любить железную дорогу
Вот я сейчас смотрю, куда бы вы думали?
На свой компьютер.
Он находится в полном равновесии с самим собой.
Активна память, установлены и идеально функционируют логические связи, выстроена система приоритетов, противовесов и контроля.
В то же время: у него ласково мигают какие-то лампочки, приятным светом горит экран, мягко, но с обещающим щелчком, нажимаются клавиши.
Всё это свидетельствует, что мой компьютер полностью сбалансирован по функции «чувства-разум».
Я не таков и, наверное, любой человек не таков.
Встречаются среди людей и крайние, последние случаи.
Среди финансистов, юристов, математиков и налоговых инспекторов мне попадались абсолютно бесчувственные кликуши.
Кстати, пора бы прекратить называть таких людей: компьютеры.
Не надо обижать хорошие вещи, сравнивая их с равнодушными людьми.
Встречались мне люди с горящими навыкате глазами, трясущимися руками и губами, а также – с часто моргающими слезящимися глазами и тоже – трясущимися руками.
Я их называю для краткости: люди искусства.
Хотя это необъективное название, а временное – рабочее, как рабочее название фильма.
Считается, в том числе – мной, что люди искусства воодушевлены, а кликуши – наоборот – погружены.
Что греха таить, я сам бываю среди тех и других, как свой.
Но есть одна единственная сфера, где я совершенно иной.
Там, на этой сфере, я нравлюсь себе больше всего.
Там я никогда не впадаю в крайности, не становлюсь притчей во языцех или венценосным.
Сфера эта – железная дорога.
Я вырос на одной из крупнейших в стране и мире железнодорожной станции и всё детство слушал гул и грохот поездов, крики локомотивов, наслаждался видом мужчин в железнодорожной форме с петлицами, околышками и лампасами и – в фуражке, предвкушая себя на их месте, изучал мир по этикеткам, пустым бутылкам и иным предметам, выпавшим из скорых и дальних поездов, которых через мой город проходило в сутки 35 назначением только на одну Москву.
На всякий случай сообщу: тридцать пять поездов в сутки на Москву означает ровно столько же назад – поезда всегда возвращаются назад, причём, в тот же день.
Это не очень очевидный закон.
Однажды, примерно 20 июля, я прочёл на харьковском вокзале объявление: «Поезд Хабаровск-Калининград за 16 июля ожидается прибытием 22 июля, а поезд Хабаровск-Калининград за 17 июля ожидается прибытием 21 июля».
В этот момент по динамику объявили прибытие поезда Хабаровск-Калининград за 19 июля.
Данный случай объясняет мне, почему я так неравнодушен к творчеству Игоря Царёва.
Кроме, упомянутых выше семидесяти поездов, через наш город следовало ещё полсотни поездов, а с ними – десятки прицепных вагонов с совершенно немыслимыми адресами: Венеция, Турин, Салоники, Братислава.
Всё это происходило тогда, когда в телевизоре было два канала и по ним показывали Ленинский университет миллионов и экранизацию «Вождя краснокожих».
Это было невыносимо и невыразимо.
Невыносимо и невыразимо прекрасно и ужасно одновременно.
Это до сих пор невыразимо. Я очень дорого готов заплатить, чтобы это выразить так, как оно того достойно.
Через много лет, изучая предмет «Эстетика» по курсу философии в железнодорожном институте я узнал, что прекрасное и ужасное одинаково притягательны для человека.
Но пожилая, потерявшая фигуру, доцент-женщина ничего не сказала об одновременности этих ощущений.
Пришлось доходить своим умом.
Своим умом я добрался до аспирантуры, которая мне ничего особого не добавила и ряда должностей на транспорте, сдав в своей жизни более ста различных экзаменов по специальной тематике, включая военную доктрину, гражданскую оборону и эпидемиологическую защиту на транспорте и, даже, предмет с удивительным названием - Фумигация, и стал не чужим в узком кругу профессионалов-железнодорожников.
Бахвалюсь я только для того, чтобы описать свой случайный визит в Общество любителей железных дорог в Киеве.
По всему миру и в Интернете существуют подобные клубы.
Они собирают модели паровозиков и вагончиков, старые железнодорожные карты и расписания, учреждают и начиняют железнодорожные музеи, собирают игрушечные железные дороги с мостами и тоннелями, организовывая на этих полигонах интенсивное движение поездов из компьютерных пультов управления, путешествуют в поездах по всему миру.
В США они построили дорогущую гостинцу с видом из окон на крупнейшую железнодорожную сортировочную станцию и с наслаждением наблюдают за работой муравьёв на разветвлённой древоподобной плоской «рыбке» железнодорожной станции.
В общем, занимаются какой-то чушью.
Киевские любители поразили моё воображение рассказами о виденных ими лично железнодорожных красотах: они посещали самые высокогорные в мире станции в Перу, забирались на монорельсовые подвесные фуникулёры…
В полном экстазе, они подарили мне музейную карту железных дорог Российской Империи стоимостью не менее пятисот долларов – в безумном обрамлении.
