О красоте и красивости
Да, безусловно, «серебряные звёзды» – красивше. КрасивЕе. Бессмертное «друг Аркадий, не говори красиво!» Уж на что – сноб и фат Тургенев, и то высмеивал эту извечную потребность неискушённых в литературном вкусе людей.
О подобном «Аркадии» рассказывал Георгий Иванов в своих мемуарах о Михаиле Кузмине. Был у Кузмина секретарь по имени Агашка, из семинаристов, но «эстет был отчаянный» и считал себя ужасно «порочным и тонким», в доказательство чего носил лорнет, браслет и клетчатые штаны особого фасона. Как натура тонкая и изысканная, Агашка, писавший под диктовку Кузмина, не мог смириться с простотой его выражений и тайком «наводил стиль»:
– «Женщина подошла к окну», – диктовал Кузмин.
– «Молодая женщина волнующейся походкой подошла к венецианскому окну», – записывал Агашка. Прочитав то, во что превратился роман в результате «редактирования» секретаря, Кузмин пришёл в ужас и выгнал Агашку.
Многие неискушённые в поэтическом деле люди искренне полагают, что поэзия – это когда «красиво», «изячно», «утонченно», («в шумном платье муаровом Вы такая эстетная, Вы такая изящная»), принимая за красоту красивость, приторность, слащавость, что по существу – пошлость. «Довольно людей кормили сладостями, – писал Лермонтов. – У них от этого испортился желудок. Нужны горькие лекарства, едкие истины».
У Бориса Рыжего есть саркастическое стихотворение, навеянное строчками неизвестного автора, выложенными кремом на торте: «Перед вами торт «Букет». Словно солнца закат – розовый... Прекрасен, как сок берёзовый». Автор, видимо, думал, что выразился очень поэтично, не понимая, что эти тошнотворно-сладенькие вирши, адекватные своему сливочному содержанию – воплощение великой пошлости поэзии, вернее, её самозванной сестры, нередко успешно выдаваемой за настоящую. И это не так уж смешно и безобидно, как кажется на первый взгляд.
Вот и мучаюсь в догадках,
отломив себе кусок –
кто Вы, кто Вы, автор сладких,
безупречно нежных строк?
Впрочем, что я – что такого,
в мире холод и война.
Ах, далёк я от Крылова,
и мораль мне не нужна.
Я бездарно, торопливо
объясняю в двух словах –
мы погибнем не от взрыва
и осколков в животах.
В этот век дремучий, страшный –
открывать ли Вам секрет? –
Мы умрём от строчки Вашей:
«Перед вами торт «Букет».
«Но что есть красота? И почему её обожествляют люди?» Уж сколько лет этому стиху Заболоцкого, но многие упорно видят лишь сосуд, его цвет, состав, форму, стоимость и в упор не видят того, что в сосуде. В стихах они ищут не поэзии, а «поэтичности», не подлинной красоты, а эстетизма. Цветаева давно раскусила суть такого «эстетства»: «Эстетство – это бездушие, – пишет она в письме A. Бaxpaxy. – Замена сущности – приметами. Эстетство – это расчёт. Взять всё без страдания, даже страдание превратить в усладу. Дитя, не будьте эстетом! Не любите красок – глазами, звуков – ушами, любите всё душой. Эстет – это мозговой чувственник, существо презренное. Пять чувств его – проводники не в душу – а в пустоту».
У этого «эстетства» есть ещё одно название – снобизм. Есенин своей природной чернозёмной душой чуял подобных снобов за версту и частенько дразнил и издевался над ними в стихах.
Посмотрим – кто кого возьмёт!
И вот в стихах моих забила
в салонный вылощенный сброд
мочой рязанская кобыла.
Не нравится? Да, вы правы –
привычка к Лориган и к розам…
Но этот хлеб, что жрёте вы –
ведь мы его того-с... навозом...
Сколько сейчас развелось поэтических сборников, в которых лишь слова, слова, слова, стремление сказать красивовато и витиевато, так что возникает аллергия на «литературу» в рутинном смысле слова, которую имел в виду Верлен: «Всё прочее – литература». Взыскательный мастер начинает тяготиться подобным «искусством», требует от себя и собратьев по цеху «почвы и судьбы», «дикого мяса стиха».
