Крестный ход. Часть 1

              Мне давно хотелось пройти Великорецким крестным ходом, но разные обстоятельства постоянно не позволяли осуществить задуманное. В этом году мне это удалось, и мне хочется поделиться взглядом человека с внутренней стороны этого хода.
                Обретение иконы Святителя Николая произошло в 1383 году на берегу реки Великой на Вятской земле. Около 1400  года икона была перенесена в столицу Вятского края, город Хлынов с обещанием ежегодно приносить её на место явления. Забрали её в Хлынов в связи с тем, что  у образа Святителя Николая начались исцеления и чудотворения, к тому же её надо было охранять от разбойников, коих хватало в те давние времена. Так, около 600 лет назад возник Великорецкий крестный ход, а с 2000 года ему придан статус Всероссийского.
                Программа хода рассчитана на 6 дней, всего 150 км, три дня из Кирова до села Великорецкое, один день, 6 июня- день обретения иконы, празднуется в Великорецком, и два дня назад, более короткой дорогой. В прошлом году было около 40 тысяч участников хода, в этом  году как будто насчитали 53 тысячи.
                Неудивительно, что в этаком маленьком городе легко потеряться. Когда на первой после Кирова остановке, селе Макарье, я шутя сказала одному мужчине, что зачем это он водрузил на шест «мусульманский флаг зелёного цвета»)), то он сказал : «Оглянитесь, я не один». И правда-  каких только опознавательных знаков не увидишь: и флажки, и треугольнички, и платки жён, как у этого мужчины, всё для того, чтобы легче было искать друг друга в этом море людей. Ведь каждый идёт в своём ритме, в своём темпе. На остановках люди созваниваются по мобильным телефонам, как это делала и я со своим спутником. Те, кто идут уже не по первому разу, имеют уже свои, примеченные места привала, который длится от одного часа до двух. В основном  идут часа полтора-два, потом кратковременный часовой привал, и двухчасовой на время обеда и молебна.  По моим наблюдениям основной контингент составляют  паломники в возрасте от двадцати лет до пятидесяти, процентов восемьдесят, 10 % моложе двадцати лет и 10% старше пятидесяти лет. Несут и грудных детей ( я видела как мама кормила грудью малыша), везут инвалидов в коляске, большую часть хода рядом со мной шла семья, которая везла в коляске малыша по виду годика полтора. Но меня поразили дети и подростки:несут за плечами рюкзачки и не слышно ни жалоб, ни хныканья- всё это пример правильной установки и примера родителей, ведь дети берут пример с родителей, которые со спокойной душой и без ропота настроены на этот ход. Вообще я не видела ни одного недовольного или раздражённого человека, наоборот, все подбадривают друг друга, при этом некоторые на ходу читают акафист или молитвослов. Митрополит Вятский и Слободский, благословляя на крестный ход, сказал: не празднословьте, читайте свои внутренние молитвы, старайтесь сами нести свой груз, и ещё не участвовать ни в каких песнопениях, чтобы не отвлекаться от своих внутренних молитв.
Знаю по себе: если это взять за правило, то идти действительно легче. Ещё он попросил, чтобы паломники сами оценили свои силы , ведь путь нелёгкий, и нужно попросить благословления у священника, если по какой либо причине решили выйти из хода.
                День первый
                Из Кирова я успела выйти с крестным ходом только от Успенского собора Трифонова монастыря, т.к. мой поезд приходил с опозданием к началу крестного хода.  Естественно, что сразу же мы потерялись в этом потоке людей со своим спутником  и до конца дня шли врозь, и только часов в десять вечера мы разыскали друг друга. От собора вышли в дождь, да такой сильный, что через три километра пути  обувь промокла окончательно. Хотя я заранее нашла в интернете советы, что брать с собой и какую обувь иметь, но своему опыту я знала, что в долгом пути лучше идти в мокрых кроссовках, чем в сапогах. Многие, с кем я потом разговаривала, согласились с этим. Когда закончился асфальт, темп хода снизился, пошли луга, раскисшая глинистая обочина дороги, ноги скользили и разъезжались. Но это было только начало, а ведь потом приходилось идти именно так или ещё хуже, когда разверзались хляби небесные и земные. Вообще погода менялась несколько раз на дню: от проливного дождя до парящего воздуха после дождя, когда выглядывало солнце. Первая остановка в селе Макарье. В ограде церкви, вокруг неё, по прилегающим улочкам и домам, расположились кто как мог, но первое что почувствовалось - жажда. И, к сожалению, как потом оказалось и всюду, воды не хватало на такое большое количество народа. Поэтому там, где можно было взять воду, сразу возникала очередь. Многие сняли обувь и сушили одежду на так, кстати появившемся солнышке, многие спали, в основном на туристических ковриках, которые рекомендовалось обязательно брать с собой. Хорошая рекомендация - почти на всех привалах трава была мокрая, с росой или после дождя, да и земля для лежания ещё холодновата. Потом те же жучки, паучки, мураши так и норовят забраться куда-нибудь, а на коврик они видимо скачут без удовольствия. В общем, хорошая и необходимая вещь. Рядом со мной, с компанией друзей, расположился какой то молодой парень, по виду семинарист, но он снял подрясник и не стал ничем отличаться от других. Кто то рядом по мобильному толковал о фьючерсе, кто то читал молитвослов, кто то спал, кто то ел, но всех объединяла одна цель- пройти путь, может быть даже преодолевая себя. После двухчасового отдыха  почти все колонной отправились в с. Бобино , где нам предстоял ночлег. Говорю почти всей потому, что по мере движения на второй и третий день колонна растянулась на несколько километров, и когда с привала уходила «голова» колонны, то «хвост» ещё только появлялся на привале. И, конечно же, все были пока ещё полны сил. Маршрут хода проходил то по полям, то по лесам, то по лугам, но неизменно по мокрой траве. Так что когда к вечеру, около десяти часов, мы подошли к с. Бобино, я мечтала только о том как бы побыстрее просушить одежду и обувь и куда-нибудь упасть. Но мечтать о том, что попадёшь к кому то на ночлег в дом, не приходилось, домов мало, а нас много. Без всякой надежды я брела по улице и увидела детский сад, подумала, что рядом с верандой или на ней мы поставим с Витей палатку, по крайней мере, от дождя и ветра будет защита. Но оказалось, что в здание детского сада пускают на ночлег по распоряжению местной администрации. Вот это был подарок! Я заняла место себе и Вите и стала его вызванивать. Не прошло и часа как он появился, сказал, что отдал палатку кому то, кто спал под небом. Ноги у меня были в мозолях, хотя кроссовки были проверенные, видимо 20 километров пути всё же для начала я недооценила. Пришлось  прокалывать мозоли, мазать кремом «Спасатель», залеплять лейкопластырем и надевать тёплые носки, иначе не согреться, ни уснуть. Есть совсем не хотелось. Хотя многие именно этим и занимались. Кое-как я развесила мокрую одежду и рухнула на коврик. Но  уснуть сразу не получилось, как ни мучила усталость, дело в том, что народу набилось в актовый зал много, и когда первый ложится, то последний, как говорится, ещё копошится))). Заведующая сообщила, что за ночлег с каждого надо собрать по сто рублей, а мы и согласны, и не только сто, лишь бы под крышей. Сказала, что деньги пойдут на ремонт здания, на краску. Хорошо бы, чтобы было так, садик действительно требовал ремонта. Выходить надо будет в три утра, значит, вставать в два, а народ никак не мог угомониться, кто то кого то искал, кто то так же перевязывал ссадины и мозоли. Поспать удалось всего два часа.
               


Рецензии