Я никогда в жизни до этого не встречал людей, которые настолько сильно бы любили железную дорогу и одновременно так мало – ничтожно мало – знали о ней.
У этих людей не было ни малейшего представления о тех невидимых процессах, которые одновременно и круглосуточно протекают в недрах системы.
О тех проблемах, бедах, авариях и трагедиях, которые подстерегают транспортные сети и людей, попавших в эти сети.
О самой сути того, что составляет историю и жизнь красивейшей словесной и зрительной оболочки: «Транс Сибирская Магистраль».
Зато они живо обсуждали строительство железнодорожного парома через Берингов пролив и соединение Евразийской системы с Американской.
Придя в себя, я ещё раз убедился, что моя бабушка была права: «Чем бы дитя не тешилось, а лишь бы не плакало».
Для чего я всё это написал, заставляя себя немного хвастаться?
С чем-то подобным мы ежедневно сталкиваемся в литературе.
Люди, знающие, чем дактиль отличается от хорея, а я к ним не отношусь; члены творческих союзов, издавшие несколько книг (своих или чужих) проявляют неоправданный, с моей точки зрения, снобизм к пишущей шатии-братии и шайке-лейке.
Воюя между собой за право считаться авторитетом, они требуют от членов неорганизованных банд «войти в круг», соблазняя их примкнуть к регулярной армии, на чьей либо стороне.
Когда викинги начинают нести службу в городах по охране подступов от печенегов, князья стравливают викингов между собой, осуществляя власть.
Ничего военного в этом я не вижу – реализуется один из многочисленных законов природы, не все из которых мы знаем и, тем более, не всеми из которых можем управлять.
Но можем чувствовать и дистанцироваться.
Поблагодарим Бога, что никто из любителей железных дорог не пытается сунуть свой нос в паровой котёл работающего паровоза, поцеловать контактный провод над электричкой, в котором 27 тысяч вольт, или возглавить ночное дежурство во время снежной бури.
А тех из нас, кто понял, чем отличается дактиль от хорея, я бы попросил любить железную дорогу.
-------
И для того, чтобы окончательно подвести черту, сообщу: я ни разу не остался на вокзале без билета – пусть и в тамбуре.
Как я это делаю, кому и как улыбаюсь и что говорю…
Пусть останется секретом – не стоит же, в самом деле, предлагать занятым людям читать подобные тексты.
Свидетельство о публикации №110051803904
У одного автора есть слегка удачное про это: http://www.stihi.ru/2010/08/26/2661
Ещё один железнодорожный аспект, мой уже: http://www.stihi.ru/2010/08/11/5514
О Б.Л.Пастернаке... вполне, знаете, можно его не любить. Можно свысока поплёвывать на авторов, бьющих "по дальним целям", мечущихся между сгустками тумана и мрака, орущих в плену бесконечных зеркальных рефлексий, купающихся и хохочащих беспамятно в потоках пронизывающего их света... вместо того, чтобы ясно излагать свои мысли, полно описывать переживания и точно называть предметы, избегая ставить их в неловкое, неправильное положение. Многие так поступают на этом сайте.
Я поймал себя на мысли, что если бы стих Пастернака, приведённый в дневнике у Вас, отправили на какой-нибудь конкурс стихиры, то разнесли бы его критики в пух и прах - и за сердце, падающее в ладонь, и за стекольность якобы не-в-темную и за всё остальное. Ну если бы не знали, что он принадлежит Пастернаку.
Владимир Байбиков 27.09.2010 17:20 Заявить о нарушении
На счёт конкурсов, это Вы точно. Я ведь и сам не очень уверен, что именно на меня здесь воздействует так сильно. Может и имя, и знание его судьбы. А скорее всего: моё детство сильно связано с Пастернаком очень сильно - звучал.
Уменяимянету Этоправопоэта 27.09.2010 17:56 Заявить о нарушении
В вашем подходе к стихотворчеству импонирует естественное разнообразие - как будто точки зрения Вам даются вместе с погодой, с криками грузчиков в порту, с телефонным бормотанием в соседней комнате... И всё сразу ложится в стих, без обработки - но так, что высказывание создаёт то, чего недоставало в настроении/ситуации/истории... А именно - вектор, перспективу. И язык очень богат, и речь живая - вынутая из недостающей во-вне жизни (текущей внутри, как подземная река). Поэтому читать интересно, приближаешься к недополученному тобой - вот в чём секрет "благотворного эмоционального воздействия поэтических текстов".
Владимир Байбиков 27.09.2010 18:12 Заявить о нарушении
Уменяимянету Этоправопоэта 27.09.2010 18:52 Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2008/10/22/573
http://www.stihi.ru/2008/10/24/557
Уменяимянету Этоправопоэта 27.09.2010 19:00 Заявить о нарушении
Владимир Байбиков 27.09.2010 19:26 Заявить о нарушении
Уменяимянету Этоправопоэта 27.09.2010 19:59 Заявить о нарушении