Когда качаются фонарики ночные?

Часто ли процесс важнее результата?
Ответ прост.
Для процесса всегда важнее процесс, а для результата – результат.

Поскольку я стою за результат, в данном тексте его не будет – только процесс.

Фраза Сергея Довлатова о том, что в пятидесятых годах в фильме с участием Сергея Гурзо впервые прозвучала песня на стихи Глеба Горбовского «Когда качаются фонарики ночные» почему-то воодушевила меня.

Наверное, нужно объяснить, почему воодушевила.

Нужно-то нужно, но как-то не очень получается…

Короче так: знал я их всех по отдельности, короче: и Довлатова, и Гурзо, и Горбовского, и фонарики. А вот чтобы вместе – так и не знал.

Знал не в том смысле, как знал Кольку Голоту, ну который жил возле ДОСААФ, напротив базара, а как бы немного даже лучше знал.

Не объяснишь.

В 1953 году Горбовский якобы уехал с женой ненадолго на Сахалин и там написал этот текст, который опубликовал как свой в начале 90-х.

Горбовский родился в Торжке. Точные даты рождения и смерти отсутствуют. Однако в тексте романа «Волны гасят ветер» есть указание, что в 2199 г. Горбовскому было более 150 лет, следовательно, родился он ранее середины XXI в.
В романах А. и Б. Стругацких отсутствуют сведения о смерти Горбовского, судя по всему, он, будучи дряхлым стариком, смог достичь 200-летнего возраста.
Профессиональный звездолетчик, в XXI веке командир фотонного звездолета "Тариэль".
 Привлекался к экзаменационному контролю на курсах пилотов-космогаторов.
Десантник, позже астроархеолог и контактер, выдающийся ученый и политик ХXII века. «Живая легенда».
Только ко второй половине ХXII века налетал «более пятидесяти парсеков и побывал на десятке лун и планет».
Многими малознакомыми людьми воспринимался как "человек со странностями". Горбовский любит произносить фразу: «Можно, я лягу?». Объясняет это тем, что «бессмысленные движения руками и ногами неуклонно увеличивают энтропию Вселенной».
Провел последние годы жизни в «Доме Леонида» в Краславе (Латвия).
Умирал от депрессии («нежелания жить»), пока не был заинтересован сведениями о «люденах» («Волны гасят ветер»).

Родился в учительской семье. Отец, выходец из крестьянской старообрядческой семьи был репрессирован в 1937.
Мать, дочь коми-зырянской детской писательницы, перед самой войной отправила сына к сестре арестованного мужа в Порхов, который захватили немцы.
После Победы разыскалась мать, пробывшая всю блокаду в Ленинграде.
Поэт позже вспоминал, как он скитался по детдомам, пока мать с отчимом не нашли его и не определили в ремесленное училище № 13.
Из училища он попал в колонию для несовершеннолетних преступников в городе Маркс, совершил удачный побег.
Добрался до Ленинграда, но мать с отчимом к тому времени перебрались в Новосибирск, и Горбовский уехал в Костромскую область, где преподавал в сельской школе его ссыльный отец, который помог ему оформить паспорт и окончить семилетку.
Восьмой класс Горбовский закончил уже в Ленинграде, затем служил в стройбате (за три года службы двести с лишним суток отсидел на гауптвахте).
После армии поступил в Ленинградский полиграфический техникум, откуда был отчислен через два года.
Стихи писать начал в шестнадцать лет, в армии писал песни, одна из самых известных — «Сижу на нарах, как король на именинах». Первая публикация стихов — в волховской районной газете «Сталинская правда» (1955). Первая книга вышла в 1960. Член Союза писателей с 1963.


Фильм называется «Две жизни», снят в 1961 году.

