же духа любое перемещение означает только одно – что ты изменяешься при этом сам. Именно поэтому форма сообщения выступает здесь своего рода лакмусовой бумажкой, которая говорит о сообщающем много больше, нежели все описанные в его книге витиеватости. И комическое всегда выведет тут на чистую воду любого, будь он даже Нобелевским лауреатом. Честно говоря, только силе комического здесь вообще и следует доверять, ибо оно, в отличие от любой другой оптики, всегда будет предельно диалектично. Повторюсь: один человек может узнать что-то от другого, не повредив при этом себе, исключительно через косвенное сообщение, будь то нечто, выраженное художественно, или сама жизнь сообщающего, поскольку некоторые судьбы доносят до нас несравненно больше, чем некоторые книги. И сообщающий, ибо он одновременно является и экзистирующим индивидом, должен передать своё сообщение настолько художественно, чтобы не посягнуть при этом на единичность и уникальность слушателя. А похвалы и порицания, извиняюсь, но это развлечения для дураков. К тому же любое предприятие, основанное на капризной удаче и на столь же капризном вдохновении (а именно их почему-то принято желать другому, когда ты, скажем, к нему расположен), лично для меня всегда будет представляться не более чем рискованной авантюрой. Ведь все эти премии, тиражи и гарантированное место в школьных учебниках - весьма сомнительные аргументы в пользу совершенств самого произведения, скорее уж они свидетельствуют о том, что тот или иной лирик/комик/трагик пришёлся по вкусу своему времени, то есть оказался вполне удачливым (иногда посмертно) литературным предпринимателем. Кто-то, как, например, наш разгорячённый критик, возможно, и сочтёт эти неожиданные подарки за признаки величия, но у меня здесь совсем другое мнение. Вот примерно и всё.

Спасибо, Майкл, что нашли время и прочли моё, продиктованное лишь стремлением к ясности, послание! Надеюсь, я Вас не очень утомил.

С уважением,


Максим Седунов   25.06.2010 23:33     Заявить о нарушении
Добрый день, Максим. Только что прочитал со смарта Ваше письмо. Вашу последнюю публикацию я так и понял, что это своего рода эксперимент. Знаете, меня подмывало поговорить на эту же тему после чтения последнего лонг-листа на БЛК. Сейчас ответить не получится, но ближе к ночи постараюсь.
С уважением,

Майкл Ефимов   25.06.2010 14:14   Заявить о нарушении
Что мне сказать, Максим?! Когда я читаю разборы на БЛК «хороших» и «плохих» стишков, то часто вижу, как профессиональные и аргументированные разговоры о высоком плавно перетекают в ничтожную пикировку и обычное зубоскальство, и мне становится ясно, что эти люди способны сочинить «хорошие» стихи, но никогда не сочинят НАСТОЯЩИХ. Ибо в их, как Вы говорите, экзистенции (хотя я не считаю такую жизнь экзистенцией) присутствует двойной стандарт. Бесспорно, какие-то уловленные нами проявления поэтического языка должны присутствовать, но являться фиксированным стандартом никак не могут. Поэзию делает поэзией нечто неопределяемое на уровне мышления, и никаких критериев тут выработать невозможно. Философия древней секты Хуа Ен постулирует этот вопрос примерно так: если существует единый критерий всего, то он должен быть намертво фиксирован, но так как это невозможно, то единственным универсальным критерием должна быть динамическая всеобщность Дхармакайи (мириадов всех вселенных). То есть критерием поэзии может быть лишь сама поэзия. Конечно, я имею в виду настоящую поэзию. Естественно, возникает вопрос, а что это такое – настоящая поэзия, и снова требуется фиксированный критерий. Потому я никогда и не задавался подобным вопросом, хотя плохой стишок мне виден сразу. Плохой для меня. Вот здесь и приходится делать переход от собственно поэзии к конкретной личности. Наши души обитают на разных этажах единого психологического здания, название которому Человек, но имеется склонность к концентрации жильцов на каком-либо одном, уровне. Они-то и стремятся выработать универсальные для всего критерии, ибо это позволяет поддерживать психологическое равновесие в данной группе и защищать себя от поползновений жильцов с других этажей. В общем, нормальный стадный инстинкт. Вы, Максим, верно заметили, что поэзия имеет отношение к области духа. Понятие духа превыше нашего понимания, но его присутствие сразу ощущается теми, кому это изначально доступно. А кому недоступно, тот пишет стишки согласно каким-то критериям, иногда даже очень «хорошие», мастерские, изучает теорию, создает ее и т.п. Соответственна и оценка из уст тех, кому НЕДОСТУПНА МЕТАПОЗИЦИЯ ИЗ ОБЛАСТИ ДУХА. Конечно, это по большому счету. А по мелкому здесь никак нельзя. Я бы не хотел, чтобы мой подобный подход отбросил целый пласт поэзии, который необходим для сохранения и поддержания культуры в массах; я говорю о своем подходе к поэзии. Для меня написание стихотворения этически допустимо лишь после того, как в моей душе произойдет значимое событие, знаменующее собой некую личностную динамику. То есть сочинять «на тему» я никогда не стану. Это позволяет мне, как и Вам, не причислять себя к цеху поэтов, для которых отношение к миру формирутся через призму эстетики (призма-то, конечно, у всех разная по качеству). Так вот, читая последний лонг-лист БЛК, я не обнаружил ни одного стишка, где ощущалось бы присутствие духа с большой буквы. Есть «хорошие» стишки для немного культурной, немного интеллигентной, немного рефлексирующей публики. Помните Мамардашвили? – процесс вхождения в сознание обозначает себя через символ сознания. А именно там обитает дух. Я думаю, что нас с Вами, в лучшем случае, не поймут. Если поймут, будет хуже, так как вхождение в сознание требует больших усилий и имеет отношение к этике. На подобные усилия мало кто способен. Я не набиваю себе никому непонятную цену, говоря эти слова. Я хочу сказать, что в своей жизни мне такие люди не встречались – только в книгах, часто посмертных. Поэтому поэзия как таковая для меня не очень актуальна: актуально отражение внутренней динамики из той метапозиции, где этот дух обитает, и он всё обустроит в конкретном стишке. Что и позволяет мне быть полным профаном в области теории. Никто не понимает: работать надо над собой, не над поэзией. Если уж есть поэтический дар, то от него и так никуда не денешься. Вот так, «по-простому», я выразил свое отношение к данному вопросу. Забыл сказать: все эти тиражи и премии – это всё формы объединения жильцов одного этажа. Да ради бога! Это своего рода цемент сообщества. Всю свою глупую жизнь я стучался в души людей – ни до одной не достучался. Но все же есть шанс, что наш публичный диалог всё же даст хотя бы тонкий осадок в чьей-нибудь душе.

