Терещенко Быт русского народа Бани

А. В. Терещенко Быт русского народа  Бани

Бани  (с.127)

С незапамятных времен употребляли на Востоке ванны. В Греции и Риме они нежили прихотливость сибариток. Там женщины проводили все утро в роскошном омовении: прислужницы натирали их благовонными мазями и спрыскивали духами; волосы умащивали душистыми веществам и, расчесывая их, переплетали и убирали; потом одевали изнеженных красавиц в дорогие ткани. Теплые ванны знали малоазийские греки еще до времен Гомера. В европейской Греции появились бани около середины VIII в. до Р. X. Посреди комнаты была устроена печь, нагревавшая смежные две комнаты, в которых парились. У лакедемонян мужской и женский пол ходили вместе в одну баню; Римляне устраивали отдельные для обоих полов. Они ходили в баню до ужина; богачи натирались благовонными маслами и духами. Но солнечном закате возвещали звоном колокола об открытии бань. В Малороссии и во многих местах Великороссии банщик, ходя по улицам, кличет народ: «В баню! В баню!»
Во время Помпея, за 70 лет до Р. X., полицейские чиновники смотрели за порядком и благопристойностью, даже отец не мог быть в бане вместе со своими детьми; но когда разврат изгнал стыд, тогда женщины начали мешаться с мужчинами. Содержатели бань заманивали сюда молодых людей, окружая их красавицами; старики ходили сюда единственно для пресыщения своих любострастных взглядов.

В России были известны бани в самой глубокой древности. Наш летописец Нестор относит их к первому веку по Р. X., когда Св. апостол Андрей, проповедуя в Киеве Евангельское слово, отправился потом в Новгород, где он увидел чудо — парившихся в бане. В ней, по описанию его, все превращались в цвет сваренных раков. «Накалив печь в деревянных банях, — говорит Нестор, — входили туда нагими и там обливались водой; потом брали розги и начинали сами себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми; но потом, окатившись холодной водой, оживали. Так делали ежедневно, и притом, — заключает Нестор, — никем не быв мучимы, сами себя мучили, и совершали не омовение, а мучение». Некоторые обливались еще квасом. Сам апостол Андрей рассказывал об этом обряде по прибытии его в Рим. Его известие неверное, и оно невольно рождает вопрос: существовал ли тогда Новгород? Даже сам Киев?
В первом веке мы никаких не знаем славянских племен, живших на этих местах. Откуда же взялись эти города? Наш летописец, конечно, хотел выставить давность бань, и, несмотря на эту погрешность, его преданье уже тем важное, что до него были в употреблении бани. Он, между прочим, достоверно известно, что великая княгиня Ольга, желая наказать древлян, убивших ее мужа Игоря (в 945 году), повелела приготовить баню для древлянских послов, которые бы, омывшись, представились ей. Во время их омовения зажгли, по приказанию Ольги, баню, в которой сгорели послы. (с.128)
У нас долго было в обычае, чтобы для гостей топить баню.

Нам неизвестно, когда появляются торговые бани, но знаем, что они были давно в употреблении. В древности все любили бани. Бенедикт, предводитель венгерского войска, осадив город Галич (1211 г.), захватил в ней беспечно мывшегося князя Романа Игоревича. В старину строго соблюдали, чтобы жених перед брачным днем мылся в бане, а после первой супружеской ночи ходили бы вместе молодые. Этому обычаю следовали великие князья и цари до начала XVIII в. Лжедимитрий, будучи уже не любим народом за неуважение к обычаям, был осуждаем, что.он ни однажды не мылся в бане со своей поганой царицей.

В Греции также было в обыкновении мыться вместе в бане. Гомер, описывая прелестную Поликастию, говорит, что юная дочь Нестора сама провожала Телемаха в баню, а невинная Эвриксия находилась в бане с Улиссом.
Некоторые иностранные писатели рассказывают еще, что если супруги проводили ночь вместе, то они не смели войти в церковь, не омывшись прежде. Во время служения они могли стоять за дверьми церковными, но тогда подвергались осмеянию молодых людей.

В баню ходили инокини без разбора. При Екатерине II правительство старалось искоренить общие бани, и только в царствование Александра Благословенного они уничтожены навсегда устройством отдельных бань для обоих полов.
Некоторые из наших писателей думали, что переяславский епископ Ефрем, бывший потом митрополитом, первый повелел строить торговые бани при церквях в 1090 г. «Епископ, — говорит летописец Нестор, — заложил строение каменное банное, чего прежде не было, а церкви воздвигал с банями». Баня на малороссийском языке значит купол, верх церкви, а строение каменное банное означает крестильницы, которые он учреждал при каждом храме.

Бани в таком ныне употреблении между нашим народом, что всякий зажиточный поселянин в деревне имеет свою собственную. Иностранцы с изумлением пишут в XVI и XVII вв., что поселяне наши, выходя из бани красными, как раки, катались по снегу или кидались в ледяную прорубь; потом вновь парились, не подвергаясь никаким болезням. Эта крепость, свойственная русскому, ныне изменилась. Хотя встречаются эти примеры по деревням, однако они не всегда проходят удачно. Теперь только выходят на холод, чтобы несколько освежиться, и потом тут же окачиваются теплой водой.
Бани неизвестны в Европе. В Вене и Париже учреждены русские бани, но они далеко отстоят от настоящих наших: там не знают, что такое париться с вениками, а только обмываются и потеют; самый пар не крепкий и даже слабый, и за всем тем немцы и французы не могут выдержать его. Они ходят в устроенные наши бани только во время сильной простуды, ревматизма и озноба. В Варшаве учреждены очень хорошие русские бани и они, как говорят, появились там в настоящем виде с 1832 г.
Бани, как средство потогонное, весьма полезны; но употреблять их в такой степени, как у нас, очень вредно. Тело расслабляется и мозговые органы тупеют; наружность теряет природную краску и она скоро покрывается морщинами. Этому примером служат женщины: они старятся ранее своего возраста и вянут; лица их преждевременно бледнеют и часто желтеют. Смывание теплой водой и в легком паре, весьма здорово. Мыться же холодной несравненно здоровее: такое омовение укрепляет тело и оживляет его; румянец бывает постоянно свежий и естественный; морщины проглядывают не скоро, и что важно: гораздо реже подвергаться можно простудам и головным болям. Сама привычка к баням с детства не спасает от расслабления и постоянных простуд, особенно во время сырости.


Рецензии