«Начало 60-х годов. Во французский порт заходит советский круизный лайнер. Трое мужчин сходят на берег и заходят в небольшой ресторанчик. Один из них, Семён Востриков, пожилой уже человек, рассказывает своим молодым спутникам историю его участия в революционных событиях 1917-го года.
Период между двумя революциями для Вострикова неотрывно связаны с его взаимоотношениями с семьёй графов Нащёкиных, в чей круг он, молодой тогда без роду без племени солдат попал волей случая. Опрометчиво влюбившись в красивую, но бессердечно-холодную Ирину Нащёкину, он оказывается в центре небольшого заговора, организованного братом Ирины, высокомерным офицером Сергеем, с целью посмеяться над «санкюлотом», уверовавшим на волне изменений в стране в равенство.
Порождённый злым розыгрышем и насмешкой конфликт усугубился тем, что Нащёкин и Востриков оказались по разные стороны баррикад и в политическом противоборстве сторонников буржуазии, к которым примкнул Нащёкин, и борцов за дело рабочих и крестьян, большевиков, чьи идеалы разделяет Востриков.
Множество роковых случайностей, крупных и мелких событий приведут к развязке внутреннего противостояния Вострикова и Нащёкина, совпавшей с днём штурма Зимнего дворца в октябре 1917 г.
…Рассказывая свою историю, постаревший Семён слишком погружен в воспоминания, чтобы понять, что, показавшийся смутно знакомым, обслуживащий его столик пожилой официант, — всё тот же Сергей Нащёкин. Когда-то высокомерный и богатый, оказавшись в эмиграции, Нащёкин вынужден теперь прислуживать человеку, которого когда-то унизил, сгорая от страха, что тот может его узнать…»

Песня попала в фильм по формуле «слова народные».
Горбовский обратился за гонораром, но ему сказали, что «слова народные».

Как в воду глядели.

ФОНАРИКИ

Когда качаются фонарики ночные
и темной улицей опасно вам ходить,
я из пивной иду,
я никого не жду,
я никого уже не в силах полюбить.

Мне дева ноги целовала, как шальная,
одна вдова со мной пропила отчий дом!
Ах, мой нахальный смех
всегда имел успех,
и моя юность пролетела кувырком!

Лежу на нарах, как король на именинах,
и пайку серого мечтаю получить.
Гляжу, как кот в окно,
теперь мне все равно!
Я раньше всех готов свой факел потушить.

Когда качаются фонарики ночные
и черный кот бежит по улице, как черт,
я из пивной иду,
я никого не жду,
я навсегда побил свой жизненный рекорд!

Я сын рабочего, подпольщика-партийца

Я сын рабочего, подпольщика-партийца,
Отец любил меня, и я им дорожил.
Но извела отца проклятая больница:
Туберкулез его в могилу положил.

И я остался без отцовского надзора,
Я бросил мать, а сам на улицу ушел,
И эта улица дала мне кличку вора,
Так незаметно до решеточки дошел.

Блатная жизнь — кильдины и вокзалы,
И словно в пропасть лучшие года...
Но в тридцать третьем, с окончанием канала,
Решил преступный мир забыть я навсегда.

Приехал в город — позабыл его название,
Хотел на фабрику работать поступить.
Но мне сказали: — Вы отбыли наказание,
Так будьте ласковы наш адрес позабыть.

Порвал, братва, я эту справочку с канала,
Какую добыл пятилетним я трудом!
И снова жизнь меня блатная в руки взяла,
И снова — кражи, уголовка, исправдом.

Тюремная

Костюмчик серенький, ботиночки со скрипом
Я на тюремные халаты променял.
Да восемь лет немало горя мыкал,
Из-за тебя, моя дешевка, пострадал.

И вот опять схожу я на вокзале,
А ты такая же, как восемь лет назад.
Своими жгучими прекрасными глазами
Ты вновь к себе мой привлекаешь взгляд.

Ты подошла ко мне и сразу так сказала,
Ты по-блатному мне Сказала: — Ну, пойдем.
А поздно вечером поила меня водкой
И завладела моим сердцем, как рублем.

Ведь никогда я не был хулиганом,
А хулиганом ты сделала меня,
Ты познакомила с малиной и с наганом,
И до тюрьмы меня ты довела.

У песни есть и женская версия, которую в сериале «Исаев» оживил режиссер Урсуляк.

http://www.youtube.com/watch?v=JVuGiERtviw

На этом позвольте откланяться – процесс закончен.


Рецензии
Слышали. Пели. Первую самую. Замечательное было время. А чуть раньше у нас пели (или другой возраст тогда же: "В БРИГУСТЕРСКОМ дальнем синем море Бригантина поднимает паруса". Интернета у меня тогда не было, телевизора тоже. Так и не понимал.

Борис Рубежов Четвёртая Страница   10.06.2010 14:46     Заявить о нарушении
Боря, я в стихах рахдонита написал про кагана царей. А люди не понимают, что это Паша Коган.

Уменяимянету Этоправопоэта   10.06.2010 06:25   Заявить о нарушении
Но хорошо, что у тебя есть Интернет.

Уменяимянету Этоправопоэта   10.06.2010 09:11   Заявить о нарушении