Лельник. Красная Горка

                   Красная Горка[1] – древнеславянский языческий праздник,
                   названный так, по-видимому, в честь Святой Горы Сленжи,
                   находящейся в землях Польши, являвшейся святым местом
                   поклонения языческим богам у древних славян всего мира,
                   где на протяжении нескольких тысяч лет [2] производились
                   обряды, кои связаны с солнечным культом, что установлено
                   археологами. Культ Сленжи зародился в лужицкой культуре,
                   когда между предками славян еще сохранялось единство [3].
                   См. на эту тему материал в одном из польских веб-ресурсов:
                   https://niemasciemy.wordpress.com/sleza-swieta-gora-slowian/

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

   <> о временах языческих <>

Как на Горку Красную в неделю[4]
На пригорок девы ходят в лан,
Выбирают суженую[5] Лелю,
Наряжают в белый сарафан.
Надевают в утренние росы
Ей большой на голову венок,
Лентами обвязывают косы
И вплетают зелени пучок.
А потом усаживают деву
Прямо на дерновую скамью,
Ба'луют ее как королеву
И лелеют Лелю как в раю.
Преподносят жертвы полевые:
Молоко, сметану, сыр и мёд.
С негой бусы вешают на выи,
Вкруг нее заводят хоровод.
А потом ей песни в ласке веют
И венки кладут к ее ногам,
И словами добрыми лелеют,
Посвящая празднество богам[6].

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

[1] О древнеславянском языческом празднике Красная Горка или Лель-
ник (Ляльник) существует немало описаний, а также источников о том,
как проводилось в древности это изысканнейшее женское празднество:

«...существовал особый праздник посвященный Леле – Лельник. Празд-
ник проводили на природе – выбирали открытое место – Красную горку
и там совершали обряды. Издали можно было видеть, как девушки в на-
рядных сарафанах, взявшись за длинные атласные ленты, привязанные
к капи Лели, водят хоровод. Жертвовали ей полевые цветы и травы, води-
ли хороводы» Любовь Богушевская, Электронная энциклопедии PR под
редакцией доктора философских наук Е. А. Осиповой; см. веб-источник:
http://mifologia.osipova-pr.com/soderjanie/slavyane/lelya

«Девичий праздник назывался «Ляльник». Девушки выбирали из своей
среды самую красивую, она исполняла роль Ляли. Для Ляли изготавли-
валась особая дерновая скамья, которая, очевидно, должна была симво-
лизировать землю с начавшей прорастать растительностью. На середину
скамьи садилась увенчанная венком Ляля, а по сторонам от неё на скамь-
ю укладывались приношения: по одну сторону – хлеб, а по другую – кув-
шин с молоком, сыр, масло, яйца и сметана. У ног Ляли лежали сплетен-
ные венки. Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей
Ляли, прославляя её как кормилицу и подательницу урожая.» Источник:
Б. А. Рыбаков «Язычество древних славян». — М.: Изд. «Наука», 1981 г.:
https://litmir.club/br/?b=85956&p=112

Дмитрий Гаврилов в статье «Красная Горка. Радуница» достаточно четко
и аргументировано показывает, что славянский праздник Красная Горка и
тесно связанная с ним Радуница являются частью языческого культа, при-
чем описываемые Гавриловым характеристики древних обряов четко ука-
зывают на их происхождение из солнечного культа жизни Сленжи (в Поль-
ше) и лунного культа мертвых на Радуни (близ Сленжи), начиная с прасла-
вянского слоя времен лужицкой культуры и заканчивая временами средне-
вековья. Сравните с тем, что по поводу этих обрядов в его статье говорит
Данилов и что сказано по поводу как отправления обрядов, так и места их
главного отправления:

