Чем бы дитя ни тешилось. Автор Своеволие
Участник номер один.
Начнем с самого простого - с использованных слов:
подвал, шифер, шепот, возня, карман, репей, щепка.
Даже больше необходимых пяти набралось)
Теперь собственно о произведении - технике исполнения и художественных достоинствах.
По подвалу, где шифер был сложен,
Чей-то шепот затих и возня.
Шепот может затихнуть В подвале, а не ПО подвалу.
И если затихлИ и шепот, и возня, то именно во множественном числе. Иначе получается, что шепот затих, а возня, наоборот, возникла.
Я по жизни всегда осторожен,
Ведь предчувствие есть у меня.
У человека может быть развита интуиция или возникать предчувствия. А вот то, что "по жизни" у человека "есть предчувствиЕ", кажется несколько странным.
Потому-то, в карман сунув руку,
Вдруг нащупал там колкий репей!
Очень много вводных слов - всегда, ведь, потому-то, вдруг. И если уже было предчувствие - и обнаружен репей, то явно не ВДРУГ. Потому-то, в карман сунув руку, Я нащупал там колкий репей - было бы логичнее.
Всё, что думаю, выскажу внуку
Я по поводу детских затей!
Сплошные инверсии. Иногда удачные. Чаще - не очень.
Как костер, воспылавший от щепки,
Или искры - кому уже как -
Уточнение насчет искр можно было вообще не делать. Или сделать его в скобках. Тем более, что даже заданное слово здесь не требовалось "пристроить". "Кому уже как" - мало того, что необязательное вводное, так еще и с добавлением УЖЕ. Страшноватая конструкция.
Я сжигал свои нервные клетки,
Их остатки сжимая в кулак.
Оригинальный образ) Но представить золу нервных клеток в кулаке трудновато. Зато легко представляется сжимаемый в кулаке репей.
Я, колючкою раненый в руку,
В подземелье ревел, аки бык!
Не прощу эту муку я внуку,
Попадёшься, запомни - кирдык!
Аки и кирдык "в одном флаконе" - то ли дедушка слишком стар, то ли весьма современен.
Раскрытие темы:
Если целью автора было максимально утрировать столь значимое событие, как подложенный в карман репейник, - то ему это удалось)
Правда, речь тут скорее не о детских шалостях, а о дедушкиных странностях)
"Кипит наш разум возмущенный и в смертный бой вести готов" (с). И все это из-за колючки в кармане?!)
3 балла
Участник под номером два.
Использованные слова: щепка, резинка, подвал, репей, карман.
Задание выполнено)
Написано все по-взрослому хорошим "детским" языком, из которого только "непонятная грустинка" выпадает. Ну и обращение ребенка к отцу с постоянными "помнишь" не совсем логично. Правда, здесь скорее "помнишь, ты рассказывал?"
Папка, ты сам был таким же.
Вспомни, ведь ты же - не старый.
Бегал под солнышком рыжим
Ты загорелым корсаром.
И мастерил арбалеты.
Помнишь? Прищепка с резинкой.
Ты же рассказывал это
Мне с непонятной грустинкой.
Помнишь, - в соседском подвале
Ты "партизаном" был, папа?
"Немцы" тебя там пытали,
Вроде в каком-то "гестапо"?
Лихо рубили репейник
Шпагой из сломанных веток
И добывали без денег, -
Помнишь, - карманы ранеток?
Так же играли в индейцев,
И были коленки в зелёнке...
...Так что, пап, и не надейся,
Что буду примерным ребёнком...
Тема детских шалостей раскрыта. Хотя речь здесь скорее о детских шалостях отца) Они - залог будущих "подвигов" сына.
4 балла
Участник номер три.
Слова по заданию: вата, щепка, подвал, резинка, шепот.
Есть необходимая пятерка)
В душе, как и прежде, - ребята,
Кто помнит в июне о том,
Что пух тополиный, как вата,
Горит на асфальте сухом,
Очень неудачная инверсия. Не сразу понимаешь, о чем речь: пух горит в душе?
И - ребята, КОТОРЫЕ ПОМНЯТ. Иначе это уже вопрос: Ребята, КТО из вас ПОМНИТ?
Что щепка годится для сабли,
И тайны скрывает подвал
Старинной дворянской усадьбы,
Где призрака Серый видал;
Внезапно появившийся "Серый" , несколько выбивается .
Что лучшей резинкой к рогатке -
Оранжевый жгутик тугой,
И что обязательно папка
Придёт из больницы домой...
Наверное, мы с автором не совпали в детских играх. Потому что "оранжевый жгутик" остался для меня загадкой. Это какая-то особая резинка?
