Малков Древнерусское деревянное зодчество Архитект
АРХИТЕКТУРА ЖИЛИЩА
Ни в одном сооружении не шли так рука об руку две архитектурные добродетели - польза и красота, как в деревянном жилище. Его облик и его устройство складывались веками, и традиции здесь были устойчивы. Это не просто устройство дома - это устройство жизни - в чем-то сродни мировоззрению. Недаром жила такая пословица: "Ищи добра на стороне, А дом люби по старине".
В глубокой старине южные славяне жилое сооружение заглубляли в землю в виде полуземлянки. Таким образом, земляные полы располагались ниже поверхности земли. Стены были деревянными. Часто присыпались землей. Печи в таких домах были либо из камней, либо глиняные. На Севере сруб ставился непосредственно на поверхности земли ("на пошве"). Полы делались из деревянных плах. Верх - двухскатная кровля. В таких домах ставились большие печи - каменки. Постепенно эта конструкция дома распространилась и на юг и стала универсальной. Такой дом стали звать избой. От "истба", "истопки" (жилой дом с печью). Топились избы по-черному (курная или рудная изба).
До недавнего времени такая изба считалась более теплой, чем белая изба где все тепло "вылетает в трубу". "Курна изба, да печь тепла". Дым из курной избы отводился в волоковые оконца в боковой стене избы, но главным образом через высокий дощатый, как правило, резной "дымник", располагавшийся на кровле и бывший одновременно украшением дома. После топки дымник задвигался заслонкой. Так что разница между черной и белой избами в основном сводилась только к устройству отопления и защиты от дыма и копоти. Кстати, рудный значит "замаранный", "закопченный".
Суровый климат Севера вынуждал значительную часть времени и, стало быть жизни, проводить в доме. Это привело к соответственному формированию и внешнего облика дома и его внутреннего устройства, где должны были быть предусмотрены все необходимые жилые и хозяйственные помещения.
Вот характерное описание устройства крестьянского дома в селе Варзуга (ныне Мурманская область), относящееся к 1593 году:
"...а на дворе хоромов изба на подклете, да сени с подсением, да повалыша с подклетом, да сенник с двома хлева, да анбар с подклетом, да мыльня". [31].
За десять веков такой состав северного жилого дома с некоторыми вариациями дошел до наших времен.
Постепенно сложились три внешних конструктива и плана деревянного дома - "брус", "кошель", "глаголь".
"Брус" - самая распространенная форма и планировка дома, где его внутренние помещения располагаются в вытянутом прямоугольном срубе с единой двухскатой крышей. Такой дом был расчитан,как правило, на одну семью. Его архитектуру можно считать классической, "ордерной". Кровля "по потокам и курицам". Под кровлей - резные "причелины", оканчивающиеся резными концами - "полотенцами" и "ветреница" на фронтоне. На кровле - резной "дымник" и "охлупень"со скульптурным резным окончанием над фронтоном*. Под крышей нередко устраивалась летняя светелка, украшаемая резным балконом или на худой конец, декоративным балкончиком - вероятнее всего дарами городской культуры.
Приведем описание внутреннего устройство дома "брусом" в Кадниковском уезде, Вологодской губернии, изученного и обмеренного В.В.Сусловым более ста лет тому назад ([1] с.101-103), изменив лишь написание на современное:
"Все помещение обыкновенно состоит из двух этажей. Первый из них ставился "на пошве", т.е. прямо на земле или на столбах. Сама изба срублена на "подзавалье" с одним "красным" (узорчатым) окном и по бокам двумя волоковыми. Она нагревается глиняной "битой" печкой, устроенной следующим образом: на клетку, состоящую из четырех брусков, настланы доски - "плахи", такие же доски укреплены и по бокам (с четырех сторон в виде плоского ящика), затем на дно такого ящика насыпали небольшой слой песку. Выше клали половинку толстого бревна ("боров"), которое давало объем внутренности печи; на боров и в бока клали глину и утрамбовывали ее, отчего и сама печь получила название "битой".
В Каргополье охлупень на кровле почти не встречается.
