Александр Иванченко Путями Великого россиянина 36-
Античная Эллада была, мягко говоря, интеллектуальным на
хлебником соседних слов"ян, но, называя их скифами и варварами,
тщательно это скрывала. Однако во времена христианской Визан
тии положение изменилось. Теперь познания материалистов-рос-
сичей для ромеев представляли смертельную опасность, особенно
их книги по астрономии, астрофизике, астрологии и медицине, в
основе которой, кроме лекарственных снадобий, лежала также био
энергетика или, как теперь говорят, лечение аккопунктацией и экст
расенсорными методами, что христианская церковь, как и волхова
ние, объявила «ведьмачеством» и тех «ведьм» да «ведьмаков» по
лагалось сжигать на кострах, а волхвов разрубать пополам от голо
вы и далее вниз.
Мы много наслышаны об ужасах испанской инквизиции, по
скольку она сжигала не только «ведьм» и прочих еретиков, но и мно
гих иудеев, а последние как бы одной из своих непременных про
фессий сделали горестные рассказы о вечных страданиях еврейс
кого народа, бедного, несчастного, всюду преследуемого и отовсю
ду гонимого, конечно, совершенно безвинно. Как в бытность мою
студентом в Днепропетровске мать моего сокурсника Ася Марков
на, муж которой возглавлял всю городскую торговлю, всё скорбела:
«Готеню, ой вей, Готеню, и таки за что нам все эти муки, голым и
босым!» Кроме восклицания «Азухен вей!» и «Готеню» - «О, Госпо
ди» Ася Марковна по-еврейски ничего больше не знала.
36
Византийская инквизиция, однако, отличалась свирепостью
нисколько не меньшей, чем испанская. Но к иудеям она относилась
весьма лояльно, так как большинство еврейских купцов Цареграда,
занимавшихся торговлей со странами варваров, по договорённости
с патриархом одновременно являлись и проповедниками христиан
ства, не отрекаясь, разумеется, от собственного вероисповедания.
Зато если у кого обнаруживали в Византии вот этот древний зодиа
кальный календарь россичей, который ещё в античные часы элли
ны перевели на греческий язык и выдавали его якобы за свой, с тем
теперь поступали, как с волхвами. Так ромеи признали наконец, что
карту звёздного неба создали россичи - «богопротивные язычни
ки», у которых всё от дья-
вола.
Навязывая Руси
христианство вместе в
кириллицей и не вполне
ещё слов"янский болгар
ский язык в качестве
«общеслов"янекого» ви
зантийские эмиссары
знали, что делали.
Тут надо дать ещё
одну историческую
справку.
Из нашей христиан
ской Начальной летописи
прочно вошла в литера
туру и воспринимается
уже как несомненная достоверная
легенда о трёх братьях
Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбедь.
«И сидел Кий на горе, - пишет летописец, - где ныне Боричев
езвоз, а Щек сидел на горе, которая ныне называется Щековицею, а
Хорив - на третьей горе, почему и прозвалась она Хоривицей. Сде
лали они городок [и] в честь старшего брата назвали его Киевом. И
был вокруг города лес и бор великий, и ловили они [тут] зверину.
Были же они мужами мудрыми и сметливыми и называлися поляна
ми. От них и есть поляне в Киеве и до сегодня.
Иные же, не зная, говорят, будто Кий был перевозчиком, ибо
тогда перевоз был возле Киева с той стороны Днепра. Поэтому [и]
говорили «На перевоз на Киев». Если бы Кий был перевозчиком, то
нет ходил бы он до Цесареграда. А сей Кий княжил в роде своём и
ходил до цесеря. Не знаю [правда, до какого], а только о том веда-
ем, что великую честь, как рассказывают, принял он от [того] цеса
ря, - которого я не знаю [как не знаю] и при каком он цесаре прихо
дил [туда].
А когда он возвращался назад [то] прошёл по Дунаю и понра
вилось ему место, и поставил он городок небольшой, и хотел [тут]
сесть с родом своим. Но не дали ему те, что жили поблизости. Кий
же вернулся в свой город Киев. Здесь он и скончал животенье свое.
И два брата его, Щек и Хорив, и сестра Лыбедь тут скончалися».
Всякий раз перечитывая эту летописную басню, я хоть вроде и
привык к ней, а всё же не перестаю поражаться. Ну, пусть летописец
был чёрным черноризцем да вдобавок не русичем (детальный ана
лиз ранних списков христианской Начальной летописи убедительно
показывает, что её авторами и редакторами часто выступали люди,
совершенно не знающие русской жизни, особенно это бросается в
глаза, когда параллельно проделываешь такой же анализ Слова о
полку Игореве; дело не в разнице литературных жанров, а в есте
ственном для русского, но нередко неуловимого для людей других
наций своеобычного видения окружающего мира и самого характе
ра мышления, присущего только русским), однако, основываясь на
сей басне, образованные и, надо полагать знающие свой народ люди,
русские и украинцы, написали кучу исторических романов и поэм,
не придавая значения, казалось бы, элементарному: как на Руси у
женщины могло быть мужское имя - Лыбедь, а мужчине служило
именем название подручного предмета - кия, то есть посоха? Кро
ме того, в той же летописи сказано, что городок Киевец на дунайс
ком острове Русов заложил СвЕтослав Игоревич (так правильно -
СвЕтослав, в дохристианской Руси не было имён с корнем «свят»).
Между тем, за исключением, разумеется, Кия, трое остальных,
как повествуется в нехристианских летописях, а они в отличие от
христианских не грешат какой-либо идеологизацией и тем более
фантазиями (как в Персии при царе Кире, так и в дохристианской
Руси умышленный обман карался смертью), - лица реальные.
После распада империи Аттилы (в наших энциклопедических
справочниках, кстати, говорится, что он расширил свою державу на
Востоке до Волги и на Западе - до Рейна; это неверно, восточной
границей его империи служил Енисей, а западной - Лаба, то есть
Эльба, население между Лабой и Рейном только платило ему дань)
в Южной Руси установилось своеобразное республиканское прав
ление, во время которого на так называемых конных съездах кня
зей и старшин родов (слово «род» означало не какое-то фамильное
родство, а административно-территориальную единицу, как тепереш
ние области и районы) избирались сроком на шесть лет три глав
ных руководителя государства: верховный воевода и два равных в
правах великих князя, ведавших гражданскими и судебными дела-
38 ми.
Так вот, в нехристианской летописи под годом 525-м (456 г. хри
стианской эры) сказано, что в Голуни состоялся конный съезд, на
котором великими князьями избраны Щек и Хорив, а верховным вое
водой-Лыбедь, годом позже совершивший победоносный поход на
Цареград и вернувшийся с большой данью и необходимым для Руси
межгосударственным договором.
