00. От Автора
Lao-Tzu
Человеколюбие. Мизантропия. Человеколюбие. Конечно же, и эта истина едва ли нуждается в каких-либо доказательствах, название произведения не может быть случайным. Так и в данном случае. В названии я попытался отразить главную тему стихов этого цикла - этапы постижения автором (как лирическим героем - здесь вовсе не говорится об обязательной подлинности биографического опыта) окружающего мира через оценку окружающих и себя. Довольно непростая категория познания, особенно учитывая тот факт, что в нее включается понятие "себя". Безусловно, как-то познать и оценить окружающих тебя людей, а вернее, даже попытаться это сделать - титанический труд. Но, в таком случае, я едва ли смогу подобрать эпитет для описания процесса (даже попыток!) познания себя. Возвращаясь к названию. Здесь имеет место быть градация признака. Признак этот - как раз отношение к окружающему миру. От человеколюбия к мизантропии и, затем, обратно (или вернее сказать вперед) к человеколюбию. Действительно, начиная свои дилетантские попытки познания, лирический герой априорно, в силу своих внутренних посылов, смотрит на мир глазами человеколюбца. Он всех любит, все, как ему кажется, любят его. Почему бы и нет? Вот он - его идеальный мир, который, на счастье ему и людям, полностью совпадает с действительностью. Но чего-то все-таки не хватает. Нужен тот самый вечный поиск, поиск Истины (с большой буквы), Себя (тоже непременно с большой). И герой отправляется в этот поиск. И вот тут-то иллюзия прекрасного мира начинает сыпаться. Истина оказывается грязна. Люди - вовсе не так чисты и возвышенны, как казались. Розовые очки спадают. Столь замечательный и отражающий, как казалось, суть бытия лозунг "Жизнь прекрасна" становится идиотским. Когнитивный диссонанс. Коллапс. Мизантропия. Но герой еще не понимает, что он находится только в самом-самом начале того пути, что ведет в глубины своего "Я". Что это еще только первая ступень, что врата постижения Истины еще очень далеко, закрыты от взора туманом пока еще только первого препятствия. Препятствия мизантропии. Слава герою, он не сдается. Через муки, вызываемые крушением иллюзий, он продолжает идти вперед. И, наконец, выходит на новый уровень. Пройдя через всю грязь, впитав в себя всю уродливость бытия, он открывается свету. Он понимает, что мир и людей нельзя не любить. Потому, что не любить их нельзя. Эта простейшая истина абсолютна ясна ему. И он входит в роль человеколюбца. И теперь это человеколюбие имеет совсем иную мотивацию нежели прежде. Если тогда это была простая, святая наивность и чистота, то теперь это умудренность опытом, полученным путем тяжелых испытаний.
Но вернемся с небес на землю. Это что касается названия. Теперь о самом цикле. Писался он немногим больше двух лет. С тех пор, когда я еще только начинал заниматься стихосложением и еще не совсем понимал, что и зачем я пишу, и до того момента, когда я уже вполне осознал данные двадцать девять стихотворений как довольно определенный цикл и увидел их общность. Да, я практически до последнего момента не замечал темы, не понимал единого смысла и видел эти стихотворения просто набором разрозненных произведений. Но, как бы там ни было, теперь они - единое целое.
Думается мне, что мною и так сказано уже довольно много. Остальное я всецело предоставляю на суд читателя.
Владимир Глинка
Свидетельство о публикации №110052806517