Среди перечисления щепок и жгутиков, папка сначала воспринимается папкой для бумаг. Что явно не могло быть задумано автором.
К тому же, если речь идет о некой компании ребят с общими играми и воспоминаниями, то появление в этих воспоминаниях лежащего в больнице отца - не может относится сразу ко всем ребятам. Когда "ребята" превратились в ЛГ - непонятно.
Что шепотом можно - про дружбу
(А вечной любви вовсе нет!!)...
Не так-то уж много и нужно
Для счастья в одиннадцать лет.
Многовато вводных: "вовсе нет" и сразу "не так-то уж много и нужно" - очень неудачный оборот.
В глазах наших мир отражался -
Простор, облака, тополя,
И шли по земле мы бесстрашно,
И нам улыбалась Земля.
Катрен - сплошное "общее место". И в глазах наших мир отражался, и шли по земле мы бесстрашно, и нам улыбалась земля.
Перечисление простора и облаков , тополей в одном ряду - неудачно. Это понятия не из одного ряда. Река, облака, тополя - было бы логичнее.
Не понравилось "одушевление" земли. Когда нам улыбалась Земля с большой буквы, по которой мы только что шли.
Не так-то уж много, не слишком
Для счастья положено ей:
Чтоб не умирали мальчишки,
Растили своих сыновей...
Непонятный мне катрен. 11 лет ведь было сыну лежащего в больнице отца? А не сам умирающий отец был мальчишкой.
И кому ей? Земле? ("Я - Земля, я своих провожаю питомцев - сыновей, дочерей." -сразу вспоминается)
И опять очень неудачный оборот - "не так-то уж много, не слишком для счастья положено ей"
На тех, кто душою подросток,
Пока ещё держится свет...
А папка... конечно, вернётся!
Сынишка твой - вылитый дед!..
Финальный катрен понятен по мысли, но очень неудачен по исполнению. Теперь уже не просто ребята заменились на ЛГ, но на смену ЛГ пришел, обращающийся к нему, автор. И опять неясно, когда эта подмена произошла.
Тема ушла от "детских шалостей" в сторону "вечных ценностей", но сильно заблудилась в пути.
2,5 балла
Участник номер четыре.
Слова по заданию: возня, резинка, карман, репей, щепка, вата, шепот.
Слов использовано с избытком)
Теперь о том, КАК это написано.
Выходной..Я сегодня дома..
Тихий завтрак в кругу семьи..
Так уютно и так знакомо!
Я вам рад, родные мои!
С утра дО ночи на работе,
Только спать прихожу домой!
Как вы здесь без меня живёте?
Наконец-то мой выходной!
Я, намерений добрых полный,
Вышел к завтраку поутру..
Легко читаются светлые размышления ЛГ, написанные хорошим языком.
А на кухне сынок упорно
Лупит ложкою по столу!
Кот устроил возню за шкафом..
Шум такой - хоть сбегАй в подвал!
Я уселся на стул с размаху -
И в резинку-жвачку попал!
Вот только резинка-жвачка немного сбивает. Обычно все же это или жвачка или жевательная резинка.
А в кармане - репей и щепка..
Чьи проделки, скажи, сынок?
Улыбается детка дерзко,
И клянётся, что он не мог!
Рифма дерзко и щепка - более чем условная.
Дальше - хуже! Содом с Гоморрой!
Не ребёнок - а смерч! тайфун!
Все же можно сравнить ребенка со Сциллой и Харибдой, но не с Содомом и Гоморрой, как мне кажется.
Даже самый испорченный ребенок вряд ли испорчен до такой степени, что подлежит божьей каре и уничтожению.
Я не выдержал очень скоро!
А жена твердит:"Он - шалун!"
НО в ушах жены вижу вату -
Ей хоть шепот, хоть крик - фигня!
На работу хочу обратно -
Заберите скорей меня!
Интересная идея стихотворения. Хорошее воплощение. Особых детских шалостей вроде бы не продемонстрировано, но бедному "воскресному" папе и этого более, чем достаточно, чтобы мечтать о спасительной работе. Единственное, что вызывает недоумение, неужели это его первое воскресенье в кругу семьи?
4 балла
Участник номер пять.
Начнем, как обычно, с подсчета использованных заданных слов.
Щепка, карман, возня, репей. А вот можно ли считать пятым словом "шепчемся" вместо "шепот"?
Теперь о самом произведении:
Клокочет жизнь рекою пенной,
А мы в ней щепками летим.
Года проносятся мгновенно.
Порой печалимся по ним.
