Мартынов. Речь перед защитой диплома
Он был психологом. Он приезжал в театр и сразу же видел: что в нём не так, как должно быть. Это либо директор, живущий арендами, либо актёры не яркие, неузнаваемые, живущие бизнесом и числящиеся в театре, чтобы шёл стаж. Видел неумелых хозяйственников, неспособных десятилетиями отремонтировать крышу и починить канализацию.
Он многим мешал... Мешал воровать, бездельничать, разоблачал бездарности...
Что умел:
1. работать с актёрами. Заражал их любовью к театру, к хорошей драматургии, раскрепощал, заставлял самосовершенствоваться.
2. выстаивать репертуар, чтобы театр был интересен всем слоям населения.
3. выбирать произведения, затрагивающие вечные и самые насущные темы, не ставил простых и пустых пьес.
4. уважать произведение и автора, не коверкать драматургию.
5. делать акценты на самое важное; оставлять надежду, как для героев, так и для зрителей - надежду на их разум, что не повторят они ошибок героев, и, попав в подобную ситуацию - смогут найти из неё верный выход.
6. сам был сценографом, и сам подбирал музыку к своим спектаклям.
7. будучи драматическим режиссёром, давал возможность совершенствоваться оркестру: ставил мюзиклы, оперы, балеты, концерты к праздничным датам, к юбилеям актёров и украинских поэтов.
8. предвидел грядущие проблемы и ставил спектакли предупреждающие, затрагивающие темы, решение которых неотложно. Будь то сельское хозяйство, проблема с интеллигенцией, любовь.
9. имел чёткую гражданскую позицию.
10.опережал время. Его спектакли большинству населения станут понятными только тогда, когда его грустные пророчества сбудутся.
11. никогда не "опускал" образы героев.
12. настаивал на архиважности роли учителя в судьбе каждого человека.
13. перед постановкой, изучал не только пьесу, но и биографию автора, мотивы побудившие написать его пьесу, кому она была посвящена.
14. пользовался не только иконической, но умело использовал знаковую систему в сценографии: (в частности) массовую пропаганду в спектакле "Маршрут..." - обозначил рупорами, направленными во все стороны света. Светлые пятна на стенах от снятых икон - символизировали отказ от исполнения божественных заповедей. Хор на заднике, поющий дифирамбы вождю - символизировал зарождающийся культ личности.
15. умел расширять темы, затронутые автором, и через судьбу одного героя показать проблему всего общества. Распятов - был не конкретный режиссёр, а творец вообще, олицетворяющий все творческие личности.
16. умел работать с критиками, к появлению спектаклей готовил публику заранее.
17. умел вызывать искренние эмоции у зрителей, непустой смех, а сочувствие, понимание, желание исправить положение дел в стране, иногда раскаяние и слёзы.
18. великолепное знание музыки позволило делать её не просто выразительным средством, а дополнительным действующим лицом. Так вставной номер с девочкой (в "Евангелии от Ивана") позволил довести сцену раздумий Ивана об Украине до высшей степени трагичности.
19. Учителем своим считал Бориса Ровенских. В своих спектаклях хранил традиции Малого театра.
20. великолепная библиотека, усидчивость, желание познавать, ежедневная работа с книгой, изучение трудов классиков, мемуаров актёров, исследование различных режиссёрских школ - расширяли кругозор режиссёра.
21. любил добросовестных актёров - с удовольствие помогал всем желающим расти профессионально.
22. обладал великолепной памятью, знал пьесы наизусть. В 70 лет помнил все стихи, которые учил когда-то.
23. сочетал жанры. Так в своей последней постановке шоу "Искренне ваш" - соединив воедино вокал, балет, оркестр, убранство сцены, освещение, карнавальные костюмы - добился органичности несоединимого.
24. обладал удивительной харизмой, умел увлекать своей идеей.
25. из любой актрисы, при желании, мог сделать Приму.