На том же конном съезде было решено переименовать торго-
во-ремесленный центр на Непре («не пря», то есть мирная река)
Бусовград («бус» - аист; отсюда Бусовград - город гостей, то есть
купцов) в Киев (по-древнерусски это значит «посох в движении»),
что говорило о желании россичей отныне не только принимать здесь
иностранных торговых гостей, но и сам отправлять отсюда по Не
пре торговые караваны в Византию (Лыбедь ходил в поход на Царь-
град специально, чтобы принудить Византию заключить с Русью тор
говый договор и пропускать её суда через проливы) и другие страны
Средиземноморья, главным образом с хлебом, кожами, мехами,
мёдом, воском, льном и пенькой, и белорыбицей - осетровыми, ко
торых в Днепре и Роси водилось тогда в изобилии. Русь производи
ла в то время много и других товаров, в том числе варила высокоуг
леродистую сталь, из которой ковались самые лучшие в Европе мечи,
насошники, ножи и наконечники стрел, но металлом россичи не тор
говали и своё умение варить сталь держали в строжайшем секрете.
В Киеве были только летние резиденции одного из великих кня
зей и помощника верховного воеводы, выполняющего роль как бы
главного полицейского и высшего таможенного чиновника. Столи
цей же государства оставалась Голунь, подступы к которой на Руси
охраняли три крепости: там, где сейчас село Межирич, стоял самый
мощный Родэнь, к нему тогда доходил весенний разлив Днепра;
выше по течению Роси на месте тепершнего Корсунь-Шевченковс-
кого - Росин и далее как щит Голуни - сильно укреплённая девяти-
вратная крепость Градиж, нынешний Богуслав, имеющий также пре
восходное стратегическое расположение.
И здесь в Начальной летописи опять неправда. Читаем:
«У ГОД 6540 [1031]. Ярослав и Мстислав собрали воев многих
и пошли на ляхов. И заняли они города червенские снова и опусто
шили Лядскую землю и многих ляхов привели, и разделили их. И
посадил Ярослав своих [ляхов] по [реке] Роси, и есть они [тут] и до
сегодня.
У ГОД 6540 [1032]. Ярослав начал ставить города по Роси».
К этому надо добавить ещё одно несоответствие с нехристиан
ской летописью, более раннее, но имеющее к приведённому выше
непосредственное и очень важное отношение.
«И сказал Блуд Ярополку: «Пойди до брата своего и скажи ему:
39 «Что ты мне дашь - я возьму». Пошёл тогда Ярополк и сказал ему
[боярин его] Варяжко: «Не ходи, княже. Убьют тебя. Убегай в Пече
неги и ты приведёшь воев». И не послушал он его, и прибыл Яро
полк до Владимира. И когда входил он в дверь, подняли его два
варяга двумя мечами под груди, а Блуд закрыл дверь и не дал вслед
за ним войти своим. И так убит был Ярополк».
Датировано это событие 11 июня 978 года. В нехристианской
летописи дата в общем не расходится, называется начало второй
декады красеня (июня), но об убийстве Ярополка рассказывается
иначе. Говорится, что тот убегал из Киева в Голунь, и варяги вместе
с Владимиром и Блудом настигли его и убили в пути, о чём россичи,
никогда и никому не выдававшие тех, кто искал у них убежища, уз
нали позже. Поэтому Владимир с помощью Блуда, знакомого голун-
цам, обманом сумел войти с варягами в город и разорил его дотла.
Россичам то был жестокий урок, и впредь вплоть до рокового для
Богуслава 1772 года они никому так легкомысленно уже не доверя
лись. Со времени убийства Ярополка и до вокняжения Владимира
Мономаха, то есть до 1113 года, всё Поросье от Россина и выше по
реке сохраняло от Киевской Руси полную независимость. Хотя это,
может быть, кажется невероятным, но дальше вы убедитесь, что
ничего невозможного в этом не было. Что же касается того, будто
Ярослав Мудрый строил на Роси города и расселял там ляхов, то в
действительности всё происходило совсем иначе.
Чтобы лучше понять ход событий, нам придётся ещё раз вер
нуться в Киев. До того момента, когда Олег объявил его столицей
Руси вместо Голуни (882 г.), он находился на положении вольного
города. Поэтому там можно было беспрепятственно вести какую угод
но пропаганду. Больше всего старались византийские проповедни
ки христианства. Но главной их целью было не просто добиться кре
щения Руси и тем поставить её в зависимость от цареградского пат
риархата. Само по себе крещение заведомо не имело бы никакого
успеха без подрыва, а если удастся, то и уничтожения, как теперь
сказали бы, интеллектуального потенциала Руси. Для этого в пер
вую очередь необходимо было изменить её письменность и сде
лать официальным язык болгарский, который среди слов"янских
народов был наименее понятен. Народ и не должен был обязатель
но понимать всё то, что ему читали с церковных амвонов. А лучше
всего, чтобы вообще ничего не понимал, как это мы сейчас можем
наблюдать в мечетях тюркоязычных стран, где и не всякий мулла
понимает во всех подробностях весь Коран, если не знает арабско
го языка. Он просто механически его заучил, знает когда какой но
мер суры читать, то и дело молитвенно восклицая: «О, бисмулля,
рахмани рахим!»
40 Но на Руси прекрасно понимали и далеко идущие замыслы
Византии и саму Библию. Не случайно в нашей дохристианской ле
тописи сделаны из неё выписки, раскрывающие суть её идеологии,
и подчёркнуты полуфразы, ясно говорящие сами за себя.
«Второзаконие.
Глава 6.
4. Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть.
5. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всеми
силами твоими.
6. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в
сердце твоём.
7. И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоём
и идя дорогою, и ложась, и вставая...
10. Когда же введёт Господь, Бог твой, в ту землю, которую он
клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с больши
ми и хорошими городами, КОТОРЫХ ТЫ НЕ СТРОИЛ.
11. И с домами, наполненными всяким добром, КОТОРЫХ ТЫ
НЕ НАПОЛНЯЛ, и с колодезями, высеченными из камня, КОТОРЫХ
ТЫ НЕ ВЫСЕКАЛ, с виноградниками и маслинами, КОТОРЫХ ТЫ
НЕ САЖАЛ, и БУДЕШЬ ЕСТЬ И НАСЫЩАТЬСЯ:
12. Тогда берегись, чтобы не забыл ты Господа, который вывел
тебя из земли Египетской, из дома рабства твоего.
