В прекрасную обитель духа

      Нужно готовиться к высшим познаниям, только в этом мышлении можно приближать новое сознание человечества. Нужно опять очистить великую действительность, чтобы она стала, как ночлег перед путником. Так неизбежна действительность, так прекрасна, что было бы безумием отстранять ее от великого сужденного восхождения. Разные века по-своему предупреждали о грядущей яви. Даже в невежестве наполняли чертоги прекрасные ужасом, но лишь невежество пребывает в ужасах. Обитель духа прекрасна, если он избрал прекрасный путь.
   Учение Живой Этики: Сердце, 163

      Действительность сущего, преломляясь через человеческое сознание, становится Майей. И хотя Майя не есть действительность, однако она – двигатель эволюции духа. Потому с нею приходится считаться. Полезна она и тем, что в калейдоскопе ее преходящих явлений можно усматривать элементы непреходящего, Основы, на которых зиждется действительность, и на них строить новое понимание мира. Рекордер, Безмолвно Смотрящий на мир преходящих явлений, не от них, но от Вечности. Жизнь вечная и бессмертие духа – не иллюзия, но действительность огненная. Так можно среди несущегося потока великой реки жизни научиться отличать вечное от временного и находить и тому и другому его истинное место в общей схеме вещей.
   Грани Агни Йоги, 1970 г. 648. Новосибирск, «Алгим», 1997 г.

      (Гуру – Н.К.Рерих). За очевидностью и видимостью плотной стоит действительность всех трех миров. Ее стремясь ощутить, рассматриваем туман Майи. Действительность эта говорит совсем о другом, о том, чего глаз земной видеть не может. Не видит глаз – чует сердце, объединитель миров и провидец.
   Грани Агни Йоги, 1971 г. 540. Новосибирск, «Алгим», 1997 г.


                В ПРЕКРАСНУЮ ОБИТЕЛЬ ДУХА*
                (Из Посланий Высокого Источника)

      Луч утверждает действительность сущего, рассеивая призраки Майи. Лучше жить в ней, в этой действительности, и ею, нежели в одури призрачной очевидности. Кто-то яро ее утверждает, забывая о том, куда девалась очевидность вчерашнего дня, и о том, сколь мала и убога очевидность личных мирков человеческих, по которым сознание людей прячется от действительности. Утверждение действительности есть утверждение непреложного, хотя часто и невидимого глазу. Слепцами называем их, живущих очевидностью, которая есть куриная действительность. Это и есть Майя, от нее уйти нельзя, но понимать можно. Вопреки очевидности Майи, утверждается сущее Архатом. Огни в человеке — действительность. Огненное творчество человека — действительность, огненные действия — тоже, огненный труд вдохновенный — не Майя. Качество духа не очевидность, но уявление истинно сущего в нем. Так непреходящее в человеке и временное встречаются на одном поле, и судьею является дух. Учение Наше выражает устремление Иерархии Света утвердить несомненное в сознании человеческом, несомненное и непреходящее.

      Учение дано на века, через тысячу лет будет оно столь живо и в жизни полезно, и применимо, и нужно, как и сейчас, ибо в нем заложены элементы вечного. Это вечное Хотим Утвердить в людях, дабы не считали себя мотыльками — однодневками, но носителями Огня вечной жизни. Так, внедряя в сознание элементы непреходящего, накапливает и обосновывает бессмертие свое дух на основании прочном. Собирателем кристаллов энергий бессмертных огней Назовем человека, понявшего путь свой на Земле и значение жизни земной. Расточителей много этих бесценных огней, расточителей, уходящих из мира земного опустошенными и выщербленными, и тем обрекших себя на беспросветное прозябание в Надземном. Но собирающий в Чашу кристаллы огней качеств духа в трудах, испытаниях, в борьбе, в устремлении к Свету — на верном пути. Потому разумение имейте, в чем заключается истинная ценность и значение жизни, вам данной. Не в том полагают значение ее люди, в чем надо, а в совершенно другом, не имеющем никакой ценности, ни значения, ни смысла, гоняясь за призрачными огоньками на болоте и не будучи в состоянии ухватить и удержать ни одного.

      Не может удержать человек ничего из того, что имеет и считает своим: ни вещей, ни умения, ни чувств людских, ни здоровья, ни тела, ни жизни. Все — лишь на время и не постоянно. Ухватив один полюс любого явления жизни, неотвратимо утверждаем другой, противоположный, нежелаемый и неискомый. В красоте, или в здоровье, или в вещах полагающий счастье свое должен в силу Закона встать лицом к лицу с их неизбежной утратой. Непреходящи ценности духа и неотъемлемы во времени. Так, полагая сокровище свое собираемое, накапливаемое и умножаемое находящимся не вовне, но внутри, утверждает свой дух человек на скале вечного основания жизни. Не временные мы, но беспредельные — путники вечные на великом пути вечной жизни.

