Мы все - народ, и всякий из нас - воин

            В годы военного лихолетья советские люди были сплочены в единую силу перед лицом фашистской опасности. С поэтических страниц «Правды» на нас смотрит суровый, героический лик народа.

            Завоеватели принесли ему много страданий, слёз и горя, а он не покорился, борется и готовит врагу могилы на своей, родимой земле:

 - Мы дружным, крепким строем
Врагу могилу роем! -

пишет Р. Роман в стихотворении «На рубеже» 20 октября 1941 года.

            Если Гитлер под угрозой казни проводил тотальную мобилизацию подданных в Германии, то советский народ встал на защиту родной земли по зову собственного сердца:

- Воюет ныне весь народ,
А если так, бойцов немало.
Старик, и тот ружьё берёт…
Смотри, какая сила встала.

(С. Михалков «Рассказ майора», «Правда», 1 сентября 1941 г.).

            В стихах поэтов звучат мотивы неразделимости человека и ого родной земли перед лицом опасности порабощения и самого человека, и его матушки-земли. М. Исаковский в стихотворении «Старик» (там же, 28 января 1942 г.) создаёт образ дряхлого ветерана, которому уже пришло время и умирать, да «земля не принимает». Старик слышит, как она ему «властно шепчет»:

- Они тебе сгубили всю семью,
Твой дом родной со смехом поджигали.
Умрёшь – могилу тихую твою…
Железными затопчут сапогами.

            Пожилой человек ведёт злодействам врага счёт, который может пригодиться в час расплаты. Хотя не лёгок ярем его старости, он не сдаётся, а как истинный патриот желает послужить своему народу ещё:

- Пускай мне тяжко. Это ничего.
Я смерть не позову, не потревожу,
Пока врага, хотя бы одного,
Вот этою рукой не уничтожу.

            Поэты рисуют безотрадные картины жизни советского народа на оккупированных территориях. Враги издеваются над ним, хотят его унизить, покорить, обратить в рабство, но везде встречают достойный отпор. Простые советские люди – девушки, женщины, мальчишки, старики,   презрев страх, идут на верную смерть, на подвиг, не опускаясь перед фашистским зверьём на колени. В поэзии звучат мотивы жертвенности во имя других людей.

            В стихотворении «Русская женщина», опубликованном в «Правде» 9 ноября 1942 года, Д. Бедный рассказывает об одном из многих подвигов советских людей. Немцы, готовясь врасплох застать красноармейцев, заставляют русскую женщину провести их по безопасному пути мимо того дома, откуда наши солдаты ведут огонь. Женщина выводит неприятелей на узкую площадку, ожидая, что ни одному из них оттуда живым не уйти. Вызвав огонь на фашистов, она и сама должна вместе с ними погибнуть.

            Советские поэты доказывают, что не могут захватчики чувствовать себя хозяевами на нашей земле, что везде их должна настичь погибель.

            Немцы в «Рассказе старухи» М. Исаковского (опубликовано там же 12 декабря того же года), затеяв пьяный кутёж, выгоняют старую женщину в хлев. «Не здохнешь, мол, и со скотом в хлеву»,   орёт немчура. «Как же так?   думает старуха,   Всю жизнь прожила в этой избе, никому не ме6шала, и вот пришли чужеземцы и выбросили её с позором на улицу». Не может она простить такой обиды. Поэтому не жалеет и своего дома, сжигая в нём ошалевших захватчиков.

            Несгибаемый, твёрдый характером предстаёт народ перед читателями нашей центральной газеты. В Подмосковье палачи из гестапо пытали солдатскую жену Прасковью. Утопив «в трясине» её сына, а самоё – в её же крови, немцы не услышали сведений о партизанах (А. Сурков «Прасковья», («Правда», 15 ноября 1943 г.).

            В стихах отражены и трудовой героизм советских людей (С. Михалков «Два письма», там же, 19 августа 1941 г.), и их протест против отправки молодёжи на работу в Германию (Д. Бедный «Русские девушки», 21 августа 1942 г.), и мечты о мирной и счастливой жизни (Е. Шевелева «Ребёнок», 19 апреля 1942 г.). Видим в стихах наш народ и таким, как его рисует А. Твардовский в широко известной балладе «Рассказ танкиста», опубликованной в «Правде» 4 октября 1941 г. Поэт создаёт типичный, настолько яркий и правдивый образ мальчонки, что другим мы его и представить себе не можем:

- Лет десяти-двенадцати. Бедовый.
Из тех, что главарями у детей.
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас, как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках.
Таскать им воду вёдрами – не труд.
Выносят мыло с полотенцем к танку,
И сливы недозрелые суют…

            Мы видим советских подростков и такими, как в этих строках:

Стоит парнишка,   мины, пули свищут, 
И только рубашонка пузырём.

            Многие стихи из этого цикла далеко не иллюстративные. Сквозь них настойчиво пробивается мысль авторов, идёт осмысление происходящего, поэты стараются философски освоить и объяснить судьбу своего народа. Так, например, Д. Бедный его силу, духовное богатство объясняет с точки зрения русской истории: прославляя героическое прошлое России, богатырские времена эпохи Ильи Муромца, воспевает в стихотворении «Вперёд – к победам» (29 октября 1942 г.) гуманизм, человечность современного поколения, которые впитались в него, пройдя сквозь толщи веков.

           Величественным, героическим и гуманным запечатлели русские поэты советский народ на «военных» страницах «Правды».

                Из моей дипломной работы, 1975 г.


Рецензии
Здравствуйте! И сегодня ничего не изменилось. Народ, как всегда, на переднем крае. И информационное поле это отражает. Удачи вам! Т.М.

Татьяна Муратова   05.06.2010 02:14     Заявить о нарушении