13. ГОСПОДА, БОГА ТВОЕГО, БОЙСЯ И ЕМУ ОДНОМУ СЛУ
ЖИ, и его именем клянись.
14. Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые
будут вокруг вас,
15. Ибо Господь, Бог твой, который среди тебя, ЕСТЬ РЕВНИ
ТЕЛЬ: ЧТОБЫ НЕ ВОСПЛАМЕНИЛСЯ ГНЕВ ГОСПОДА, БОГА ТВО
ЕГО, НА ТЕБЯ И НЕ ИСТРЕБИЛ ОН ТЕБЯ С ЛИЦА ЗЕМЛИ...
Гпава 7.
1. Когда введёт тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты
идёшь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные
народы, Хаттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев
и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя.
2. И предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их: ТОГДА
ПРЕДАЙ ИХ ЗАКЛАНИЮ, НЕ ВСТУПАЙ С НИМИ В СОЮЗ И НЕ
ЩАДИ ИХ...
6. Ибо ты НАРОД СВЯТЫЙ у Господа, Бога твоего; ТЕБЯ ИЗ
БРАЛ ГОСПОДЬ, БОГ ТВОЙ, ЧТОБЫ ТЫ БЫЛ СОБСТВЕННЫМ ЕГО
НАРОДОМ ИЗ ВСЕХ НАРОДОВ, КОТОРЫЕ НА ЗЕМЛЕ...
11. Итак, соблюдай заповеди и постановления, и законы, кото
рые сегодня заповедую тебе исполнять...
16. И ИСТРЕБИШЬ ВСЕ НАРОДЫ, КОТОРЫЕ ГОСПОДЬ, БОГ
41 ТВОЙ, ДАЁТ ТЕБЕ; ДА НЕ ПОЩАДИТ ИХ ГЛАЗ ТВОЙ...
Новый Завет. Евангелие от Матфея.
Глава 15.
22. И вот, женщина Хананеянка, вышедши из тех мест, кричала
Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь моя жестоко бес
нуется.
23. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступивши,
просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
24. Он же сказал в ответ: Я ПРИШЁЛ ТОЛЬКО К ПОГИБШИМ
ОВЦАМ ДОМА ИЗРАИЛЯ.
25. А она, подошедши, кланялась ему и говорила: Господи!
Помоги мне.
26. Он же сказал в ответ: НЕХОРОШО ВЗЯТЬ ХЛЕБ У ДЕТЕЙ
И БРОСИТЬ ПСАМ...»
Подчеркнув главное, летописец никаких комментариев к этим
свом выпискам из Библии не дал. Сообщил только двумя словами
для не знающих: «Хананеяне-слов'яни».
Переписчик и редактор Начальной летописи игумен Сильвестр,
оставив слова о городах Ярослава на Роси, очевидно полагал, что,
охотно приняв власть над собою Владимира Мономаха (почему, чи
татель узнает из романа) и примирившись с переименованием Ро-
сина в Корсунь, а Градижа - в Богуславль, чуждые россичам новые
наименования которых нанёс на геграфическую карту Ярослав, рос
сичи, 135 лет насмерть стоявшие против крестителя Руси Владими
ра Первого и его кровавых последователей, теперь отпадут и от сво
его «язычества», и перестанут вести собственные летописи, после
чего потомки их со временем начнут думать, что Ярослав-де, не
разрушал, а и вправду строил города на Роси. Этого, однако, не про
изошло. Не Мудрым, а Кровавым остался в памяти россичей зиж
дитель величественной киевской Софии хромой Ярослав, как и отец
его Владимир, воспитанный в иудействе горбоносый ряженый хаза
рин (здесь не голословен я, книга моя представит читателю убеди
тельные доказательства). Тот, креститель, пьянством, развратом,
идолами и дымом ладана одурманивать Русь начавший, разрушил
своей хазарской хитростью Голунь. Хромец, едва удержавшийся на
княжестве с помощью дяди своего рабби Малкинда, правившего
Новгородом под именем Константина Добрынина два года, 1032 и
1033, которые обозначены в Начальной летописи двумя фразами:
«Ярослав начал ставить города на Роси» и «Мстислав Евстафий
помер», с наёмною ордою печенегов, варягами, косогами и черни
говской дружиной умиравшего брата своего Мстислава, который
зарезал косожского князя Редедю и по их договорённости перед
поединком стал властвовать над косогами. Оба осаждали Родэнь.
42 Взял его Ярослав в сотни раз превосходящими силами только пото
му, что не было у россичей никакой возможности доставлять своим
собратьям провиант, и в крепости начался великий мор.
«И пал тогда Родэнь, - повествует летописец россичей, - ббли-
тый со всех сторон горящей смолой. Что было деревянным, то всё
сгорело, а камни хромец в возы велел собрать, увезти от Роси и по
полям разбросать не ближе, как по версте камень от камня. И не
уцелело из родничан никого, помершие от мора и живые ещё, но
ослабшие сильно в пожарище вместе с деревом сгорели. Росин же
и Градиж за те два года успели подготовиться таким порядком, что
ни хромцу, ни иным вы****кам его, сколько б рати они ни собрали,
не взять уже».
Это кажется невероятным, но нечто подобное, даже, пожалуй,
более героическое повторилось в нашем XX веке. То самое село
Медвин, которое возникло на месте бывшей столицы Руси Голуни, в
марте 1917 года создало свою республику, не желавшую призна
вать ни Временного правительства, ни Центральную Раду, ни бе
лых, ни красных, ни серо-буро-малиновых. Одно-единственное село
Богуславщины держало круговую оборону почти четыре года. Толь
ко в феврале 1921 года Медвинскую республику наконец одолела
прославленная на полях гражданской войны 17-я кавалерийская
дивизия Котовского, да и то после неумолчной артподготовки, кото
рая продолжалась без малого полтора месяца.
Поэтому я и хочу ещё немного задержать внимание читателя
на истории Богуславщины и в частности моего родного села Мисай-
ловки, которая в таком, казалось бы, ограниченном мире, как один
сельский район, занимает, подобно Медвину, место совершенно осо
бенное. Но предварительно оговорюсь.
Понятно, мы - украинцы, но чаще называем себя россичами,
однако отнюдь не противопоставляя себя этим остальному своему
народу и не чураясь его соловьиной мовы, ни самобытной культуры.
Но в то же время слова Михаилы Ломоносова о «коломбах россов»
звучат для нас не просто высоким поэтическим штилем. Мы всегда
помнили и помним себя, повторю, россичами, и у нас есть все осно
вания, чтобы гордиться этим и кровными братьями своими: гордо
стойкими гуцулами, которыми нередко незаслуженно пренебрегают
на Украине, новгородцами и псковичами, поморами и архангельца-
ми, волгожанами и владимирцами... Несть им числа на Руси Вели
кой.
