Эподы о мечтах ростовщика, II. Гораций
перевод с латинского
Эподы
II
«Блажен, кто в дни свои вдали от дел,
Как древле люд возделывал наделы,
Кто пашет на тельцах своих без стрел,
Без алчности, и чьи делянки целы;
И кто не пробуждается на бой
От грозного военного сигнала,
Вне форума, где гам и непокой,
И вне дверей богатого фискала.
Пася стада, он обвивает тополя
Подросшей виноградною лозою,
Стрижет овец, в сосуды течь веля
Им выжатый пчелиный мед весною.
Когда же осень взносит словно сад
Свой зрелый стан, украшенный плодами,
Срывать он груши c виноградом рад,
Что сам привил усердными трудами;
Рад в жертву их Приапу[1] принести,
И в дар Сильвану[2], покровителю угодий,
Ведь не дарящий Ларам[3] — не в чести,
Но мирно спит радетель плодородий[4].
Приятно спать под дубом на траве,
Когда текут застенчивые воды, —
Под щебет птиц струятся в голове
Навеянные снами наши годы.
Когда ж зима с Юпитером[5] придёт,
Смирив дожди, украсив мир снегами,
В силки он гонит вепрей из тенёт
Со сворой псов умелыми шагами.
Ну а когда кругом одни снега,
Он ловит только зайца или птицу,
И у трудов единственный слуга
В награду обнимает мастерицу.
Ах, кто же забывает про любовь
Среди таких докучливых занятий,
Когда жена в заботах греет кровь
О чадах в доме с массой предприятий[6]?
Как сабиня'нка[7] или как краса
Апулии[8], вся смуглая от солнца,
К приходу мужа вьется как гюрза,
Чтоб греть очаг для каждого питомца.
Своих коров сама загнав во хлев,
Сосцы им доит для молочной снеди,
А после, ни минуты не присев,
Сцедит вина гостям в кувшин из меди.
Как мил ему тогда очаг отцов,
Ему тогда не надо прямо с понта[9]
Ни устриц лу'кринских[10], ни куликов,
Ни рябчиков Ионии[11] архонта.
Ведь если бы стыдливая жена
Лишь за детьми следила и за домом,
То и не так была б ему вкусна
Его еда, застрявши в горле комом.
И он не ел бы с удовольствием тогда
Цесарку, что была нежнее шелка,
Иль щавеля, манящего в луга.
Иль козлика, отъятого[12] у волка.
И коль жена, храня семьи очаг,
В трудах не забывает и о муже, —
Не погибает в доме счастья злак,
Такой очаг в любой согреет стуже.
И как отрадно в сладостный досуг
Смотреть на пышных ласковых овечек,
И на волов, толкающих свой плуг,
И на рабов натруженные плечи.»
Когда же Альфий[13], римский ростовщик,
Что в грезах о Деметре[14] был так прыток,
Не отвратил от денег к Идам[15] лик,
То вновь к Календам[16] получил прибыток.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Примечания:
[1] Приап (лат. Priapus) — в античной мифологии древнегреческий
бог плодородия; полей и садов — у римлян. В древнеримской поэзии
мог выступать с тем и другим значением, например, в поэзии Горация.
О значении имени см. в Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Приап
[2] Сильван — божество-опекун из древнеримской мифологии. См.:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сильван_(мифология)
[3] Лары (лат. «lares») — по верованиям древних римлян божества,
покровительствующие дому, семье и общине в целом. См. подробнее:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лары
[4] плодородие (устар.) — 3) Способность производить потомство.
http://poiskslov.com/word/плодородие/
[5] «с Юпитером» — по воле Юпитера, главного божества римлян.
Юпитер (лат. Iuppiter) — в древнеримской мифологии божество неба,
дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. См.:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Юпитер_(мифология)
[6] «предприятие» — то, что предпринимается; задуманное кем-то
дело, начинание. См. словарь: http://ru.wiktionary.org/wiki/предприятие
[7] сабины или сабиняне (лат. Sabini) — народ италийской группы
(италики), язык которых находился в ближайшем родстве с оскским и
умбрским языками, и в более отдалённом — с латинским языком. См.:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сабины
[8] Апулия (Apulia, в честь апулов) — историко-административная
область на юго-востоке Италии, традиционный производитель хлеба
в Древнем Риме. См. в Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Апулия
[9] понт (истор. поэт.) — море. См. значение слова в Викисловаре:
https://ru.wiktionary.org/wiki/понт
[10] лукринские устрицы — водятся в Лукринском озере в Италии.