      И временному в себе дань надо отдать, памятуя его ценность, ибо временное есть поле посева зерен бессмертных огней. Вечное уявляется на временном, дабы, сбросив покровы его, обогатиться новыми накоплениями и нахождениями. Без временных оболочек не накопить элементов бессмертия. В этом ценность временной жизни человека и ценность его воплощений. Жизнь на Земле, осмысленная собиранием Сокровища в Чашу, становится неотрывным отрезком пути в Беспредельность и смысл получает. И Мы Говорим: «Он знает свой путь». Много ли их, путь свой познавших?

     Действуйте в понимании безотлагательной помощи, когда приложены свои силы, призывая помощь Учителя. Не ждать надо, но действовать. Помощь дается всегда, но осознается редко. Темные будут делать попытки всюду вредить.

      Дух от всего временного надо мысленно отделить, чтобы почуять эту свободу его от своих оболочек. Обуздание чувств и овладение ими указует на то, что они, равно как и мысли, есть нечто внешнее по отношению к Владыке внутри. Все они постоянно меняются и проходят, но Он остается, Смотрящий. Отождествление себя с этим непреходящим в себе Свидетелем внешних явлений и будет путем освобождения духа от них. Древнее утверждение, что «все проходит», имело это в виду. Так утверждайте себя духом, преходящим веками, ибо, истинно, проходит все, но дух пребывает вовеки. И когда все сосредоточивается в нем, начина¬ется сознательная огненная жизнь духа, которому становятся доступны глубины пространства, и недра Земли, и просторы планеты. Разделение принципов, или оболочек возможно лишь в духе. Это предварительная ступень к возможности действовать сознательно в различных телах. Так малая, незаметная, но упорная работа над собою приводит к расчленению проводников и овладению ими. Каждое усилие в этом направлении не без последствий. Каждое приносит свой плод. Сад этих мыслей растет, и когда-то и где-то плоды его будут огненно питать дух, освобожденный от власти своих оболочек.

      Мысли в пространстве растут. Малое зерно утвержденной в сознании мысли через века может дать полезную ветвь на древе познания в духе. Вот почему даже маломалейшие мысли имеют значение, и ответ перед самим собою придется держать за все. Сад познания заполнен разными цветами и растениями, и хорошо, если среди них нет ядовитых. Часто ядовитыми мыслями люди отравляют себя, недоумевая, откуда болезни, уныние, подавленность и прочие следствия яда. Вот вспыхнула злобная мысль или мысль раздражения, своим ядом она раздражает прежде всего своего породите ля, хотя по неразумию своему он и думает, что эта мысль направлена на соседа, но его самого поразить не может. Отчего же тогда каждое раздражение вызывает омрачение сознания? Или от злобы чернеет лицо?

      Многое из происходящего в мире понимается однобоко и односторонне. Явление рассматривается не в целом, но частично, в своем лишь аспекте, между тем как оно уходит во времени в прошлое и погружено невидимой своей частью в Мир Тонкий, незримый. На поверхности видна лишь незначительная доля всего явления в целом. Сосредоточиваясь на нем, на его невидимой стороне, можно почуять его глубину и частично осознать и скрытую его сторону. Особенно явно ощущается эта ускользающая от постижения сторона в человеке. Видят людей, но далеки от понимания внутренней сущности человека. Чувствознание дается людям как средство познания недоступного чувствам обычным и глазу. Фокус чувствознания сосредоточен в сердце. Сердцем можно проникнуть в скрытую сущность вещей и явлений. И надо понять, что каждая вещь, особенно старинные вещи, несут на себе наслоения многих веков. Наслоения духа также уводят в далекое прошлое.
      Погружение в земное отрывает от действительности. Ведь действительность в понимании всех трех миров и в устремлении ко всем трем – в равновесии, не дающем преимущества захватывать сознание только очевидностью плотной. Ведь за ней скрыта действительность, а действительность ценна во всей своей полноте. «Мы – реалисты-действительники», и Наша Твердыня есть средоточие всех трех миров. Даже трудно представить себе, сколь ограниченно сознание, довольствующееся очевидностью. Чтобы представить, надо как бы выйти из себя, отойти от себя, то есть отрешиться. Опять приходим к незыблемости древнего Завета – «Отвергнись от себя и следуй за Мною». Так глубиною знания насыщено каждое Великое Учение, ибо Основы Его покоятся на неисчерпаемости. Потому те, кто чует ее, могут перечитывать без конца Заветы, данные в них, и всякий раз находить нечто новое. Не о бездушном чтении говорится, но о жизненно применяемом усвоении прочитываемого.