«[…] У славян же именуют праздник сей Красной Горкой – посередине он
между весенним равноденствием (Масленицей) и летним солнцестоянием
(Купалой). Что бы ни говорили православные священнослужители, издрев-
ле «жил народ в лесу и молился колесу», то есть Коло – солнцу. […] Таким
образом, Красная Горка связана с естественными солнечными природными
циклами, хотя ее и пытаются соотнести с первым после Пасхи воскресень-
ем. Лучшим свидетельством языческого происхождения праздника является
его второе греческое название – “Антипасха”. Поскольку каждый солнцево-
рот берет разбег, проходит пик и идет на спад – это обычно три-четыре дня.
Следовательно, Красная Горка – это не конкретный день, а целая неделя, на
середину которой приходится так называемая Радуница – день поминовения
предков, «Дедов», которые вложили в живущих саму силу жить. «Горкой»
именуют дни эти потому, что хоронили славяне родичей в курганах, на этих
высоких насыпях творили тризну – клали требу, совершали возлияния усоп-
шим. Радуница – весенняя тризна, поминовение предков [...]. Название дня
этимологически восходит солнечному корню “рад”, Радигощ – бог света у
западных славян и вятичей. Радуница – это радость за пращуров, кои ушли
в лучший мир. Красный же цвет – цвет руды, крови, цвет жизни, традицион-
ный для древнеславянской символики.» Дмитрий Гаврилов «Красная Горка.
Радуница» (Иггельд, “Круг Бера”, г. Москва); см. следующий из источников:
http://www.kapishe.ru/kolo/sradun.html

[2]  В статье одного из польских ресурсов говорится о священном месте для
всех славян следующее:

«Гора Сленжа имела большое сакральное значение для многих древних пле-
мен, а не только для представителей лужицкой культуры, но, вероятно, также
для кельтских и германских племен.[...] Появление первых мест отправления
культа на Сленжи восходит по крайней мере к 1300 г. до н.э. Горный массив
Сленжи был тогда для племен, принадлежащих к лужицкой культуре святым
местом, где в основном почиталось солнечное божество. Подобная практика,
но в меньших масштабах, проводилась также на расположенных поблизости
горы Вежица. Луне поклонялись на горе Радуня.[...] В те времена верили, что
на вершине этой горы обитали боги.» Веб-ресурс «Nie ma sciemy», перевод с
польского Валентина Валевского, ссылка на источник и оригинальный текст:

https://niemasciemy.wordpress.com/sleza-swieta-gora-slowian/

«Gora Sleza miala wielkie znaczenie sakralne dla wielu dawnych plemion, i to nie
tylko dla przedstawicieli kultury luzyckiej, ale prawdopodobnie rowniez i dla ple-
mion celtyckich i germanskich.[...] Pojawienie sie pierwszych miejsc kultu na Sle-
zy datuje sie na co najmniej 1300 r. p.n.e. Masyw Slezy byl wtedy dla slaskich ple-
mion nalezacych do kultury luzyckiej swietym miejscem, gdzie czczono glownie
bostwo sloneczne. Podobne praktyki, lecz na mniejsza skale, odbywaly sie rowniez
na polozonej niedaleko gorze Wiezycy. Ksiezyc czczony byl na Raduni.[...]W tam-
tych czasach wierzono, ze szczyt tej gory zamieszkuja bogowie.»

[3] Академик Б.А. Рыбаков в его труде «Язычество древних славян» отмечал:

«…лужицкое единство учёные нередко называют венетским (венедским), по
имени древней группы племён, некогда широко расселявшихся по Централь-
ной Европе. Вхождение западной части праславян в это временное единство
и их значение внутри лужицкого единства явствуют из того, что в раннем сре-
дневековье венетов считали предками славян и отождествляли их с теми сла-
вянами, которые остались на своём месте, не принимая участия в миграцион-
ных потоках на юг.» Б. А. Рыбаков «Язычество древних славян» – М: «Наука»
1981 г.; Часть Вт. Древнейшие славяне. Глава 5. Истоки славянской культуры:
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000031/st005.shtml

[4]  неделя — древнерусское название воскресенья. См. толковый словарь:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/83592/неделя

[5]  суженый (нар.; устар.) — 1. назначенный судьбой, предопределенный.
См. словарь: https://ru.wiktionary.org/wiki/суженый

В моем стихотворении слово «суженый» рассматривается как определение
для выбранной к проведению обряда девушки в рассматриваемую в тексте
историческую эпоху.

[6]  В дохристианские времена древние славяне исповедовали язычество и
верили во многих богов: Сварога, Святовита, Перуна, Ладу и прочих богов,
общих у предков поляков, чехов, словаков, сербов, словен, хорватов, болгар,
русских, украинцев, русинов, белорусов и всех других славянских народов.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

в качестве иллюстрации к материалу произведения
размещен рисунок художника Бориса Ольшанского
https://images89.fotosik.pl/669/4e82a65215fc709a.jpg


Рецензии