Стих дня. Никола. 29. 05. 10
В ножички
ххх
Ветер хлопает сорванной ставней,
А на крыше пророс странный куст.
От поры нехорошей недавней
Дом стоял позаброшен и пуст.
Но смотри - заложили ворота
На засов с нутряной стороны.
Здесь у нас поселились сироты -
Дети голода, мора, войны.
Врут, что папу забили в колодки,
Врут, что мама попала в бедлам,
Подаяния просят сиротки,
Тащат к дому кусочки и хлам.
На крыльце - лошадиная шкура,
И, как сядут они на краю,
И разложат, и смотрят так хмуро,
И дуванят добычу свою.
Дом, ты видишь - стоит у дороги,
Перебитой звериной тропой.
Слева - берег заросший отлогий.
Справа - лес, на добычу скупой.
По задам луговина сырая,
А потом - всё поля и поля,
Где трава, по зиме умирая,
Вешним дымом взлетает, моля:
Дай дождя и семян, рук и плуга,
И червя, и грача, и копыт...
Только слышится глухо и туго,
Только карна напрасно вопит.
Выйдя из дому после вечери,
Дети странные чертят круги,
Где ступали сторожкие звери,
И солдатские шли сапоги.
И бросают ножи под колена
До утра напролёт под луной,
И, стирая границы и стены,
Делят мир, этот мир и иной.
Никола 26.05.2010
Свидетельство о публикации №110052901663
я тут тоже покусаю немного... так, лишнее откушу. чтоб не портило хорошего...
первая строка сразу вводит в картинку - из нее одной уже возникает заброшенный дом, и неуютный серый ветренный день.. да и жизнь., в общем,неуютная...
а вторая строка это ощущение затирает. во-первых, когда начинаешь читать её, из начала "а на крыше..." возникает ощущение противопоставления первой строке. в то же время по образам противопоставления нет.растения на крыше - это нормально для заброшенных домов с хлопающими ставнями. во-вторых, сама по себе строка игривая - в отличие от первой, и этой игривостью выводит текст в юмористическую область. третья строка эту игривость ломает...
пророс - слово для обозначения начала роста, маленького размера/возраста растения - пророс - росток, кустик, деревце... растеньице...
а здесь - куст. большой, значит... значит несколько лет рос, дом давно заброшен... дом ЗАРОС кустами...
чисто по фонетике: проРОССТРанный...
в общем, строку бы переписать.. сохранив рифму и прилагак "странный" - он готической жути тексту добавляет. сразу начинаешь перебирать в памяти нестранные кусты... и понимаешь что на крыше явно проросло инферно. и дальше совершенно в тему текста.
.
"от поры.... стоял" - немного не по-современно-русски. хотя текст вообще богат на диалектизмы... Красивый, вкусный текст. тем не менее слова "бедлам", "карна", "вечеря" кажутся инородныими.. не вписываются в стиль.
лошадиная шкура-? почему именно этот прилагак? может мне не хватает начитанности чтобы увидеть аллюзию? и почему именно шкура? рифма к "хмуро"? образ не считывается, развитию сюжета не служит, антураж не создает - выглядит как лишний, утяжеляющий элемент, исключительно для рифмы.
сядут на краю - чего? шкуры? крыльца? жизни? мне нравится думать-считывать что дети на грани.. и сидят именно на краю жизни.
.
"смотрят так хмуро" - устойчивое словосочетание, в тему. создает образ.
.
пытался представить себе, как стоит дом, даже схему рисовал... не получилось. если слева берег, справа лес, значит дом - на узкой прибрежной полосе. дорога - она длинная, вряд ли она идет к реке - разве что из леса на мост или брод.. скорее всего вдоль берега... а за домом - сырая луговина, а за ней - поля...
если дорога из лесу к реке, то за домом сырая луговина может быть, только если дом на мыске... вокруг него речка течет... по берегу речки заросль... бесконечные поля на мысок не влезут. и на полосу вдоль реки, ограниченную прибрежной зарослью и лесом - тоже. если дорога вдоль берега., тогда вообще топографический кошмар. и кстати в полях не трава - стерня... трава на лугах. а поля бескрайние могут быть только если деревня рядом и тракторы есть (и кстати, а где дети побираются - дом на отшибе, жильем и не пахнет? дорога, речка, лес, луговина - поля... аж со всех четырех сторон дом - по описанию - один-одинешенек...)
