Есть ли польза от графоманов?
Тема последней программы на ТВ "Культурная революция", называется "Графоманы убивают литературу". Литературу, мол, делают профессионалы, а не любители. Обе спорящие стороны частично сошлись на том, что графоманы нужны, т.к. они представляют собой некоторую среду, из которой со временем могут появиться настоящие писатели. В качестве же просто графоманов, ценности никакой не представляют, если не считать того, что графомания отвлекает людей на это бесполезное или даже вредное занятие от ещё более бесполезных и ещё более вредных. А по- моему современные профессиональные писатели пишут произведения в лучшем случае понятные очень узкому кругу ценителей. А ещё меньше профессионалов таких, которые пишут произведения, помогающие человеку жить. Но такая литература (которая помогает жить, несущая позитивный настрой), была характерна для советской эпохи, ныне растоптанной и оплёванной. Теперь у литературы другие критерии: насколько она написана высоким литературным языком и является ли она самовыражением автора. При этом совершенно не важно, какие ИДЕИ проводит автор. Ведь отовсюду кричат, что литература не в состоянии воспитывать человека, а, следовательно, и не должна этим заниматься. Это, опять же, по – моему мнению, совершенно не верно. Ведь появилось же поколение людей (так называемых "совков"), воспитанных советской литературой. Короче говоря, современные профессиональные писатели пишут сложно, неизвестно о чём и для какой цели. Ну что же, видимо есть узкий круг читателей, которые понимают и способны оценить и их язык, и их мысли. Но я думаю, что основная масса читателей, для которых всё это и чуждо, и непонятно, их не читает. Как можно читать то, что не понятно? На это обычно отвечают, что им надобно расти, тянуться, стремиться понять. В реальной жизни это мало кому удаётся. Этим читателям нужен другой писатель, более им близкий и по языку и по темам. Это может быть профессионал, близкий к такому читателю (например В. Шукшин и многие другие) , а м.б. и графоман. Суть по-моему не столько в профессионализме, а в том о чем он пишет – о полезном, добром, нужном людям или изысканным литературным языком занимается никому не нужным словоблудием. Каждому уровню писателей находится соответствующий уровень читателей и перемешивание этих уровней - слоёв бывает очень редко. А поэтому, доступный и полезный (если он таков) графоман не менее нужен читателям, чем недоступный и бесполезный (если он таков, а таких не мало) профессиональный писатель.
© Copyright:
Лев Овсищер, 2010
Свидетельство о публикации №110061204973
Рецензии
Не Вам первому, Лев, пишу, что психологи до сих пор спорят и не могут определиться, что же такое графомания и кого считать графоманом? И это главная "непонятка" Вашей статьи. Но я думаю, Союз писателей - это пережиток прошлого, кружковщина, никому не нужная и приносящая дивиденды лишь избранным. И практически никакой пользы людям. Возможно, я ошибаюсь, но думаю пока так. Но если уж принять понятие "графоманы" за что-то распознанное нами, то с убеждением могу сказать: графоманы не убивают литературу, а разнообразят наше восприятия её содержания, ибо "в каждом "свинстве" есть кусочек "говядинки"! С уважением, Владимир.
Владимир Спасибенко 15.08.2010 04:26
Заявить о нарушении
А я считаю, что Союз писателей направлял литературу и каждого писателя в отдельности, естественно, материально стимулируя их. Целью литературы-было воспитание в людях (в читателе) определённых ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ черт характера. Сейчас государство в литературу не вмешивается и каждый автор "самовыражается".
Никакой другой задачи у него нет. И если этот автор полное дерьмо, то зачем мне его самовыражение? По-моему литература должна воспитывать людей, стремиться сделать их лучше, чище, помогать людям жить. С уважением, Л.О.
Лев Овсищер 15.08.2010 11:15
Заявить о нарушении
Абсолютно с Вами согласен,Лев, что литература должна воспитывать людей! Но не маленький ограниченный круг литераторов, а большой и открытый. Плохая литература (хотя, какая это литература!?) - это тоже воспитатель. А человек не должен и не может находиться под влиянием чье-то литературной воли! Он должен научиться выбирать! И массовость авторская этому способствует! Человек должен уметь себя спрашивать: а есть ли у меня потребность в этом? а не вульгарщина ли это? и вообще, это нужно...это можно...этот должно читать! И если он не научился выбирать - пусть читает дерьмо! А мне, так сразу видно дерьмо или нет! Ведь ни кого-нибудь я выбрал читать в стихире, а Вас, например! Но знаете, в чём беда? В том, что от нас с Вами зависит пока очень мало! Ибо не настало ещё время культуры в нашем российском обществе. Даже бытовой, не говоря уже о литературной. Рад, что мы с Вами не спорим а обмениваемся мнениями. Это приятно, потому, что оставляет веру в цивилизованные отношения. С уважением, Владимир.
Владимир Спасибенко 15.08.2010 12:16
Заявить о нарушении
Не уверен, что много разных авторов - это очень хорошо. Сейчас в лит. среде нет более ненавистного слова, чем цензура.Возражение формулируется так: "А судьи кто?". Неужели нет в литературе авторитетных, знающих людей, способных отделять полезное от вредного? Ведь если огород не пропалывать, то он зарастёт сорняком и культурного растения не отыщешь. Конечно, человек со сложившимися, добропорядочными взглядами, вкусами (скорее всего, заложенными школой ещё в Советское время ) найдёт для себя соответствующую литературу, а если вкусы ещё не сложились или уже испорчены, то как же они будут исправляться? Возможно Вы скажете, что во мне слишком силён "совок", но я убеждён, что лучше курице клевать из кучи зерна, чем отыскивать это зерно в куче дерьма...
Лев Овсищер 15.08.2010 12:50
Заявить о нарушении
Что до совка - договоримся сразу: я такой же как и Вы! Но Вы упорно ратуете за кружковщину, пусть и "правильную", как следует из Вашего последнего послания. А должна, на мой взгляд быть не она, а всеобуч культуре выбора! Иначе в школах опять возникнет дефицит выбора между Пушкиным и "Кукушкиным". Другое дело, что не надо было рушить систему образования, сформировавшуюся в советские годы, и ныне уже рухнувшую!
А клевать надо не из мелкой кучки доброкачественного зерна, а из большой. Только большую кучку такого зерна сначала надо научить создавать. Вспомните, как зерно провеевают! С уважением, Владимир.
Владимир Спасибенко 15.08.2010 13:10
Заявить о нарушении