И если лидер шумного ныне на Украине «Руха» Иван Драч, пре
красный поэт, но наивный, не в обиду будь ему сказано, политик
романтически тоскует сегодня на газетных полосах о воссоздании
Литовского княжества в образе независимой федерации в составе
Украины, Белоруссии и Литвы под державной эгидой последней,
43 поскольку Украина, дескать, в центре Европы, а Литва - очень уж
по-европейски пригожа госпожа, то я сомневаюсь, что мои земляки
на берегах Роси разделяют его тоску, хоть ему и кажется, будто он
изъявляет сокровенные чаяния украинского народа. Не знаете вы,
мил-человек Иван Федотович, истории россичей, а ее, как извест
но, заново не переделаешь - напрасно старались киевские лето
писцы задним числом причесать её поглаже. Якобы выделил киевс
кий князь Рюрик Ростиславович Поросье и Каневщину в удел зятю
своему Роману, а потом в 1195 году с его, Романа, согласия переда
рил пять тех городов свату своему Всеволоду Юрьевичу, князю вла-
димирско-суздальскому, а тот вернул один из городов - Торчский -
сыну Рюрика Ростиславу; в остальные же четыре - Корсунь, Богус-
лавль, Треполь и Канев - послал своих посадников.
Странная получается картина: где Поросье, а где Владимирс-
ко-Суздальская земля, и вдруг- посадники Всеволода Большое Гнез
до? В нынешней Киевской области.
Кто же из литераторов первый обратил внимание на эту стран
ность, теперь трудно сказать, давно пошло гулять в литературе, будто
Рюрик Ростиславович не подарил Всеволоду Юрьевичу, а продал
ему не всё Поросье с Каневщиной, а только город Богуслав и 30
прилегающих к нему сёл. Так вроде получается более убедительно,
но, если не ошибаюсь, кажется, ещё Фёдор Достоевский заметил,
что истинная правда настолько бывает невероятной, что, дабы по
верили в неё, к ней приходится прибавлять порой изрядно лжи.
Между тем, очевидно, сама того не подозревая, часть правды
очень точно выразила русская писательница Мария Александровна
Вилинская, долгое время жившая в соседнем с Богуславом селе
Хохитва и ставшая известной как классик украинской литературы
под именем Марко Вовчок. «О, милая Рось и твои зелёные берега, -
писала она в одном из своих писем из Парижа, - как легко там ды
шалось! За одну веточку чебреца, выросшего над Росью, я отдала
бы не знаю что».
Наши пращуры, выбиравшие место для столицы своего госу
дарства Голуни в докиевские времена, толк в этом деле понимали.
Сейчас, конечно, когда Богуславщина пострадала от ядерной Чер
нобыльской катастрофы не меньше других районов Украины и Бе
лоруссии, былую свою цену она надолго утратила, но если учесть,
что речь идёт о XII веке, картину мы получим совсем иную. Даже на
моей памяти Поросье и особенно Богуславщина, хотя изрядно и
пострадали от бездумной колхозной бесхозяйственности и от вой
ны Великой Отечественной, сохраняли ещё немало от первоздан
ного своего облика такого, что не шло в сравнение и со знаменитой
Швейцарией, осмотреть которую мне представлялась возможность
весьма обстоятельно. Ну, разумеется, Швейцария есть Швейцария,
44 не признать земного рая по-швейцарски нельзя, да уж больно он
рукотворный, а матушку Природу, как ни исхитряйся, не переплю
нешь. И с практической точки зрения по своим естественным ресур
сам конкуренции с Богуславщиной Швейцария никак бы не выдер
жала. Всё, что дала Природа ей, даровала она и Богуславщине: горы,
леса, то тишайшая, то бурная на перекатах река с множеством при
текающих к ней речушек, лесные озёрка, родники целебные - всего
не меньше, чем в Швейцарии. А вот раздольных таких угодий, па-
шень да сенокосных лугов с раскиданными по ним купами богатырь-
лозы там не увидишь. И с садами поскуднее. Швейцария перед
Богуславщиной только виноградниками может похвалиться.
Так вот, Роман, зять киевского великого князи Рюрика Ростис
лавовича, приняв от тестя столь щедрый подарок, с придачей всего
остального Поросья и соседней Каневщины, надумал приданное
супруги своей использовать в качестве звонкой монеты для приоб
ретения оказавшегося бесхозным в ту пору Галичского королевства.
Для этого ему прежде всего было нужно заручиться поддержкой ки
евского митрополита Никифора, чтобы тот в случае чего похлопо
тал за него перед тестем, ибо в обмен на корону Галича замыслил
он самое сердце Южной Руси расколоть на куски. А кому получить
ту корону, зависело тогда от трёх владык: короля венгерского Белы,
цесаря германского Фридриха Барбароссы и князя польского Кази
мира Справедливого. Но прежде чем провернуть всю операцию,
требовалось, как я уже сказал, заручиться благословением митро
полита Никифора, которое он готов был дать за дарование Медвина
под монастырь. Сам же Богуслав с остальными его сёлами запра
шивал Казимир. Король Бела, чей сын Андрей также претендовал
на Галичское королевство, счёл за более выгодное предприятие по
садить его в Корсунь, с придачей ему на Роси Торска, а на Днепре -
Канева. Таким образом под самым Киевом возникло бы ещё одно
венгерское королевство, что было куда выгоднее, чем иметь его хоть
и большим по размеру, но сопредельным. Ведь Роман в Галиче хо
тел бы того или нет, но вассалом Венгрии всё равно бы стал. А вот
чина сына Андрея под Киевом сулила заманчивую перспективу даль
нейшего венгерского проникновения на Руси. Ну, а германец Барба
росса за содействие начертанным планам со своей стороны пред
почитал получить от Казимира, собравшегося на Богуславщину, в
состав которой, кроме Медвина, входило ещё 29 сёл, кусок Запад
ной Польши.
Одного не учли ни Роман с митрополитом Никифором, ни три
западных монарха - того, что россичи по своей натуре государствен
ники и не мыслили они Отечество на этакую распродажу чужестран
цам. Потому и восстали они против Романа, отрядив одновременно
45 послов в Суздаль к Всеволоду Большое Гнездо: мы-де отдались под
руку деда твоего Владимира Мономаха, русича, призванного на зо
лотой стол в Киев русичами, когда помер последний из восьми кня
живших в Киеве хазаринов, тот крестившийся в Святополка мздои
мец, коим самим правила иудейская его прелюбодейка Дебора, при
рисовавшая ему на великокняжеской печати ангельские крылья (см.