кому как, а меня такие вещи выбивают из живого текста. словно смотришь фильм про фей.. веришь в них ...и вдруг видишь что они летают - на канатах... и даже рабочие, которые эти тросы тянут, в кадр попали(((
в целом по стилю и сюжету текст напомнил Ника Перумова - "разрешенное волшебство", "земля без радости", и еще "Рыцарей сорока островов"... именно детская игровая-безжалостная магия.
детский самостный мир, своеобразный язык.
приятно напомнил, оставшись самостоятельным произведением. шлифануть чуток бы... будет хорошо)))
)))
Акан
Ноев Ковчег 02.06.2010 13:44 Заявить о нарушении
Тигрица Кусачая 02.06.2010 20:31 Заявить о нарушении
в общем, намудрил, просю извинения))
а по другим пунктам, значит, возражений нет? (С)
Старый Мудрый Акан 02.06.2010 23:30 Заявить о нарушении
Никола 03.06.2010 00:16 Заявить о нарушении
а я невнимательный... лес так лес, поле так поле... может эти детишки вообще пространство искривили-склеили.. в таких местах складки только так могут проявиться...
а кста - если поле заброшено - то с травой, но на луг ещё не похоже.
Ноев Ковчег 03.06.2010 08:41 Заявить о нарушении
уж если творите мир, то делайте его полностью живым, плиз)))
)))
Старый Мудрый Акан 03.06.2010 13:03 Заявить о нарушении
добрых вам дорог)))
Старый Мудрый Акан 03.06.2010 14:12 Заявить о нарушении
ПО ПРОЧТЕНИИ - СЪЕСТЬ!
Шифр: Клиффорд Саймак. Сосед (Енотовая долина).
"...Я подошел к двери и отомкнул засов. На крыльце стоял Рикард и
держался он теперь отнюдь не так самоуверенно, как поутру.
- Извините, что разбудил, - сказал он, - но я, кажется, заблудился.
- Тут нельзя заблудиться, - отвечал я. - В долине одна-единственная
дорога. Одним концом она упирается в шоссе номер шестьдесят, другим - в
шоссе номер восемьдесят пять. Езжайте по дороге, и она выведет вас на то
или другое шоссе.
- Но я еду уже четыре часа, - сказал он, - и не могу найти ни того
шоссе, ни другого!
- Послушайте, - отвечал я, - все, что от вас требуется, - это ехать
прямо в любую сторону. Здесь просто некуда свернуть. Четверть часа - и вы
на шоссе...
Я не скрывал своего раздражения - уж очень все это глупо звучало. И
кроме того, я не люблю, когда меня среди ночи вытаскивают из постели.
- Поверьте, я действительно заблудился, - воскликнул он с отчаянием.
Пожалуй даже, он был на грани паники. - Жена перепугана до смерти, дети
просто падают с ног...
- Ладно, - отвечал я, - дайте только надеть рубаху и завязать шнурки.
Так и быть, я провожу вас.
Он сказал, что предпочитает попасть на шоссе номер шестьдесят. Я
вывел свою колымагу из гаража и велел ему ехать за мной. Может, я и был
раздражен, но все-таки рассудил, что надо ему помочь. Он нам взбаламутил
всю долину, и чем скорее он уберется восвояси, тем лучше.
Прошло, наверное, полчаса, прежде чем я начал догадываться, что дело
и впрямь нечисто. Полчаса - это вдвое дольше, чем требуется, чтобы
выбраться на шоссе..."
Вот такой вот получился план местности - но лучше ознакомиться с полной картой долины.
http://lib.ru/SIMAK/neighbou.txt
Никола 03.06.2010 17:11 Заявить о нарушении
но у саймака выверт топографии - завязка сюжета, который развивается на протяжении всей вещи - объем текста позволяет.. в вашем коротком стихотворном тексте идея топографической петли развития не получила... поэтому она и вызвала у меня вопрос - а насколько она обоснована и нужна в тексте? выглядит просто как ошибка, перебор и пересгущение красок для показания заброшенности и обособленности дома...
))))
Старый Мудрый Акан 04.06.2010 00:42 Заявить о нарушении