Вот перед нами лирический герой Геннадия Русакова:
Вот я – тёртый и битый, клекочущий горлом дырявым,
с липкой влагой подмышек, с облитым страстями лицом,
в этом воздухе вязком, во времени трижды неправом –
и чего оно жмётся, талдычит и смотрит скопцом?
«Не нравится?» – хочется спросить вслед за Есениным. Да, такой автопортрет лирического героя вряд ли придётся по вкусу любителям розовых кремовых строк. «Я осот обмолота, убогое семя, полова», «в сплошной затрапезе, в чумичкиной рвани-одёже». В стихе главное – то, что гораздо выше внешней красоты – это подлинность, правда. А она, как правило, не сладка, а горька на вкус.
...Я дожди мои слышу и пальцами перебираю,
будто вшей возле лампы у бабки в косицах ищу.
Будто я что-то вспомнил и сам из себя выдираю.
От харкотины пятясь, себя на задворках тащу.
Или взять лирического героя Вениамина Блаженного. Синонимы для обозначения этого героя тоже вряд ли порадуют тонкий эстетский вкус: «нищеброд, калека, юродивый, бродяга, блаженный, убогий, калика, изгой, оборванец».
Что же делать, коль мне не досталось от Господа Бога
ни кола, ни двора, коли стар я и сед, как труха,
и по торной земле как блаженный бреду босоного,
и сморкаю в ладошку кровавую душу стиха?
...Пусть устал я в пути, как убитая вёрстами лошадь,
пусть похож я уже на свернувшийся жухлый плевок,
пусть истёрли меня равнодушные ваши подошвы, –
не жалейте меня: мне когда-то пригрезился Бог.
Поэзия – это не журнальные подборки, не «литература». Это жизнь, какой она бывает в лучшие мгновения – не важно, счастливые или печальные. Это то, что поэт вытаскивает нам из огня, в котором сгорают наши дни.
Я верил в дух, безумен и упрям,
я Бога звал – и видел ад воочью, –
и рвётся тело в судорогах ночью,
и кровь из носу хлещет по утрам.
Одним стихам вовек не потускнеть,
да сколько их останется, однако.
Я так устал! Как раб или собака.
Сними с меня усталость, матерь Смерть.
(Борис Чичибабин)
Поэзия – это когда «полная гибель всерьёз», когда «на разрыв аорты», это та «волшебная скрипка», от которой «и невеста зарыдает, и задумается друг».
Тот, кто взял её однажды в повелительные руки,
у того исчез навеки безмятежный свет очей.
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
бродят бешеные волки по дороге скрипачей.
(Н.Гумилёв)
В числе моих любимых также стихи Татьяны Бек, стихи о людях, судьбах и чувствах, которые существуют не только в её душе, но и в реальной действительности, «в мире подлинном и злом». Этот мир «непогож и неудобен. //Не обойти его колдобин, //а ежели и обойдёшь//, то это смерть, поскольку – ложь». Её стихи честны и точны. Они вряд ли потрафят литературным «Аркадиям» и «Агашкам».
Вечно манили меня задворки
и позабытые богом свалки.
Не каравай, а сухие корки.
Не журавли, а дрянные галки.
Улицы те, которые кривы,
рощицы те, которые редки,
лица, которые некрасивы,
и – колченогие табуретки.
Я красотой наделю пристрастно
всякие несовершенства эти...
То, что наверняка прекрасно,
и без меня проживёт на свете!
Вызволить собственную речь из литературной неволи, не стать отголоском безличной литературной стихии, общим местом, культурным планктоном – вот задача, которую для себя решает каждый стоящий поэт.
Свидетельство о публикации №110052304873
Особенно про "дикое мясо стиха"...
Это очень, очень популярная тенденция - втаскивать воняющие носки и потные липкие физиологические подробности в
стихоскладушки... А что? Зато правда?
Давайте посмотрим приведённые примеры, навскидку:
"Вот я – тёртый и битый, клекочущий горлом дырявым,
с липкой влагой подмышек, с облитым страстями лицом" -
действительно, любому читателю дико интересно, что же
породит из себя потеющий автор со скверной привычкой
избегать мыла и антиперспирантов...