рис. - А.И.), а ты, Всеволоде, ноне старший из Мономаховичей, то
на тебя и падёт вина за раздробление Руси средь
чужинцев, если не возьмёшь и ты, как дед твой, под
свою руку Поросье; и Канев просится, иначе быть
ему под уграми: митрополит Никифор выгоду ищет
в соседстве с олатинившимся лядским Казимиром,
а брат твой, Рюрик Ростиславович мегкотел, на по
водке краснобайства Никифоровогоходит.
Да собрали подарки богатые - князю Всеволоде особо и на
случай, ежели Роман или Рюрик Ростиславоич за Поросье и волость
Каневскую откупную востребует, - тоже особо: двенадцать возов
майна (добра) всякого, да кожаный мешок гривен золотых, да три
сорока сороков выверец (горностаев), да кун (куниц) три же сорока
сороков. Ещё обязались на свой кошт поставить в городах Поросья
храмы православные, ежели князю Всеволоду то угодно будет и служ
бу в тех храмах по отеческому чину проводить станут, как Мономах
старый указывал, а не по византийскому противному русичам и для
государства вредному, который Владимиром-хазариным был насаж
дён; в Каневе же храм таковой прежде возвели. А дань за крепкую
руку княжескую россичи и каневцы платить согласны, какую князь
Всеволод назначит, и посадников его содержать также согласны,
ежели те посадники своевольничать не вздумают да на учение рос
сичей посягать не станут, кроме как кто из россичей сам доброхотно
в христианы крестится пожелает, и грамотой княжеской то всё на
добно закрепить.
Так Поросье с Каневщиной стали в 1195 году частью будущей
Великороссии, за исключением города Торчска, который великий
князь Всеволод Юрьевич своей волей зятю своему Ростиславу от
писал, сыну Рюрика, а тот, Ростислав, также своей волей Торчск в
Белую Церковь переименовал и храм там православный по жела
нию отца своего Рюрика Ростиславовича и митрополита Никифора
воздвиг.
Вот как оно было в действительности. Не Рюрик Ростиславо
вич продал россичей Всеволоду Большое Гнездо, а сами россичи с
каневцами выкупили себя, отдавшись под руку Всеволода и тем обес
печив себе вольность, Богуславщина - более чем на пять веков, не
считая 135 лет противоборства с ряжеными хазаринами от Влади
мира Первого до Святополка Изяславовича. Потому ей, Богуслав-
46 щине, и Переяславская рада была ни к чему, незачем ей было вос
соединяться с Русью, ибо никогда она из неё не выходила. И память
её предшествующих четырёх тысячелетий сберегла. Только нашим
историкам, видно, рассказывать об этом никак не с руки, ибо многое
в их храминах исторических рухнет тогда, как песочные крепости-
цы, которые ребятишки, играя на пляжах, сооружают.
Грамоту Всеволода Большое Гнездо, дарованную россичам,
подтверждали затем и сыновья его Григорий, Константин, второй
Григорий, и Юрий, тоже бывшие великими князьями владимирскими
и суздальскими. А после, в 1239 году, на Киевскую Русь батыева
орда пришла, разорившая почти все города дотла, только Богуслав
и устоял против ордынцев, как Новгород в Северной Руси. Потом, в
1320 году, южные русичи, побратавшись с литовцами, прогнали ор
дынцев под верховенством князя литовского Гедемина, который и
положил конец Киевской Руси, образовав великое княжество Литов
ское, поглотившее вместе с кривичами и Лядской землёй и всю
Южную Русь, кроме Богуславщины. Не покорился Богуслав Гедеми-
ну, так как не считал себя обязанным ему ничем. Но это не помеша
ло богуславчанам в 1380 году войти в согласие с его обрусевшим
внуком князем Дмитрием Боброк-Волынским, изъявившим желание
идти на подмогу московскому князю Дмитрию Ивановичу против орды
Мамая, для чего сему Дмитрию Боброк-Волынскому полк свой 10-
тысячный дал с воеводою Родославом Щупиком, велев ему, однако,
у Боброк-Волынского подвоеводою быть, поскольку тот князь. Когда
же на Куликовом Мамая побили, Великий князь Дмитрий Иванович,
прозванный теперь Донским, стем Родославом Щупиком новую гра
моту богуславчанам прислал, в точности подтверждавшую перво
начальные грамоты Всеволода Большое Гнездо и его сыновей, за
исключением того, что прочие города Поросья с Каневом отпали ещё
при Гедемине.
С той поры Богуслав опять сам по себе своею управою жил, а
посадников-князей и царей московских держали, абы ляхи на Бо-
гуславщину не покушались.
Этим, кстати, и объясняется то обстоятельство, может быть,
на первый глаз удивительное, почему во время освободительной
войны украинского народа под предводительством Богдана Хмель
ницкого Богуслав нейтральным оставался. А удивительного ничего
нет. Во-первых, политика Хмельницкого долго не вполне ясной была.
Будто просился под руку царя Алексея Михайловича, а сам между
тем в союз с крымчаками вступал и с турками да шведами перегово
ры вёл. И царь вёл себя неопределённо, пока ляхи польской коро
ной его соблазняли. С другой стороны, Богдан, очевидно, и не хотел
богуславчан в войну втягивать, нейтральный Богуслав ему больше
подходил как город, на который ляхи поднять оружие не осмелива-
47 лись из-за опасений московского царя, а его, Богдана, принимали
здесь охотно, в трудный момент здесь отсидеться было возможно и
с силами собраться.
Именно как убежищем Хмельницкий и воспользовался Богус-
лавом в 1651 году, когда, заподозренный в измене, едва не лишился
жизни от своих же казаков.
Во второй раз он приезжал сюда в начале 1654 года для встре
чи с патриархом антиохийским Макарием, который направлялся в
Москву и останавливался в Богуславе, чтобы освятить давно гото
вый к тому времени обещанный Всеволоду Большое Гнездо право
славны храм, так как высшие киевские иерархи знаться с богопро
тивными богуславчанами не желали, а патриарху Всея Руси Никону
ехать в Богуслав, видно, было недосуг, либо донесли ему, что на
далёкой от Москвы Богуславщине вести о его нововведениях вы
зывали ропот.