С искренним уважением,

Майкл Ефимов   25.06.2010 23:09   Заявить о нарушении
Майкл, добрый день!

Благодарю за ответ. Я действительно был очень рад услышать от Вас то, что услышал. На самом деле Вы в несколько иных выражениях озвучили примерно ту же мысль. И из всего этого следует, что субъективный подход есть единственно возможный применимо к тому или иному автору или художественному произведению. Грубо говоря, я оцениваю стишок именно по тому, какое влияние он оказывает лично на меня. Пространно же рассуждая о его влияние на человечество, на литературу вообще или на ход всемирной истории, я неминуемо впаду в ересь. Относительно собственно духа могу сообщить ещё вот что: я не сказал бы, что это понятие так уж превосходит моё понимание, поскольку, как посмею предположить, кое-что на сей счёт мне всё-таки известно. Но поспешу добавить, что это понимание я черпаю исключительно из самого себя, а отнюдь не из словаря, например, Даля, где, разумеется, по этому поводу тоже что-то написано. Но коли я черпаю это из себя, то есть постигаю субъективно, с моей стороны было бы непростительной ошибкой онтологизировать это, а тем паче экстраполировать на чьё-то существование.

Теперь о жильцах. Ваш пример, Майкл, где жильцы концентрируются на каком-то одном уровне, пришёлся мне по вкусу, поскольку очень точно отражает истинное положение вещей. Попробую развить мысль в том же формате. Этим самым этажом, где происходит вышеназванная концентрация, по-моему, является не что иное, но как раз подвал. В крайнем случае – цоколь. Но беда здесь совсем не в этом, не в дислокации, но в том, что по каким-то ускользающим от меня причинам среди жильцов подвала считается хороших тоном воспевать верхние этажи и даже крышу дома, на которых – вот ирония! – жить никто и не хочет, и не собирается. Но петь о крыше и жить на крыше – это вовсе не одно и то же. Так вот, все эти подземные жильцы, воспевая взахлёб «жизнь наверху», при этом крепко держатся за свой подвал, неизвестно почему. Может, из-за того, что наверху продувает; а может, из-за того, что они вообще видят весь смысл верхних этажей лишь в том, чтобы будоражить своё поэтическое воображение.

Аристотель учит, что переход от возможности к действительности есть движение. Но живому человеку понять это на языке абстракции невозможно, так как абстракция не способна придать этому движению ни места, ни времени. Конкретизировать же это движение способна именно экзистенция. Возвращаясь к нашим баранам, замечу, что для подвальных жильцов экзистенциально верхние этажи как бы отсутствуют напрочь, но существуют лишь поэтически. Они представляют своего рода шифр, сленг, на котором принято говорить в определённых кругах, причём на этом поприще можно даже прилично продвинуться и преуспеть. Но если вы вдруг решитесь, несмотря на всю описанную несуразицу, там действительно поселиться, то имейте, пожалуйста, в виду, что для жителей подвала это покажется почти кощунственным, ибо жить в тех же категориях, в которых мыслишь, - это, по подвальным меркам, уже чересчур.

У Кьеркегора есть одна замечательная работа, жаль, пока не переведённая на русский, «Stadier paa Livets Vei» («Стадии на жизненном пути»). Так вот, там есть один чудесный пассаж, где очень хорошо подчёркивается этический аспект действительности. Звучит это примерно так: «Это действительно дело духа – вопрошать о двух вещах: 1) возможно ли то, что говорится? 2) способен ли я сделать это? Однако совершенно бездуховным будет вопрошать о двух других вещах: 1) действительно ли это случилось? 2) действительно ли мой сосед Кристоферсон сделал это? неужели он и впрямь это сделал?»

На этой оптимистичной ноте я, пожалуй, и закончу.

С уважением,

Максим Седунов   26.06.2010 12:36   Заявить о нарушении
Благодарю, Максим, за комментарий, развивший мои идеи по данному вопросу. Из-за нелюбви к печатанию я сократил свой "дискурс", хотя у меня есть опасения, что те, кто удосужится всё это прочитать, могут подумать, что мы присвоили себе право на обладание духовностью, с позиций которой сами делим поэзию на "хорошую" и "плохую". Это, конечно, не так. Хотя к подобной интерпретации я подготовлен всем своим опытом. Оставим всё как есть, имеющий уши да слышит.

С уважением,

Майкл Ефимов   26.06.2010 22:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.