Несколько необычный образ клокочущей пенной рекой жизни. Он для меня скорее негативную окраску несет. Пенный клокочущий поток. Неуправляемые щепки в потоке жизни - уже стало штампом. Но здесь этот поток не только бурый, но и мутный (клокочущий и пенный).
С точки зрения языка в этом катрене тоже не все благополучно. Проносятся все же годы, а не года.
Можно печалиться, можно грустить по кому-то или по чему-то, но печалиться ПО прожитым годам - как-то не по-русски.
Но словно приз для утешенья,
судьба, забравшись в свой карман,
нам дарит яркие мгновенья
и впечатлений океан.
Судьба может достать что-то из своего кармана. Или вор может украсть что-то, забравшись в ее карман. Но достать, забравшись в свой карман, - опять не по-русски. Океан впечатлений - тоже штамп. И если жизнь - пенная река, а судьба дарит океан впечатлений - эти образы невольно вступают в борьбу.
Рожденье внуков - это счастье.
Взрыв supernova! Фейерверк!
Возня щенячья. Соучастье
в проказах и по дому бег.
Если речь именно о рождении внуков идет, то, наверное, не сразу возникают возня, проказы и бег по дому. Тогда уж скорее - "общенье с внуком - это счастье". И все же взрыв сверхновой - и щенячья возня и проказы - события не одного ряда.
Игра во все, преображенье
в героев сказок и зверей.
НЕ очень понятно противопоставление. Так как звери очень часто бывают героями сказок.
Теперь волшебное значенье
имеет даже и репей.
Даже и репей - видимо "даже и" добавлено для нужного числа слогов. Лучше было бы еще одно слово для волшебного преображения найти. Например: "имеет вата и репей". Заодно недостающее пятое слово по заданию появилось бы.
Собрав "букет" из чайных ложек,
мы превращаем их в цветы.
Тихонько шепчемся в прихожей.
Пугаем всех+ Берем листы
бумаги чистой и рисуем.
Так непривычно, тишина+
Включаем музыку, танцуем.
И накрывает дом волна, -
водоворот энергий чистых.
Я устаю. Но как бальзам,
сиянье детских глаз лучистых.
За этот миг я все отдам!
В отличие от пенного потока жизни и океана впечатлений, водоворот чистых энергий - хороший и не заштампованный образ.
Вообще, описание совместных игр и развлечений бабушки с внуком хорошо передано. Но тема все-таки была ШАЛОСТИ, а не радости детства. За автора произведения радостно: оно явно написано счастливой бабушкой) Но, как конкурсное произведение, оно довольно уязвимо.
2.5 балла
Шестой участник мною не оценивается)
Участник номер семь.
Уже привычная процедура подсчета использованных слов)
Карман, резинка, вата, репей, возня. Задание выполнено.
Мне нравится ритм этого стихотворения.
Образ героя с распухшим носом цвета сливы и синяком под глазом вряд ли оставит читателя равнодушным) Поток сознания (когда мысли у ребенка перепрыгивают с одного предмета на другой) здорово передан. Тут и рассказ о драке, и желание блинов, и (что куда менее реалистично) просьба о зеленке и вате. Впрочем, три литра зеленки - это очень по-детски)
У сынули вид на диво:
Я его узнал едва!
Нос распухший цвета сливы
И под глазом синева...
У рубашки нет кармана...
Нет резинки у штанов...
На локтях обоих раны...
И кричит: -Хочу блинов!
А еще мне дайте ваты
И зеленки литра три!
Папа, я невиноватый,
На меня так не смотри!
Это все соседский Коля,
Привязался, как репей!
У него, не знаешь что ли,
В голове полно идей!-
Чуб сынок рукой поправил
И продолжил свой рассказ:
-Был с соседом бой без правил!
Мы сражались целый час!
Съел блины...Глубокой ночью
Слышу - в комнате возня.
И во сне тот бой не кончен!
Эх, сынуля! Весь в меня!
Наверное, стоит немного поработать над последним катреном. Во-первых, не сразу понимаешь, что блины съел именно сын, а не отец. Во-вторых, ночью и не кончен - не самая удачная рифма. Не закончен или не окончен - если по-русски. Может : "и во сне бой не окончен"?
Но в целом, стихотворение очень удачное. И - в тему)
4.5 балла
Участник под номером восемь.
Использованные слова: возня, резинка, карман, репей, подвал. Есть 5 из 10)
Снайпером быть я решила
И мастерила снаряды.
Мама сказала: - Ты шила
Лучше бы куклам наряды...
(Не совсем удачная инверсия.)
Эта возня - для глупышек!
Я же - вполне современна!
