Транссиб
А ПОМНИТ ЛИ "ТРАНCСИБ" СТЕПАНА?
Мой дед и прадед строили "Транссиб".
И вот уже сто с лишним лет Транссибу".
Чугунку потом, кровью оросил
народ, что там работал за спасибо,
да за харчи с одёжкой. Как грачи,
они на каждый перегон слетали,
те, некие рукастые ткачи,
что из чугунных рельсов, шпал сплетали
пути с названьем мягким "полотно" -
жизнь, как могли, себе они смягчали.
Но вешки позади - крест за крестом
оставили в осоке, в молочае.
Раздавленными лапищами в ночь
они хватали девок в деревеньках.
Вот так и дед, гоня усталость прочь,
нашёл мне бабку Аграфену, Феньку.
Как началось всё? Царь - совсем без ног -
отдал монарх почти полночи балу...
Его державно-царственный сапог
по молотому кирпичу чертил устало
две директории. Чтоб рельсы шли
к Байкалу с западных вокзалов.
И чтоб навстречу им дорогу повели
от моря до подбрюшия Байкала.
Прадедушка Сергей и дед Степан
двенадцать лет уж на "Транссибе" строят.
Десятником наряд им сложный дан:
от сих до сих пускай тоннель пророют.
Там скалы. Надо скалывать кайлом.
Нависли вепрем, не пускают скалы.
Тут можно, всех собравши, взять числом.
Но все рассредоточились по малу.
И что тут делать?! Я ищу кайло.
Но ведь нарвался я на идиота.
Кирку-железку дал - куда ни шло.
А рукоять кирки не выдаёт он.
Я выстругал из ели рукоять.
Недаром дед мой был краснодеревщик.
На долгий путь благословила мать.
Нашёл на даче сапоги покрепче.
Я извернулся, чтоб попасть в те дни,
скостив у века прошлого две трети.
И вот ищу, а где же тут они?
Спешу. А ветви хлещут будто плети.
Поздней узнал. Прадедушка и дед
долбили, лицами ловя осколки.
Остановились, было, на обед.
А что жевать сегодня - шишки с ёлки?
Но тут вдруг улыбнулась им тайга.
Увидели нору среди гранита.
А там барсук, а может, - кабарга...
Прадедушка и дед туда проникли.
Там никого. Но как просторен ход!
И начали упорно прадед с дедом
прокладывать тоннель . Вперёд! Вперёд!
Трудились час за часом - без обеда.
И так пошло раздольно и легко,
как будто под землёй им дали крылья.
И до того внедрились далеко,
что вот вдвоём они тоннель прорыли -
аж в сам Китай, в провинцию Фу-Чже!
Да так они в горах наворошили,
что через пару лет, без них уже,
КВЖД путейцы проложили.
Но здесь Китай! И вот уж малахай
просунулся в дыру: "Чи-то та-ко-е?"
И я кричу: "Ведь это же Китай!
Деды'! Тоннель закройте за собою!..
А сами живо подавайтесь в лес -
к своим. Хоть через горы и болота!"
Но тут уже один десяток влез,
за ним - другой, живут китайцы плотно.
А вот ещё и ладят короба,
всё с кофточками разного фасона.
В нору протискивают барабан.
Но нет ведь и не будет "Черкизона".
Кричу: "Прадедушка родной и дед,
мой милый! Нам пора обратно.
У вас же - не в один конец билет!"
Я вход киркой заделал аккуратно.
"Да. Будем мы с Китаем торговать.
Ещё когда-а-а наступит это время!
Ну а сейчас вас ждёт Россия-мать.
Скорее повстречайтесь с нами всеми!"
Потом был долгий путь на Баргузин.
И свет в конце туннеля - добрый ангел...
И живы оба - и отец, и сын.
Вот рубят лес для дома на делянке.
Ст.Толбага.Здесь "золотой костыль"
забит. Ведь два строительных потока
здесь встретились! А вдоль путей - кресты
всем тем, кто жизни потерял до срока.
Стоит часовня в честь "Транссиба" здесь.
И дух витает ссыльных декабристов.
Год окончания прокладки - 1906.
И - вдаль дорога, шпалами ребриста.
....................................................
А помнишь ли Степана ты, "Транссиб"?
Он в Толбаге жил. Это - на отшибе.
Как жаль, что деда я не расспросил,
а как же он работал на "Транссибе"?
О том, что прадед с дедом строили "Транссиб"-
сейчас я дам кусочек родословной
(перекрестившись: Господи еси...).
Поскольку коротко всё, приведу дословно:
Мой прадед Сергей Петрович Коновалов (1844-1912) работал
вместе со старшим сыном Степаном (это мой дед) на строительстве
железной дороги в Сибири с 1894 по 1906 гг. Когда
в 1906 году путь был проложен и произошла состыковка
строительства с запада и востока (на станции Толбага),
Сергей Петрович, оставив здесь сына Степана, уехал
к младшему сыну Алексею в Татарию, в деревню Коноваловку,
основанную в екатерининские времена, в конце 18 века, дедушкой
Сергея Петровича - Иваном Коноваловым и его пятью братьями,
покинувшими г. Мензелинск.