В большинстве своём «язычников», богуславчан, казалось бы,
патриаршьи реформы Никона, послужившие причиной церковного
раскола, не должны были волновать. Однако я говорил уже, что рос
сичи по природе своей государственники, а Никон посягал как раз
надела государственные, сначала отменив реформированное Вла
димиром Мономахом ромейское христианство в отечественное пра
вославие, патриотическое по своему содержанию и потому отвечав
шее интересам Руси, а затем по византийскому примеру объявив,
что «священство выше царства». Это и вызвало на Богуславщине
ропот. В Богуславе недоумевали, как это царь Алексей Михайлович,
находясь в здравом расположении ума, не видит, что сей мордвин
Никита Минов, став патриархом Никоном, вознамерился подмять
под себя всю Русь.
Хмельницкий же, встретившись в Богуславе с патриархом ан
тиохийским Макарием, отрядил вмести с ним в Москву послов от
дельно к царю и отдельно к Никону, чем вызвал у богуславчан нема
лое подозрение в своём двоедушии, а стало быть и неискренности,
чему спустя год суждено было подтвердиться самым неожиданным
для богуславчан образом.
Не вдаваясь в подробности, официальные хроники скупо со
общают, что в третий раз Богдан Хмельницкий посетил Богуслав в
1655 году и приписал его к Корсунскому полку. Так с упованием на
беспамятство людское и фальсифицируется история. Для этого нео
бязательно врать напрямую, достаточно умолчания и некоторой кор
ректировки информации.
На самом деле после освобождения от польской шляхты рус
ско-украинскими войсками Галичины под командованием Богдана
Хмельницкого и бывшего царского посла на Переяславской Раде
Василия Васильевича Бутурлина Хмельницкий явился в 1655 году в
48 Богуслав с полусотней казаков и несколькими старшинами, чтобы
объявить всю Богуславщину своей личной вотчиной, то есть всех
богуславчан и жителей 30 сёл Богуславщины сделать своими кре
постными. При этом он ссылался на так называемые Мартовские
Статьи, подписанные в Москве 23 марта - 6 апреля 1654 года, по
которым за Украиной закреплялась полная автономия и определя
лось ей 60 тысяч реестровых, то есть военнослужащих и потому
вольных казаков. А поскольку на Богуславщине таковых не имелось,
то Хмельницкий и решил приписать её к своему преторианскому
Корсунскому полку как собственных холопьев. Но в таком случае в
Мартовских Статьях относительно Богуславщины должна была быть
хотя бы какая-то оговорка, отменяющая грамоту царя Алексея Ми
хайловича, которой он при восшествии на престол в 1645 году под
твердил, как и все его предшественники, статус Богуславщины, да
рованной ей великим князем владимиро-суздальским Всеволодом
Юрьевичем Большое Гнездо на основании расписки великого кня
зя, тоже великого, Рюрика Ростиславовича, что он-де получил от
великого князя владимиро-суздальского Всеволода III Юрьевича
означенную сумму золотыми гривнами, выверицами, кунами и про
чим майном в выкуп за Поросье и Каневщину, почему и обязуется,
что он сам и наследники его, за которых он настоящим ручатель-
ствует, впредь на упомянутые волости не претендовать, а считать
их принадлежащими княжеству Владимирско-Суздальскому.
Никаких оговорок, однако, в Мартовских Статьях предъявить
богуславчанам Богдан Хмельницкий не смог, и те из города его со
всей гетманской свитой попросту выгнали, произнося и выкрикивая
при том слова, которые приводить здесь не годится. Догадливый
читатель и так поймёт.
Но всё же верно говорится: пришла беда - отворяй ворота,
может, и не сразу настежь.
Теперь все признают Богдана Хмельницкого гениальным пол
ководцем, сравнивая его только с Александром Македонским. Ни
Ганнибал, ни Наполеон ему не ровня. В нём одном воплотился ге
ний всего запорожского казачества. А те неприятеля не считали.
Пусть числом своим и в десятеро превосходил их, пусть весь в латы
закован был, а они, голопузые, с пистолями, да с кривыми турецки
ми ятаганами всё равно в атаку шли и непременно побеждали. При
Жёлтых Водах в 1648 году польско-немецкие латники, пожалуй, и
более чем в десятеро превосходили их, если учесть к тому же гро
мадное количество пушек у тех против казацких пукалок, а всё же
жалкая горсточка ляхов уцелела, те, которые в плен поспешили
сдаться. И с наёмными их германцами то же самое произошло. В
том же году так и под Корсунем да Пилявой повторилось, а затем и
во многих других битвах. И хотя пьянством загульным запорожцы
49 тоже славились, но они же перед походом или битвой за пьянство
смертью карали. В зимних походах водкой только коней поили, что
бы меньше корма на них навьючивать, водка-то калорийнее овса, и
лошадь на морозе, когда спит, не мёрзнет.
В пух и прах казалась разбитой чванная Речь Посполитая, все
продиктованные ей условия для мира приняла, но умер в 1657 году
Хмель и, возможно, от одного сознания этого факта воспряла шлях
та, посунула вновь на Украину с Россией. Десять лет с переменным
успехом продолжались баталии, однако понял царь Алексей Михай
лович: не одолеть ему гонористых ляхов. Пришлось в 1667 году зак
лючить так называемое Андрусское перемирие на тринадцать с
половиною лет, по которому за Россией оставался Смоленск и Се-
верская земля, которых издавна добивалась Речь Посполитая, а
Украину поделили по Днепру, к Польше отошло всё Правобережье,
кроме Киева. Для Богуславщины, к сожалению, такого «кроме» сде
лано не было. Впервые за последние 372 года Богуслав утратил,
как бы теперь сказали, статус подмандатной территории Северо-
Восточной Руси, а вместе с ним и свою вольность. Обидно, но бо-
гуславчане царя Алексея Михайловича понимали, на его месте вся
кий здравый человек так бы и поступил, ежели смотреть на вещи с
позиций государственных интересов: Смоленск - ворота к Москве,
Северская же земля граничит со Смоленщиной. А что Богуславщи
на? Тут выбор ясен, царь в его положение принял решение един
ственно верное. И то спасибо, выторговал для Правобережной Ук
раины наказное гетманство со своим реестровым казачеством, а
это уже надежду подавало, и не малую, тем более, что в наказные
гетманы казакам удалось протащить Самийла Ивановича Самуся,
дед которого когда-то из Богуслава в Переявлавль переселился,
однако характером Самуси оставались богуславчанами, такими же
гордыми духом государственниками. Не случайно Самийло Ивано
вич своей резиденцией сразу же избрал Богуслав. И дружка своего
закадычного с собой привёл.