Круче всех местных мальчишек.
Да и стреляю отменно.
Между двух веток - резинка...
Во - получилась рогатка!
(Наверное, ВО! Надо выделить восклицательным знаком.)
Ну-ка стрельну для разминки
В кошку. Ей дремлется сладко.
Вот они пульки - в кармане...
Нонсенс - репей с пластилином,
Вмиг эта кошечка встанет
С криком, быть может, тигриным.
(довольно жестокие детские "шалости", но хорошо описанные)
Цель - у оранжевой двери...
Я попаду - это просто!
Кто тут мне смеет не верить?
Я попаду! Без вопросов!
(Почему именно оранжевая дверь была выбрана? Уже второй раз в этом конкурсе необъяснимое появление именно оранжевого цвета))
Как на беду, из подвала,
Да, из оранжевой двери,
Вышел наш дворник...Попала!
Но, к сожаленью, не в зверя...
Дяденька! Я не хотела...
Просто вы вышли некстати...
Надо бросать это дело...
Лучше сошью кукле платье!
Хорошая зарисовка. И все происходящее очень по-детски рассказано. Хотя то, что снаряд угодил не в кошку, сожаления лично у меня не вызывает) Произведение получилось "на заданную тему". И с оригинальным развитием сюжета)
3.5 балла
Участник номер девять.
Использованные слова: подвал, шепот, возня, репей, щепка, карман. Задание выполнено)
С первого же катрена не могу понять смысл. Знаки препинания только усложняют задачу.
Невинные шалости детства,
Они проверенные средства
Узнать, какая будет жизнь,
У взрослых, где, смотри, держись.
Шалости детства - проверенные средства узнать, какая будет жизнь у взрослых?
А что делать с "где", "смотри" и "держись"? И как именно это "проверенное средство" действует?
Там, где шалили мы, бывало,
На крыше ли, во тьме подвала,
Слышны и шепот, и возня,
Чем характерна ребятня.
Речь о том, что на крыше и в подвале теперь шалят другие дети? "Шепот и возня, чем характерна ребятня" - как-то наукообразно звучит.
В ход шли при шалостях нередко
Любой репей, любая щепка,
А оттопыренный карман
Всем говорил, что там "наган".
И в памяти у нас осталась
Хотя б одна такая шалость,
Ту, за которую сейчас
Стыдиться бы пришлось не раз.
Написано довольно косноязычно, потому трудно пробраться к смыслу.
И в памяти у нас осталась
Хотя б одна такая шалость -
ТА, за которую сейчас
Стыдиться бы пришлось не раз - может быть, хотя бы так?
Жаль, что автору не удалось донести смысл. Возможно, из-за особенностей авторского стиля.
2 балла
Десятый участник избежал моего пристального разбора)
Участник номер одиннадцать.
Использованные слова: репей, шифер, подвал, вата, возня. Есть необходимая пятерка)
Это - одно из лучших конкурсных произведений. Написанное хорошим языком.
Невинные шалости детства:
Повесить на папу репей,
Поджечь в ванной мамино средство
Для снятия лака с ногтей,
В костёр положить старый шифер
И ждать, затаясь, как рванёт,
И "Алгебре" с магией цифр
Скучая, порвать переплёт.
Невольно возникает вопрос, старый шифер подложить в тот же костер в ванной, в котором горит
мамино средство для снятия лака? Тогда взрыв в ванной - это уже не невинная детская шалость)
Ясно, что автор имел в виду совсем не это, но эти действия перечислены через запятую.
И в только что купленной куртке
Исследовать тёмный подвал,
Пугая друзей ради шутки...
- Надеть не успел и порвал!
И в землю глядеть виновато,
И думать: "Как может всерьёз
Из дырки торчащая вата
Поток вызвать маминых слёз?"
К родителям утром пробраться, -
Им спать помешает возня,
Но будут счастливо смеяться...
За что ж они любят меня?
"Невинные шалости детства" - для меня смысл этого конкурса в последнем катрене последнего конкурсного стихотворения)
4.5 балла
Так как несколько стихотворений были почти на 5, но не на 5, и чтобы никого из авторов не обидеть,
5 в этом конкурсе решила не ставить. Надеюсь, это в пределах правил.
От Редактора:
спасибо, Оля, за выссказанное, исключительное полезное мнение о стихотворениях авторов, но отсутствие пятерки является нарушением Правил Блица и потому твои оценки в итоговых
результатах не участвуют.
Свидетельство о публикации №110060301898
Михаил Битёв 03.06.2010 15:04 Заявить о нарушении
Михаил Битёв 03.06.2010 15:05 Заявить о нарушении