Ты сыграй мне, ночка, Чардаш
Из некошеных цветочных луговинок и полян
Пьёт нектары летней ночи русский выборный баян.
Вдох – тугих мехов оборка, не спеша, пошла вразлёт,
Лаской сладкой, нотой горькой испечалит, изведёт.
Выдох – кнопок переборы вынут душу из груди,
В рай без лишних уговоров отлетит, того гляди.
Разворачивают фугу / что орган - не отличить! /
В полутоне друг от друга справа планки-язычки.
Нижут терции в монисто кнопки слева - ранам соль! -
Из подборочных регистров многотембровых басов.
Ловит ухо в строе ловком нижний звук и обертон:
Здесь кларнет, гобой, пикОлку, там – фагот, бандонеон.
Многосложной звучной сутью – пой, неистовствуй и плачь -
Вдруг сойдутся вместе – тутти! – понесётся сердце вскачь!
И замолкнут, тихим эхом остужая пыл да жар...
Гибкой ломаною декой в веер сложится душа.
....................
По углам и уголочкам, по низинам и верхам
Раздувает ветер ночку, как баяновы меха.
Что душа захочет – сладишь. Не Цыганку, не хорал -
Ты сыграй мне, ночка, Чардаш.
Так, как ТОЛЬКО ОН играл!
*Кларнет, гобой, пиколка, фагот, бандонеон, челеста – так называются подборочные регистры баяна (и гармони), воспроизводящие звук вышеуказанных инструментов по отдельности и в их сочетании. («Пиколка» происходит от итальянского piccolo – так называется самый маленький и высоко звучащий инструмент какого-либо вида)
** Tutti (итал.) – в данном случае - совместное звучание всех голосов инструмента.
*** ломаная дека - создана альтернативно прямой деке баяна в начале 20-го столетия и стала основой многотембровой регистровки.
**** «Готово-выборный». В левой руке кнопки баяна способны извлекать готовые аккорды.
Выборный аккомпанемент – это когда вместо готового аккорда при нажатии кнопки звучит один тон.
Коротко о баяне (только для тех, кому это интересно!)
Баян относят к роду язычково-клавишных пневматических инструментов. Он только на первый взгляд кажется простым инструментом: левая и правая части соединены между собой мехами. Меха представляют собой своего рода воздушную камеру, которая при растягивании наполняется воздухом. Сжимая меха, музыкант заставляет воздух поступать к металлическим пластинкам, отвечающим за появление звука. Такие металлические пластинки называются «язычками». Под действием воздушного потока язычки начинают вибрировать, а значит, появляется звук. Управляется этот инструмент при помощи специальных кнопок, которые и открывают доступ воздуха к определенным металлическим пластинкам.
И вот здесь начинаются тонкости, делающие игру баяна сопоставимой с игрой органа или целого оркестра– об этом заботятся резонаторная ломаная дека, многочисленные регистры и подборы. Возможности баяна поистине безграничны, он способен раскрасить своими неповторимыми музыкальными красками любую мелодию из любого музыкального жанра.
Созданный на базе древней гармоники в 1829 г. австрийским мастером-конструктором фортепиано и органов Кириллом Демианом, баян прошел теперь уже почти двухвековую историю постоянного усовершенствования, которым, кажется, не ожидается предела.
В России готово-выборные баяны производятся в Петербурге, Москве, Туле. Имена русских мастеров, внёсших свой вклад в развитие русского баяна, известны широко за пределами России: Стерлигов, Фиганов, Селезнёв, Колчин, Белобородов, Самоделкин и другие...
Теперь для российских исполнителей стали доступны концертные баяны итальянских, чешских, немецких марок, но многие профессиональные исполнители, как и ранее, предпочитают серийным инструментам заказные, «штучные», сработанные мастером специально для них.
Такой инструмент долгие годы жил и в нашем доме...
Свидетельство о публикации №110060200100
Олег Берез 14.02.2020 16:14 Заявить о нарушении
Спасибо:)
Надежда Бесфамильная 14.02.2020 17:44 Заявить о нарушении