      Спросят, почему Мы Твердим все о том же. Ответьте: «Будем твердить до тех пор, пока не будет все приложено в жизни». Каждое повторение есть не что иное, как новый оборот спирали, правда, аналогичный предшествующему, но на уровне новом, на уровне нового понимания Единого, Неповторяемого, но вечно Нового Учения Жизни, одного и того же во всех веках, но в разных аспектах, и соизмеримого со ступенью сознания тех, кому оно дается. Корень один и один ствол, но разные ветви. Только синтез может объять многообразие, разновидность и ценность этих аспектов, взятых отдельно, и объединить их в понимании Вещи Единой. Так же многообразен и Космос, и беспредельны формы его выявления, но сущность его – одна. И эта сущность – Огонь. Так же разнообразны и внешние формы Сокровенного Знания, частично выдаваемого в Учениях, но неизменны и незыблемы Основы.

      Можно любить и тот мир и этот и, не стремясь скорее переходить в тот, просто стараться объединить оба в сознании. Ведь причины многих явлений, происходящих в этом мире, кроются в том, и, усматривая эти причины, мы уже сближаем миры. В сущности говоря, мир един, и разделение вызывается только ограниченностью сознания и несовершенством оболочек. О единстве сущего следует думать. Ведь даже деление на прошедшее, настоящее и будущее условно. Относительность времени установлена наукой. Много относительного в жизни человека. Мы Отличаем действительность от очевидности. Мираж очевидности, или Майя, создается оболочками. Мы Утверждаем действительность.

      (М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Плита, давящая на сознание, и есть тягость мира сего, и есть Ноша мира сего, и есть Чаша яда, испиваемая духом в условиях плотного существования. Чем выше дух, тем тяжелее Ноша. Знаете легенду о Гигантах, держащих Землю. Несение Света неразрывно связано с Ношей земною. Изучая жизнь Духов Великих, можно обратить особое внимание на величину Ноши земной, которую Они Несли, или на величину Чаши яда, которую Они Испивали. Подвиг, невыразимый словами, который был совершаем каждым из Них, нельзя отделить ни от Ноши земной, ни от Чаши с ядом. Распятие духа не символ, но суровая действительность, через которую Проходили эти Великие Духи. Их подвиги почтим пониманием и осознанием значения их для человечества в целом.

      Вот подули ветры и бушует буря! Не разрушит ли все, что было создано и собрано с таким великим трудом? Если здание на песке – не устоит. Устои должны быть непоколебимы. Непоколебима лишь Лестница Иерархии. Основы заложены Иерархией. От них отрываться нельзя. Неизменяем Владыка. На Камне Вечного Основания Жизни возводится Храм Света. Сколько воплощений надо пройти и оболочек сменить, чтобы найти тропу, ведущую в жизнь! И сколько выдержать испытаний! Майя заслоняет действительность. Майя есть суррогат действительности. Непросто разрушить ее. Если наше призрачное «я» есть продукт Майи, то насколько же трудно отбросить ее! Только отвержение от себя поможет освободиться. Препятствия громоздятся как горы, и кажется, что путь к Свету закрыт. Но это тоже порождение Майи. «Я с вами всегда».

      (М.А.Й.). Как трудно утверждать действительность перед лицом видимости и далекое перед окружающим близким. Тело и его чувства затемняют знание духа. Звучание видимого надо умерить, чтобы невидимое сделалось более ощутимым. Мир не от мира сего не может уявляться, если мир сей заполняет все сознание. Он, Невидимый, тоже требует внимания и заботы. Говорю о Мире Высшем, но не о средних или низких слоях астрала. Их коснуться не так уж трудно. А прикасания последних весьма ядовиты. Их обитатели постоянно стремятся воздействовать на воплощенных и вносить расстройство в их жизнь. Но касание Высшего Мира всегда благодетельно. Мысль об Учителе Света уже будет касанием к Высшему Миру. Мысль вверх направить возможно всегда. Быть в постоянном контакте с Высшими Слоями пространства – значит приблизить действительность сущего к сознанию.

      (М.А.Й.). Одним из препятствий, затрудняющих путь, является очевидность. Она яро заслоняет собою действительность и, подобно темному облаку, закрывает светлые дали. Беснование тьмы особенно усиливается в эти моменты, и Майя может временно торжествовать. Но что бы ни происходило вокруг, крепко будем держать Серебряную Нить духа, ибо временно все, но она постоянна.