С таким же упоением зачитывались порочными изысками некоего маркиза,
ибо порок привлекателен...
Другой пример:
"Вечно манили меня задворки
и позабытые богом свалки.
Не каравай, а сухие корки.
Не журавли, а дрянные галки.
Улицы те, которые кривы,
рощицы те, которые редки,
лица, которые некрасивы,
и – колченогие табуретки".
Какую же интересную информацию можно извлечь из этих стихотворных упражнений?
Лирического героя безумно, патологически тянет
рыться на помойках (поиск стеклотары и цветных металлов?)
Колченогие табуретки - да, трудное детство,
уродливые лица потомственных алкоголиков...
Что это - ностальгия? Обычно ностальгируют по чему-то
хорошему... Упиваться сиростью и убогостью окружающего мира и
собственной неприкаянностью?
Только ради противоречия любителям пошлых красивостей?
"и сморкаю в ладошку кровавую душу стиха?" (с)
можно посочувствовать, что у героя нет носового платочка...
Ну, а для чего еще это написано? Чтобы сказать - зато он
видел Бога? Да здесь таких блаженных - целые стада! Эка невидаль!
"...Пусть устал я в пути, как убитая вёрстами лошадь,
пусть похож я уже на свернувшийся жухлый плевок"... (с)
"Назови человека два раза свиньёй, и на третий - он захрюкает"
Самоидентификация с самоуничижением?
Постепенно начинаешь понимать, что устоявшиеся
выражения у интернет-юзеров
"Убей себя ап стену!" и "Аффтар, выпей йаду!" - оказываются
достаточно осмысленными практическими рекомендациями
горе-кликуше. Да, пусть выпадут из дальнейшего размножения...
"Здоровый пофигизм" на фоне такого рефлексирующего самокопания
выглядит более жизнеспособным...
И пропаганда вина и пьянства у Хайяма,
и
"не стесняйся пьяница носа своего,
Он ведь с нашим знаменем цвета одного" у Губермана
более целостные, отражающие наличие внутри Автора
внутреннего стержня, личности...
Да, Shit happens (русск. Дерьмо (говно) случается) — распространённое английское сленговое выражение, экзистенциальное по своей сути. Выражение представляет собой констатацию факта, что жизнь полна несовершенствами, и в какой-то мере близко к французскому C'est la vie (се ля ви — такова жизнь).
Но если это самое... случается постоянно у одних и тех
же авторов и кочует из стиха в стих, то скорее всего
они из одной "Консерватории, в которой что-то не так"...
))))))))
Docking The Mad Dog 13.06.2010 05:48 Заявить о нарушении
Наталия Максимовна Кравченко 13.06.2010 12:39 Заявить о нарушении
== "Если бы Вы почитали Вениамина Блаженного, Геннадия Русакова,
Бориса Рыжего - Вы были бы - держу пари - в восхищении от их стихов
и рекомендовали бы их всем к прочтению" (с)
очень скоропалительные выводы. Бориса Рыжего читал, есть книга
в доме ("Типа песни")...
== "Ей-богу, мне жаль, что Вы их не читали (иначе не отзывались бы
с высокомерным пренебрежением)" (с)
итак, читал... А если нет восхищения - это "высокомерное пренебрежение"???
Знаете, подобную риторику можно применять, но не со всеми она проходит.
На меня это не действует... )
Для меня до сих пор помимо крайностей существуют оттенки, промежуточные
позиции и т.п.
Да, Борис Рыжий мне интересен, но не более. Без восхищения,
закатывания глаз и заламывания рук )))
_____________________________
По поводу приведенных цитат, прерываний и т.п.
Есть очень милое англ. выражение:
"Если это выглядит, как утка, плавает, как утка и крякает, как утка,
то скорее всего это - утка" (с)
Т.е. Вы привели в эссе примеры творчества
с обилием физиологических подробностей,
я продемонстрировал своё отношение к этому "натурализму"
в поэзии...
