Семь лет опричной бури пронеслись
Васильевичу Шепилову
христианину и врачу.
ПРОЛОГ
Кто любит – тот России должен знать
Пределы и отцов святых заветы,
Онеги зори, сосен Ингрии красу,
Жить - в ликованьи волжского рассвета…
И ночью белой выйти из Двины -
На бурные просторы Беломорья
И Соловецкого у стен монастыря -
Мощь созиданья ощутить и боли…
И жар впитать Евразии степей
И с кручи камской видеть пармы волны /1/
И силу ощутить монастырей,
Мглу разгоняющих страданья и неволи…
И чувствовать напевов чистоту
И ангельскую среди храмов радость,
Лиц верующих видеть красоту -
Плач покаянья, веру, к падшим жалость…
Кто любит – тот России должен знать
Пределы и отцов святых заветы,
Боль, красоту и мощь Её впитать,
Жить - для святой Любви и чистой веры…
1. СВЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ , ЧУДОТВОРЕЦ /2/
И СВЯТИТЕЛЬ ГЕРМАН АРХИЕПИСКОП КАЗАНСКИЙ /3/
Из Пруссии род Колычевых шел,
Служил Руси и вере православной,
Феодор путь учения прошел,
Дружил с царём /4/, но выбрал путь монаха.
Пришел он в Соловецкий монастырь -
Нёс инока простого послушанье,
Талант Филиппа людям Бог открыл –
Твердыни соловецкой в процветанье.
Игумен он, затем митрополит
В московский час боренья и тревоги,
Казалось, Иоанн благоволит,
Но свергнут обличитель царя строгий.
Москву опустошали как орда
Опричники, их буйная дружина.
Зло обличали Германа слова,
Мольбы о милосердии Филиппа …
Филипп был оклеветан и избит
Нашелся и Иуда-лжесвидетель /5/,
Защитник правды Герман был убит,
В темницу заключён добра радетель.
Закован, оклеветан, заушен,
Но цепи сами спали со святого,
С голодным был медведем заключен,
Но зверь смирён - молитвы его словом.
Царь верою святого поражен,
Но в муку повергает его снова -
В подарок шлёт племянника главу,
Филипп целует голову родного.
Зимой в одежде летней провезли
Московского святителя до Твери
И в Отрочь монастырь его ввели
И затворили тесной кельи двери…
Русь - чернозём манил в степной удел
И вольница ушла в донские степи,
Но запустели сёла близ Москвы,
В стране росли подати и наветы…
И призраки убитых восстают,
Царь множит поминальный свой синодик,
Их тысячи – их стоны душу жгут,
Для искупленья нужен веры подвиг…
Но кто подаст царю благой совет?
Князь Курбский лишь грозит из заграницы
И верного Филиппа рядом нет,
Лишь лесть звучит опричников и гики…
Вновь шепчут об измене северян
И о богатствах Новгорода, Пскова,
Что там измену-ересь все таят
И не сказали за Филиппа слова…
И что царя поход благословит -
Святитель, заточенный по навету
И ересь царь мечём искоренит –
Филипп теперь послужит ему в этом.
И скрытно царь собрал опричных рать,
Тем СМЕРШа предваряя мощь лихую
И повелел жестоко истреблять
Всех непокорных, захватить казну их.
И рать пришла опричников под Тверь,
Там псковичей и пленных истребила /6/,
Скуратов мчится в Отрочь монастырь,
Чтоб взять благословение Филиппа.
Филипп готов был к смерти за три дня,
Опричнику не дал благословенье,
Убит святой - руками палача,
Малюта скрыть пытался преступленье.
Царь, совестью терзаем был, но гнев
Карал тогда и правых и виновных.
Владыка Новгородский - среди тех,
Кто за Филиппа не замолвил слово.
Весь Новгород царь ратью обложил,
А Пимен его хлебом-солью встретил,
Царь Грозный с ним обедню отслужил,
Связал владыку, град разгрому предал …
Стал север беззащитен до поры
И Ингрию заполонили шведы -
«Окно в Европу» тот разгром закрыл,
Но казаки в Сибирь открыли двери…
2. ПРЕПОДОБНЫЙ АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ
Крещён был с именем Амвросий,
Во Ржеве был простой усмарь,
Родители его женили,
Но Новгород к себе призвал.
Сырков его Феодор принял -
Радетель северной земли /7/.
Сыркова благостным участьем
Росли кругом монастыри.
Амвросий вскоре постриг принял,
Сыркова дружбой дорожа,
Тот основал ему обитель -
В честь Приснодевы Рождества.
В затвор ушел монах Арсений,
Вериги в рубище влача
И плакал инок юродивый
Судьбу отечества прозря…
Пал гнев царя на город сильный -
Средь жертв боярин Фёдор был,
Хоть монастырь был незатронут –
Царя Арсений обличил:
«Насытился - зверь кровожадный? –
Ты кровью залит христиан,
Дверь Рая отворилась жертвам –
Но Рая не узришь ты сам!»
Царь угрожал теперь и Пскову,
С собой Арсения позвал.
Рёк тот: «Свидетелем я буду… -
Зло, лишь, карать ты обещал!»
Ночь всю монах был пред иконой –
Молился, плакал, уповал
И принял Бог святую душу
И царь сего не забывал.
Субботою великопостной
Царь церкви Пскова увидал
И сердце жгли слова монаха –
Страх Божий совесть пробуждал…
3. БЛАЖЕННЫЙ НИКОЛАЙ ПСКОВСКИЙ (САЛОС) /8/.
Крепки, мощны твердыни Пскова,
Как быть – сражаться или нет?