* * *
На снимке: часовня на станции Толбага Забайкальского края,
построенная в честь встречи строителей путей,
идущих с запада и востока - в 1906 году
(в 1905 году здесь родился мой отец).
Фото из семейного архива.
Свидетельство о публикации №110061003501
Языком живым, да юморком лёгким! Захватывающая история
с явным философским уклоном!
А можно я сделаю несколько правок?
"И начали упорно прадед с дедом
тоннель прокладывАть. Вперёд! Вперёд!" - здесь лучше
слова переставить, чтобы не слышать неточного ударения:
"И начали упорно прадед с дедом
прокладывать тоннель. Вперёд! Вперёд!"ю Далее:
"В нору протискивАют барабан. - то же с ударением.
Но нет ведь и не будет "Черкизона".
Кричу: "Прадедушка родной и дед, - тоже сбой ударения
мой милый! Нам пора обратно." - здесь двух слогов не хватает,
можно вставить словцо "уже" - пора уже обратно... А если так?
"Протискивают в нору(норы)барабан.
Но нет ведь и не будет "Черкизона".
Кричу: "Родной прадедушка и дед,
мой милый! Нам пора спешить обратно.", можно ещй над этими
строками поработать. Так, например:
"Кричу родным: прадедушка и дед,
любимые! Пора спешить обратно.". Ещё один момент:
"Ст.Толбага.Здесь "золотой костыль"
забит. Ведь два строительных потока
здесь встретились!" - дважды словцо "здесь". Одно заменим?
"Ст.Толбага, где "золотой костыль"
забит. Ведь два строительных потока
здесь встретились!" Вы, Павел, конечно, можете оставить всё,
как сложилось, ведь Ваша душа участвовала в сложении поэмы!
Но если ритм "причесать", то читать станет легче. И вот это:
"О том, что прадед с дедом строили "Транссиб"- лишних два слога
сейчас я дам кусочек родословной
(перекрестившись: Господи еси...).
Поскольку коротко всё, приведу дословно" - один лишний слог мешает.
"Что прадед с дедом строили "Транссиб"-
я дам для вас(сейчас)кусочек родословной
(перекрестившись: Господи еси...).
Поскольку кратко, приведу дословно".
______________________________________ Павел, мне очень и очень
понравился сей труд! Получила наслаждение от Вашего путешествия
к своим предкам! Это не из Петербурга в Москву))
И правильно, что Ян в своё время его номинировал. Думаю, сдержал
слово или Вы напомнили?
Если внесёте какие-то правки, я могу исправить рецензию!
Яленка 26.09.2015 18:31 Заявить о нарушении
Надо будет разобраться в сути и надобности Ваших предложений.
Скажу Вам, я спокойно отношусь к случаям ломки, ритма, размера. Это можно найти у поэтов-классиков и не классиков. Что не надо считать, это число слогов, а порой и ударений. Это было уделом поэтов конца 18-го, начала 19-го веков. Силлабо-тонический строй не исключает перепадов ритмики, размера.
Отчего-то именно в "Стихах-ру" много приверженцев подсчитывания слогов и противников применения длинных слов, где ударения смещаются. Хорошо англичанам У них часты слова с двойным ударением.
Вот пример - известнейшее стихотворение Б.Пастернака. "Весна". Есть скачущие ударения. А количество слогов Пастернак нигде не считал.
Весна, я с улицы, где тополь удивлён, 12 слогов
Где даль пугается, где дом упасть боится, 13
Где воздух синь, как узелок с бельём 10
У выписАвшегося из больницы. 11
Где вечер пуст, как прерванный рассказ, 10
Оставленный звездой без продолженья 11
К недоуменью тысяч шумных глаз, 10
Бездонных и лишённых выраженья. 10
Впрочем. надо посмотреть и что-то поменять,
как в случае "тоннель прокладывать"
С признательностью, ПВ)
Павел Владыкин 27.09.2015 19:10 Заявить о нарушении
имеет 11 слогов, но не суть важно это, если другие
лишние слоги не сбивают ритм. Ведь несовпадение
ударения в стопе и в слове сразу меняет окраску
стихов и нарушает их целостность, мне кажется.
Когда мы может что-то улучшить, исправить, то отчего
не делать этого? Классиков править невозможно, да
и поздно уже. А мы, не достигшие того пиитета, высот
"упостаментившихся", можем корректировать свои детища,
оттачивать если не мастерство, то свои строки, чтобы
посторонний глаз не "слезился" из-за того сора, что
сразу колет, вышибает слезу. ИМХО.
Яленка 27.09.2015 20:17 Заявить о нарушении