На мой снобистский взгляд - нестиранные носки пахнут нестиранными носками,
зачем мне восхищаться тем, что мне не нравится? ))))
____________________________
Я Вам благодарен, что Вы верно уловили цель моего комментария )))
Обычная полемика, без желания переубедить оппонента.
Спасибо.
Надеюсь чуть позднее почитать другие Ваши эссе.
Николай
Docking The Mad Dog 14.06.2010 02:47 Заявить о нарушении
Второе передёргивание: восхищаться - это вовсе не значит закатывать глаза и заламывать руки, я обычно обхожусь другими средствами. По поводу же снобизма - заметьте, Вы сами признали за собой этот грех, хотела бы напомнить цитату М.Цветаевой из письма А.Бахраху: "Эстетство - это бездушие. Замена сущности - приметами. Эстетство - это расчёт. Взять всё без страдания, даже страдание превратить в усладу. Не будьте эстетом! Не любите красок - глазами, звуков - ушами, любите всё душой. Эстет - это мозговой чувственник, существо презренное. Пять чувств его - проводники не в душу, а в пустоту.". Но подозреваю, что для Вас и Цветаева - не авторитет. Боюсь, мы с Вами не договоримся. Но всё равно - приятно было познакомиться.
Наталия Максимовна Кравченко 14.06.2010 12:07 Заявить о нарушении
Однако, умничания на тему эстетики, красоты, о душе и прочее от
женщины, позволившей своему ребенка умереть с голоду
в приюте?
С чего мне прислушиваться к её эстетическим опусам, если
женщины, ушедшие на панель, чтобы прокормить ребенка,
вызывают у меня бОльшее понимание?
И после этого мадам пишет высокопарное: "Эстетство - это бездушие"?????
В моём возрасте юношеский максимализм уже
неактуален, но своё мнение менять только в угоду "авторитету"
Марины Цветаевой - это было бы смешно. )))
Наталия, разве мы с Вами должны о чем-то договариваться?
Мне интересен диалог с Вами, совпадение позиций для диалога
совсем не требуется. А интересно хотя бы потому, что у Вас
гораздо больше знаний о поэтах и поэзии, чем у меня.
Вы же не нуждаетесь только в конформистах, которые всегда
с Вами будут соглашаться? )))
Спасибо за разговор.
Николай
Docking The Mad Dog 14.06.2010 19:04 Заявить о нарушении
Наталия Максимовна Кравченко 15.06.2010 10:24 Заявить о нарушении
Спасибо. Я более скажу, хотелось бы увидеть этот стих одельной
публикацией на Вашей страничке. Он этого заслуживает.
И Вам буду признателен не только я...
Я абсолютно серьёзно.
2). Пожалуйста, не сочтите за цепляние к словам.
Но для разговора в комментариях иногда требуется процитировать собеседника,
чтобы яснее было, на что ответ.
== "Завидую Вам, Николай, что Вам всё всегда ясно". (с)
"Полная ясность - это другая разновидность тумана" (с)
(реплика Мюллера Штирлицу)
У меня "неясностей" не меньше, чем у других. Да и по конкретному
примеру с Цветаевой и дочкой... в голове плохо укладывается совмещение,
наложение творчества и этого факта.
Но своё понимание и отношение иметь полезно.
3)
Возможно, есть еще влияние профессии - 24 года работа врачом,
в экстренной медицине. (скорая помощь,
неотложная помощь, платная скорая помощь).
В сложных, опасных, тяжелых случаях
врач должен принимать самостоятельные решения, должен иметь своё мнение.
Даже при неясных ситуациях, когда время играет против, нужно
принимать ясные решения, самостоятельно.
Это не пафос. Рефлексия, рассуждения о морали - все это допустимо после, когда опасность устранена. (речь об отёке лёгких, о шоковых состояниях,
о ситуациях реанимации, кровотечения)
В этой профессии иметь собственное мнение необходимо и
одновременно трудно (иногда чревато последствиями).
Возможно, эта скверная привычка оказывает влияние и на
комментарии. Вторгаясь в область, где я дилетант (напр., стихи),
стараюсь это помнить и корректировать себя. )))
Спасибо.
Николай
Docking The Mad Dog 16.06.2010 00:12 Заявить о нарушении