Лукринское озеро (лат. «Lucrinus lacus») — озеро вблизи Бай, богатое
рыбою и устрицами, соленой водой, первоначально часть Куманского
залива. См.: https://dic.academic.ru/dic.nsf/lubker/6753/ЛУКРИНСКОЕ
[11] Иония (истор., арх.) — область вдоль запад. побережья Малой
Азии, населенная в древности греками-ионийцами. См. след. статью:
https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/IONIYA.html
[12] отъятый (книж. устар.) — то же, что отнятый. Словарь Ушакова:
http://slovariki.org/tolkovyj-slovar-usakova/57314
[13] Альфий — имя одного из знатных древнеримских ростовщиков.
[14] Деметра — это слово в переводе выступает в качестве синонима
слову «земледелие», но по существу «Деметра» — эллинское название
латинской Цереры, богини зерна и земледелия. Греческие имена богов
в мифологии римлян были так же употребимы, как и исконно римские.
Деметра — синоним слова «земледелие». См. по словарю синонимов:
http://flyword.ru/д/деметра.html
Деметра — эллин. назв. латинской Цереры, богини зерна и земледелия.
См. толкование имени: https://dic.academic.ru/dic.nsf/relig/1668/Деметра
[15] Иды (лат. Idus) — в древнерим. календаре так назывался день в
середине месяца. См. ст. Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Иды
[16] Календы (лат. Kalendae или Calendae) — в древнерим. календаре
название первого дня каждого месяца. См. также материал Википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Календы
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
латинский оригинальный текст:
https://la.wikisource.org/wiki/Epodi#II
Quintus Horatius Flaccus
Epodi
II
«Beatus ille qui procul negotiis,
ut prisca gens mortalium,
paterna rura bubus exercet suis
solutus omni faenore
neque excitatur classico miles truci
neque horret iratum mare
forumque vitat et superba civium
potentiorum limina.
ergo aut adulta vitium propagine
altas maritat populos
aut in reducta valle mugientium
prospectat errantis greges
inutilisque falce ramos amputans
feliciores inserit
aut pressa puris mella condit amphoris
aut tondet infirmas ovis.
vel cum decorum mitibus pomis caput
Autumnus agris extulit,
ut gaudet insitiva decerpens pira
certantem et uvam purpurae,
qua muneretur te, Priape, et te, pater
Silvane, tutor finium.
libet iacere modo sub antiqua ilice,
modo in tenaci gramine:
labuntur altis interim ripis aquae,
queruntur in Silvis aves
frondesque lymphis obstrepunt manantibus,
somnos quod invitet levis.
at cum tonantis annus hibernus Iovis
imbris nivisque conparat,
aut trudit acris hinc et hinc multa cane
apros in obstantis plagas
aut amite levi rara tendit retia
turdis edacibus dolos
pavidumque leporem et advenam laqueo gruem
iucunda captat praemia.
quis non malarum quas amor curas habet
haec inter obliviscitur?
quodsi pudica mulier in partem iuvet
domum atque dulcis liberos,
Sabina qualis aut perusta Solibus
pernicis uxor Apuli,
sacrum vetustis exstruat lignis focum
lassi Sub adventum viri
claudensque textis cratibus laetum pecus
distenta siccet ubera
et horna dulci vina promens dolio
dapes inemptas adparet:
non me Lucrina iuverint conchylia
magisve rhombus aut scari,
siquos Eois intonata fluctibus
hiems ad hoc vertat mare,
non Afra avis descendat in ventrem meum,
non attagen Ionicus
iucundior quam lecta de pinguissimis
oliva ramis arborum
aut herba lapathi prata amantis et gravi
malvae salubres corpori
vel agna festis caesa Terminalibus
vel haedus ereptus lupo.
has inter epulas ut iuvat pastas ovis
videre properantis domum,
videre fessos vomerem inversum boves
collo trahentis languido
positosque vernas, ditis examen domus,
circum renidentis Laris.»
haec ubi locutus faenerator Alfius,
iam iam futurus rusticus,
omnem redegit idibus pecuniam,
quaerit kalendis ponere.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
в качестве иллюстрации к материалу произведения
представлена картина художника Бруно Вепхвадзе
https://i.postimg.cc/g0KKRm7k/Bruno-Vephvadze.jpg
Свидетельство о публикации №110060800248