И просит псковский воевода,
Чтоб дал юродивый совет.
Сказал юродивый Никола -
Лишь кротких защитит Христос,
Столы с хлеб-солью расставляйте –
С голов повинных меньше спрос…
Поднос с хлеб-солью опрокинут –
Над Псковом ужас смерти рос.
«Иванушка» - Никола просит:
«Хлеб-соль вкушай – не кушай кровь!»
Царь гнев смирил, звучал молебен,
Никола в келью его звал,
Но в келье убранной - на лавке,
Кус мяса кровью истекал.
«Иванушка, отведай мяса!» -
Царя блаженный убеждал,
Царь с возмущеньем отказался –
Он пост сурово соблюдал…
Вновь совесть будит в нём Никола –
«В пост ешь людскую плоть и кровь»,
Царь крикнул - грабить храмы Пскова,
Гнев царский разгорался вновь.
«Оставь нас» - продолжал блаженный,
«Помедлишь – вовсе не уйдёшь!».
Тут царь узнал, что пал конь верный -
И Пскова прекратил грабёж.
Царь град покинул несожженный,
Взял, лишь, с награбленным обоз.
Псков ликовал – как вновь рожденный,
Псков как оплот России рос /9/.
4. ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК КОРНИЛИЙ ПСКОВСКО-ПЕЧЕРСКИЙ /10/
Святой Корнилий - сын боярский
И верный патриот Руси,
Письму икон он обучался
И устроению Земли.
Поднял Печерскую обитель
И «Умиленье» написал,
Стеной обнёс он крепость духа,
Предел российский защищал /11/.
От Пскова с воинством опричным,
К Печерам Грозный подступил,
Шел со крестом к нему Корнилий,
Царь же у Врат его сразил…
От Врат Святых и до Пещеры
Труп брата иноки несли
И путь, залитый его кровью –
«Путем кровавым» нарекли.
Царя хоть ярость отступала -
Убит и инок Вассиан,
Раскаянье поздней настало
И лавре дар богатый дан…
ЭПИЛОГ
Святые – созидатели Руси,
Поэты и целители народа.
Мы знать об их деяниях должны,
Чтобы прозреть и одолеть невзгоды!
И прекратить губительный конфликт –
Конфликт интеллигентности и власти.
Святой – это всегда интеллигент /12/
И в правде – основание согласья.
А ложь нас убивает словно дым,
Природу пожирающих заводов.
«Бог в правде, а не силе (что творим)» /13/
И без святых – смерть царства и народов.
Семь лет опричной бури пронеслись,
Русь - устремляя в Азии пределы,
Лишь память о деяниях святых –
Хранит живую Правду слов и дела /14/…
Святые – созидатели Руси,
Поэты и целители народа.
Мы следовать заветам их должны -
Жить верой и одолевать невзгоды!
Примечания
1. Парма – тайга, лес на языке коми
2. Святитель Филипп - в мiру Феодор Колычев (1507-1569), был из влиятельного боярского рода, он длительное время был игуменом Соловецкого монастыря, занимал Московскую кафедру с 25 июля 1567 года по 4 ноября 1568 года.
3. Святитель Герман архиепископ Казанский, обличал злодеяния опричников и защищал на лжесоборе свт. Филиппа, был зарублен опричниками 6 ноября 1568 года, через два дня после лжесобора, низложившего св. Филиппа.
4. Царь Иван IV Грозный (1530-1583), при нём покорены: Казанское ханство (1562), Астраханское ханство (1566), Сибирское ханство (1581), созданная царём опричнина существовала с 1565 по 1572 год, неудачная Ливонская война длилась с 1558 по 1583 год. В июле 1567 года царь, разгневанный на боярскую измену, отъехал в Александровскую слободу и отдал Москву на разграбление опричникам, все улица были покрыты трупами…, в 1570 году разгромил Новгород, где погибло, по разным подсчётам, от 2 до 30 тысяч горожан, а город был полностью разграблен…
5. Главным обвинителем святителя Филиппа на лжесоборе выступил его ученик – Соловецкий игумен Паисий
6. В Тверь были переселены, подозреваемые ранее в измене псковитяне, там были размещены также литовские пленные.
7. Боярин Феодор Сырков - основал в 10 верстах от Новгорода Сырков монастырь, помог преподобному Мартирию построить Зеленецкий монастырь…
8. Святой Николай Салос Псковский - преставился в 1576 г.
9. Через десятилетие, после опричного похода, успешная оборона Пскова и Псковско-Печерской лавры защитила северо-западные рубежи России от войск Стефана Батория.
10. Преподобномученик Корнилий (родился примерно в 1500 году – убит в 1570 году), родителями св. Корнилия были псковские бояре Стефан и Мария, далее стал монахом, иконописцем, был игуменом и устроителем Псковско-Печерской лавры, с ним был убит и его ближайший сподвижник инок Вассиан (Муромцев)…
11. Обитель-крепость была западным оплотом России до времени Петра I.
12. Интеллигентность /от лат. слова интеллект, которое происходит от греч. слова нус – высший ум/ - это, в моём понимании, преобладание духовного начала над материальными потребностями и душевными страстями, а святость – это высшее проявление духовности…
13. «Бог в правде, а не силе» - слова благоверного князя Александра Невского
14. Сведения по житиям святых и исторические материалы взяты, в основном, по сборнику «Жития русских святых», составленных монахиней Таисией (Спасское братство, М., 2008 г.), материалам интернет-радио Санкт-Петербургской епархии - www/grad-petrov.ru, «Русской истории» В.О.Ключевского, М., «Мысль», 1993.
27.04-28.05.10
Свидетельство о публикации №110052602444