А дружил Симайло Самусь со знаменитым Семёном Палием,
который воинскими талантами едва ли не самому Хмелю был под-
стать. Потому эта дружба сильно и обеспокоила ляхов. Придраться
к нему Палий повода им пока не давал, так их послы при московс
ком дворе ухитрились как-то оболгать его перед царевной Софьей
Алексеевной, будто он крамолу какую-то против России замышлял.
Правительница-царевна и вызвала Семёна в Москву да, не поже
лав и выслушать его, приказала ни в чём не повинного перед Рос
сией сослать в Сибирь. Заступиться же за него Самусь никак не
смог, не захотела сестрица будущего императора Петра I даже при
нять его, когда он нарочно по этому делу приехал в Москву. И остал
ся Самусь таким образом без надёжнейшего соратника. А сам он в
50 военном деле не больно мастаком был, и то сознавал.
Потом в 1699 году Польша заключила мир с Туреччиной, вос
пользовавшись которым польский сейм принял решение о ликвида
ции украийского казачества в Киевском и Брацлавском воеводствах,
а значит, ликвидации подлежало и наказное гетманство. Все клей-
ноды - булаву, бунчук и печать - у Самуся не замедлили отобрать.
Но говорю же я, хоть и родился Самийло Иванович в Переяславле и
крещёным был, но богуславский дух из него и в третьем колене не
выветрился.
По веками выработанным мировым нормам в случае необхо
димости в армию может быть мобилизовано десять процентов от
общего населения страны. Значит, согласно ревизным книгам того
времени, Богуславщина могла выставить около 20 тысяч воинов.
Но обычно она обходилась полком численностью в 10 тысяч, как
полностью укомплектованная дивизия времён Великой Отечествен
ной войны. Однако надо учесть, что это были богуславчане, пращу
ров которых не смогла одолеть орда Батыя, и тогда арифметика
получится совсем иная. Хотя постоянную воинскую службу в мир
ное время в теперешнем понимании этого слова никто не нёс, все
жили по домам и собирались в известном месте с оружием, которое
всегда было наготове по первому зову старшин.
Лишившись гетманской булавы, Самусь предложил богуслав
чанам свои услуги в качестве полковника. Долго объяснять свои
намерения ему не пришлось. Сейчас, когда Богуславщина формаль
но к Московскому царству не принадлежала и потому не обязана
была придерживаться его перемирия с Речью Посполитой, начать
восстание против польской шляхты ей ничто не мешало и сделать
это более организованно, чем она, имевшая около четырёх веков
самоуправления и в общей сложности почти три века самообороны,
никто иной не мог. А в том, что её поддержит вся Правобережная
Украина, сомневаться не приходилось. После упразднения казаче
ства в Киевском и Брацлавском воеводствах ненависть к польской
шляхте стала безмерной, ибо это значило, что испокон веков воль
ные казаки отныне должны превратиться в крепостных холопьев.
Самусь не ошибся. К Богуславу немедленно присоединились
Корсунь и Лысянка, а затем и вся остальная Правобережная Украи
на. Началась новая освободительная война украинского народа,
известная в истории как первая Колиивщина. Но я не к тому веду.
В это самое время шла также русско-шведская война, и похо
же было, что Карп XII брал верх, а гетман Левобережной Украины,
входившей в состав российского государства, Иван Мазепа в помо
щи Петру I вдруг отказал, нейтралитет объявил. Но что значит нейт
ралитет в подобной обстановке? Явная измена тому, кто осыпал его
царскими милостями и даже безвинную голову Кочубея на плаху ему
51 отдал.
Пишу эти строки, наперёд зная, что сегодня на Украине они
многим не понравятся, поскольку Мазепа теперь по всем статьям
реабилитирован и возведён в ранг чуть ли не большего народного
героя, чем прежде Богдан Хмельницкий. Печатаются и его сенти
ментальные вирши, которые выдаются за образцы поэтической ли
рики, как присной памяти китайского Мао. Но это уже по-нашему, по-
украински, мы без крайностей никак не можем, особенно когда на
дворе такой «гуляй-не-хочу» плюрализм. Вчерашний корыстолюбец
и натуральнейший предатель враз обожаемым героем делается, а
на которого молилися вчера, как на икону, - наоборот. Не пойму только
что-то, как при этаком вольномыслии до сих пор остаются преслав-
ными два иудея Александр Корнейчук и Микола Бажан, загубившие
сотни жизней лучших украинских деятелей науки, литературы и ис
кусства, обрушив на них в 1947 году, когда Лазарь Каганович во вто
рой раз стал первым секретарём ЦК Компартии Украины, свои смер
тоносные дубины украинского «буржуазного национализма», несмот
ря на то, что во всей нашей стране, в том числе и на Украине, к тому
времени со всякой буржуазией давно было покончено. Хоть бери да
публикуй их, то есть Корнейчука и Бажана, доносы в МГБ СССР.
А вот что касается первой и второй действительно преславных
колиивщины, тут, как и в прежние времена, наблюдается во всех
взглядах поразительное единообразие. Никогда не писалось офи
циально и не произносилось вслух прилюдно, что оба восстания
начинали и составляли их основную силу богуславчане. О двух ге
роях второй колиивщины, Иване Гонте и Максиме Железняке, гово
рится и пишется много, хорошо и звучно, а вот Славомира Грача,
прозванного Щуляком, то есть Коршуном, который после гибели Гон-
ты и Железняка ещё двенадцать лет наводил ужас на польских па
нов, оставаясь со своими молодцами неуловимым, вроде бы и вов
се не было, ибо опять-таки из тех же богуславчан, еретиков и зло
стных сепаратистов, не пожелавших гуртом со всем народом в Ве
ликое княжество Литовское войти, будто их Владимиро-Суздальщи-
на ещё не под ордынцами тогда была... Чу, теперь Славомира Щу-
ляка вспомнят обязательно, скажут, вот, мол, своим пра-пра-праде-
дом выхваляется.
Я, конечно, не виноват, что Шуляк тот мне в прямом смысле
пращуром приходится, как нет никакой моей заслуги и в том, что он
вправду славнейшим народным мстителем был. Это понятно, но
таков уж наш украинский характер: если с какого-то боку свой, тем
более родич, лучше помалкивать о нём, иначе-де «кырпу гнэш», то
бишь нос задираешь.
Но это так, чтобы понятней были некоторые наши национальные
особенности. Как говорил Шиллер: «О своём народе я знаю всё и
52 всё скажу, но, чужестранец, не приведи тебя Господь повторить мне
те мои слова». За то и люб мне Шиллер, как наши Пушкин и Шев
ченко, другими словами, но то же сказавшие о том же.