      (Гуру – Н.К.Рерих). Когда оказываетесь перед явлением незнания, когда кажется, что нет ничего и ожидаемое не осуществилось, не поддавайтесь воздействию Майи. Это только законный черед волн перед новым подъемом. Огненная действительность, хотя она и скрыта от земного глаза, никогда не перестает существовать. Она есть, и утверждать ее надо перед лицом очевидности плотной. Когда очевидность рассеется, ее заменит подлинная реальность незримого сущего, скрытого в данный момент призрачной видимостью внешних явлений. «Майя, отступи».

      Духу человека дана власть «над всякою плотью», то есть над материей всех миров на всех планах существования: на плане земном, астральном, ментальном и огненном. Но люди устремили энергии свои на овладение лишь планом земным, лишая себя этим возможностей высших. Устремившийся к овладению материей всех миров власть над ней получает, чтобы творить, ибо творчество – удел человека на Земле и в Мирах. Могущество духа не призрак, не Майя, не беспочвенное мечтание, но огненная действительность, достижимая в Беспредельности. Наделяя Божество всемогуществом, всевидением и всезнанием, забывают люди о том, что им Сказано было: «Вы боги». И не они, отказавшиеся от Меня, Сказавшего им это, но вы, вы, устремившиеся ко Мне и предавшие себя Воле Моей, – благо вам, сыны Света и Жизни, дети Мои.

      Очевидность может быть и плотного, и Тонкого миров. Тонкая очевидность может не существовать для земного сознания, но и наоборот. Обе очевидности должны сливаться в сознании гармонично. Действительность огненная – над ними. Обе очевидности, будучи порождениями Майи обоих миров, не могут претендовать на признание их действительностью. И все же с ними нельзя не считаться, ибо человек, не знающий действительности, живет в них и ими. Очевидность мира земного весьма реальна. Невозможно ее отрицать, ибо она есть. Но понимать ее преходящую природу и знать, что она не что иное, как Майя, ученик должен научиться на опыте жизни. Именно самую сущность Майи должен прозревать дух, утвердившийся на Основах. Основы – не Майя, они являются прочным фундаментом для построения дома духа. Они непреходящи и не зависят от Майи обоих миров. В какой бы оболочке, или теле, ни находился человек, Основы остаются непоколебимыми. Иерархия Света – не Майя, но действительность огненная. Сбросив плотное тело, продвинувшийся ученик видит явно всю преходящую природу земного существования и подготовлен к тому, чтобы не обольщаться иллюзиями Тонкого Мира. Царство Света не от мира сего. И не от астрального мира оно, но выше. Задачей ученика является подняться над иллюзиями всех миров, в какой бы оболочке он ни находился, и коснуться действительности Высших Миров.

      (М.А.Й.). Счастливая пора опекаемого дитяти давным-давно миновала. Суровая действительность не оставляет места розовым мечтаниям. Она требует действий, соответствующих моменту. Несчастья обрушиваются и тяжко обременяют. Спасение – в духе, свободном от цепей плотного мира. Именно на берегу реки Вечности сидят ученик и Учитель, и бурные воды материального мира мимо несутся, унося в мелькающих волнах своих все иллюзии Майи земной.

      Миг быстротечный перед беспредельностью – земная жизнь человека, и не сравнима она даже с надземным пребыванием. Но ценность ее высока, ибо учит она человека постижению действительно Сущего. В цепях рабства живет человек на Земле. От рабства цепей плотного мира освобождает его познание Истины. Сказано было давно: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными». Не может освободиться человек, пока не осознает своего рабства и не устремится к свободе. Футляр физического тела тяжелому скафандру подобен с пятью отверстиями для контакта с земным миром. Многое за пределами этих отверстий (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) не существует для сознания. Наука упорно стремится раздвинуть эти ограничивающие рамки и во многом уже преуспела. Но область непознанного все же огромна, ибо Беспредельность познать до конца невозможно. Эволюция дает человеку науку о центрах и возможностях непосредственного познавания при помощи их. Майя вынуждена будет отступать перед открытыми центрами и сдавать свои позиции одну за одной. Огненные центры человека позволят ему, когда начнут действовать, подойти и к изучению действительности, понять сущность Майи и освободиться от власти ее над сознанием.

____________
* Подробнее в эссе: Действительность – Луч утверждает. В трёх частях.
      Размещение в Проза.ру с 28 по 30 мая 2010 г.
   Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4


Рецензии