26. поэтизировал образы. Так был нарушен заданный автором образ Чезаре, как толстого, лысеющего... Роль Чезаре любезно согласился сыграть Геннадий Легута - красавец атлетического телосложения. Для роли Нины выстроил мизансцену с монологом о выпускном бале так, чтобы зрители влюблялись в неё. Она спускается с лестницы и медленно-медленно кружится под музыку, завораживая, заставляя влюбиться как в героиню, так и в актрису.
27. умело моделирует пространство - любовь - чувство возвышенное - она наверху. Чезаре говорит падре: "Я был в раю". Мартыновское пространство возвышает любовь. Чезаре, как влюбленный под балконом, играет Нине серенаду, доказывая возвышенность своего чувства.
Режиссер поставил счастливую историю Ромео и Джульетты, сумевших не сбежать в небытиё от ужасов мира, а перебороть их, выжить ради любви, ради их будущего сына - Роберто, ради самой красивой дочери Наташки.
28. не высасывал из пальца интерпретацию - как сделано в "Женитьбах" в киевских театрах им Франко и "Дах".
29. считал, что лучшие драматические произведения должны увидеть все зрители, во всей стране, поэтому никогда не отказывался от предложений и никогда не повторялся, ибо всегда находил в пьесе что-то новое, недосказанное, находил новые краски, украшал оригинальными режиссёрскими находками.
30. продумывал каждую роль, чтобы она выглядела как бенефисная, была оригинальной, каждый выход актёра - был достоин аплодисментов.
31. каждый спектакль - посвящён женщине. Мартынов мечтал, чтобы все женщины в мире из тёлок и чувих - превратились в Леди!
32. был эстетом. Во всём искал красоты, вечности.
33. самым дорогим в театре считал зрительское время.
34. из подтекста выбирал то, что актуально на сегодняшний момент и делал на нём акцент.
35. для придания сцене большей трагичности, вплетал в пьесу монологи из классических трагедий. Так Лизбет ("Девичник") читала монолог Медеи, Маруся ("Маршрут...") - отрывок из "Пира во время чумы"
36. Мартынов равнодушен к образам бесов от человечества: всяким кочкарёвым и волдырюкам, но в образе Ганьки Гаркавы - он исполняет реквием Человеку. Ибо этаких Ганек в миллионы раз больше в стране, чем цезарей, о которых написаны тысячи пьес...
37. все его спектакли насыщены юмором: тонким, изящным, проникновенным.
38. о человеке - говорит круг его общения. Мартынов дружил с драматургами: Брагинским, Радзинским, Крымом, композитором Колмановским, поэтом Кузнецовым, актёрами Золотухиным и Высоцким...
Работал с хореографом Татьяной Борисовной Брысиной и художником Савелием Григорьевым, Единственной проблемой этого союза было то, что афиши с театральных тумб - воровали, сразу же после наклейки...
Его ученики разбросаны по всему миру и продолжают его дело.
Я точно знаю, какие киевские спектакли никогда бы не поставил Мартынов. Среди них "Эмили", режиссёр которого неверно интерпретировала пьесу, заставив актрису бегать по бусинам. Заточение для Эмили было не пыткой, как хочет навязать нам режиссёр, а было для неё истинным счастьем! Мартынов никогда не стал бы так издеваться над актёрами, он находил более действенные и гуманные средства воздействия на зрителей. Эмили не нуждалась в сожалении, - лишь в восхищении...
Никогда не стал бы работать с художником, оформившим спектакль "Закохана витивныця", костюмы которого были просто опасными для здоровья актёров - они падали в них, а декорации слетали и разбивались в щепки, хорошо, что в метре от актёров, а не на них... Вспомогательные средства должны помогать актёрам доносить до зрителей суть, а не мешать восприятию.
Что ненавидел:
1. недисциплинированность
2. нежелание актёров совершенствоваться
3. некомпетентность всех: от авторов, актёров до художников и администраторов.
4. выражение: "Что занадто - то не здраво" Считал, что нет предела совершенству.
5. никогда не поставит абсурдного спектакля, ибо его жизнь до отказа переполнена этими абсурдами.
Свидетельство о публикации №110060305649