Узнав о нашествии Шведов в самый разгар сражения с ляхами
под Винницей, богуславский полк взволновался. Самусь погнал хлоп
цев с письмом к царю Петру. Был, мол, такой Семён Палий, вояка
знатный, которого сестрица твоя, государь, Софья Алексеевна, по
наговору послов лядских безвинно в Сибирь упекла. А про лучшего
прорывщика передовых неприятельских линий, по совести говоря,
и думать непристойно. Такты, государь, будь любезен, распорядись
сыскать его, коли жив ещё, доброго командира нам дашь. А мы тут
ляхов малось саблями пока пощекочем, потом, когда Палий сыщет
ся, скорым маршем к тебе. Карла шведский, слышно, для генераль
ного сражения к Полтаве направляется, так и мы там с тобой встре
тимся. В сю пору нас здесь 10 тысяч, но придём с двадцатью, удво
им полк богуславский. Может слыхал о таком от батюшки своего
Алексея Михайловича? Токо насчёт Семёна Палия уж расстарайся,
не пожалеешь, разобьём Карлу всенепременно. А после и с ляхами
управимся, никуда эти не денутся, соседи или гости, до крайности
оголтевшие, хозяевами себя в чужом дому возомня, - без кухля хотя
бы пива не разберёшь.
И, как полагается, руку к сему приложил полковник богуславс
кий Самусь.
Дальше даю слово свидетелю Полтавской битвы архиеписко
пу белорусскому Георгию Конисскому- автору «Истории руссов или
Малой России». Цитирую по украинскому академическому изданию
«Укратська лггература XYIII ст.», Киев, 1983, стр. 620-621:
«Обе армии собрались в Полтаве в июне месяце и расположи
лись одна в виду другой, укрепив себя шанцами и другими нужными
окопами. Армия российская состояла из 76 000 и в том числе мало
российских отборных войск, оставшихся от командирования про
чих к прикрытию границ, было 20 000 под командою генеральных
старшин и прежде бывшего наказного гетмана Заднепровского, Се
мёна Палия, сысканного из сибирского заточения, который, быв
отлично искусен в наездах и разорвании соединённых фронтов,
много поспособствовал к победе. Шведская армия немногим пре
восходила 20 000 да и Мазепинских войск, собравшихся к нему из
расквартированных компанейцев и сердюков не более одной тыся
чи; но они с самим Мазепою во всякое время оставались при обозах
своих и шведских, уклонялись всегда от сражений с россиянами и
содержа против них самый строгий нейтралитет, выговоренный Ма
зепою у короля шведского и объявленный в декларациях его во всей
Малороссии... Наконец, в 27 день июня 1709 года совершилось то
сражение, которое решило судьбу России и Швеции, удивило Евро-
53 пу и сделало перелом в политике держав и в жребии королей. Сра
жение сие начали шведы на самом рассвете и конницею своею на
пали на регулярную конницу российскую и прогнали ее за шансы.
Но начальник козацкий Палий, с козаками своими, напав тогда на
шведов в тыл и на флангах их фронтов и прорвавшись в интервалы,
сделал великое им поражение копьями и из ружьев, отчего они, сме
шавшись, побежали к своим шансам и потеряли генерала своего
Шлипенбаха, взятого в плен. Козаки, преследуя шведов до их шан
цев, провели позади себя сильную колонну пехоты российской под
командою генерала Меньшикова, и она, напав на шанцы шведские
и сделав сильный залп из пушек и ружьев, увалилась в них штыка
ми и погнала шведов во все стороны. Таким образом обовладели
шанцами и взяли в плен командовавшего ими генерала Розена со
многими офицерами и рядовыми. Шведы после сего собрались и
построились вновь между шанцами и обозами своими на открытом
поле и ожидали нападения россиян. Государь выстроил и свои вой
ска против шведских, поставив в середине пехоту и артиллерию, а
по флангам конницу. Сражение возобновилось: пальба продолжа
лась с обеих сторон более трёх часов; наконец шведы, не имев ар
тиллерии и претерпев от россиян великий урон, показали во фланге
своём многие интервалы или пустоту, а Палий, сие приметя, тотчас
ворвался в них козаками и произвёл всеобщее замешательство в
неприятеле...».
Замечу здесь между прочим, что приписанная Петру Первому
и разыгранная затем в кино по существу постыдная для россиян
сцена, когда российский император всерьёз благодарит шведов за
науку воевать, продиктована, видимо, соображениями и чувствами
так называемых «западников», взиравших и поныне взирающих из
России на Россию либо с Эйфелевой башни, либо с той стороны
Атлантического океана. По свидетельству очевидца, Пётр действи
тельно принял пленных шведских военачальников любезно, однако
никаких благодарственных слов им не высказывал. Да и невозмож
но себе представить, чтобы император России, знавший Александ
ра Невского и Дмитрия Донского, при всех своих несомненных сим
патиях к Европе вдруг воспылал благодарностью за военную науку
к шведам. Из войны с ними он, разумеется, извлёк определённые
уроки, но для преклонения перед поверженным противником у него
не было никакого повода. И не таков он был, чтобы, разгромив «не
победимого» Карла XII, враз умом повредиться, забыть о собствен
ном достоинстве, а значит, и своей державы, кою он воплощал в
себе.
Столь же нелепое соображение навязали и навязывают нам те
самые «западники», будто Пётр «прорубил окно в Европу». Русь
многими нитями была связана со всем миром, не исключая и Евро-
54 пу, издревле, о чём красноречиво говорит дипломатия всех предше
ственников Петра и хотя бы такой, к примеру, любопытный, но не
освещаемый нашими историками факт, что в большинстве европей
ских армий до Петра военными хирургами и лекарями служили рос
сияне. Или такая ещё небезынтересная деталь, никак не попадаю
щая в поле зрения наших историков: перенимать опыт по выведе
нию племенного скота, гибридизации и акклиматизации теплолюби
вых растений на сельскохозяйственную ферму царя Алексея Ми
хайловича приезжали в подмосковное Измайлово специалисты из
большинства стран Европы, в том числе из Англии, Италии и Фран
ции.
Другое дело, что после своей продолжительной поездки в Ев
ропу Пётр с психологически вполне объяснимым юношеским пы
лом многое в России принялся корёжить на европейский лад. Но
все его великие реформы, которым неизменно сопутствовали ве
ликие же жестокости и самодурство, отнюдь не доказывают, что оте
чественный путь развития страны и её самобытность, бережно хра
нимая отцом молодого реформатора Алексеем Михайловичем, ни
куда не годились. Каким же тогда, спрашивается, манером Россия,
пребывавшая якобы в этакой закостенелости и невежестве, задол
го до Петра взошла на берега Восточного океана?
Свидетельство о публикации №110051507350