По изготовлении такой печи и по просушке ее, "боров" вынимался. Чтобы пламя во время топки не направлялось в потолок, над отверстием в печи ("хайлом") приделывался "кожух", имеющий вид сферической поверхности, полая часть которой обращена вниз; иногда такой "кожух" заменялся горизонтальной плитой. Около "хайла" находилась печурка, в которой разжигали уголь во время больших холодов. К печке обыкновенно примыкала лесенка для схода в "голубец" (кладовую для провизии), отделенная легкой невысокой перегородкой, не доходившей до потолка. Пол "мостили на кладях" (прогонах) половыми досками "в причерт с вытесом", т.е. одна доска находила на другую, через посредство вынутых в краях четвертей.Потолок состоял из "матиц" (балок), на которые накатывали "кругляк" или клали "плахи". Около печки во внутренней стене, на высоте двух аршин от пола, делалось отверстие в деревянную трубу - "дымницу" или "дымник", через которую и вытягивался скопившийся в избе дым.
В стены вделывались два или три шеста для устройства колыбелей и хозяйственных приспособлений. Затем вдоль стен ставили лавки, а на высоте 21/2 аршина полати*. Под избой находилось подполье (подклет, или как значится в древних рукописях, по-
Полати играли роль отбивного козырька - ниже их дым не опускался. Поэтому полати и делались на высоте человеческого роста: 2'/2 аршина примерно 180 см. На полатях спали (чаще всего над дверью в избу) (Прим. автора). (с.31)
Дом "кошелем" предназначался для нескольких семей, связанных между собой узами родства. Это родовое гнездо клана. Ко-шел, кошма - вместилище, большая корзина.
Благодаря устройству музея-заповедника в Кижах стал широко известен дом из села Ошевнева, поражающий своими размерами. Дом имеет два жилых этажа. Такие дома назывались "двужирны-ми" или "двужильными". Над зимним жильем располагался еще третий летний этаж - светелка. В доме объединены четыре избы, два жилых летних помещения, большая клеть, которая могла использоваться как под жилье, так и для хозяйственных нужд , гигантский хозяйственный двор, занимающий примерно 2/3 площади дома. Дом был обстроен с трех сторон открытой галереей с нарядными резными балясинами. Для дома "кошелем" характерна сложная асимметричная прямоскатная кровля.
Там же в Кижах можно увидеть дом типа "глаголь". План этого дома имеет форму буквы Г. Отсюда и название "глаголь". Это дом Елизарова из деревни Середка. Этот дом имеет одну одноэтажную избу и стандартный набор помещений, располагаемых буквой Г. Соответственно и кровля дома - сложный набор прямых скатов, увенчаных над избой резным "дымником".
Аналогичные типы домов, собранные вместе, можно увидеть и в музее под открытым небом Малые Корелы под Архангельском.
На стр.35 представлены дома "кошелем" и "глаголем".
Все рассмотренные в данном разделе типы домов дошли до нас в подлинниках, хотя и не слишком старых по возрасту. В основном наиболее древние из них - первая половина XIX века.
В отличие от культовых деревянных сооружений срок службы деревянных жилых домов был сравнительно невелик - максимум полтора - два века. При том, что наиболее "крепкие" хозяева клали "передок" дома из лиственницы, а двор из кондовой сосны. Но уже не раз упоминавшаяся верность традициям в деревянном зодчестве, вековая устойчивость строительных и декоративных приемов позволяют экстраполировать на далекую ретроспективу.
Далее мы рассмотрим архитектуру городских деревянных хором и дворцов, которые нам известны только по описаниям и изображениям, часто весьма условным. Но даже и этого, как увидим , достаточно для того, чтобы убедиться в стабильности архитектурных приемов деревянного зодчества. Истоки его уводят в далекие языческие времена. В этом убеждает не только символика декора, не только изображения оберегов в резьбе и скульптуре, но и сами традиции строительства - его ритуал.
Дом обычно строили миром - "обчеством". Лес заготовляли зимой. Строить начинали ранней веной. После закладки первого венца, или "оклада" устраивалось щедрое угощение "помочанам", называемое "окладным". Это отголосок традиций жертвоприношения при закладке дома в древности. При раскопках в древнем Новгороде под срубами иногда находили конские черепа. Жертвоприношение сопровождалось ритуальным пиром.
После "оклада" начинали складывать сруб - "вести стопу". За этим обычно приглядывал "приборщик", возглавлявший артель строителей. В венцы нужно было правильно "прибрать" лес, чтобы в венцах чередовались бревна к комлю и вершине. После укладки матиц - новое ритуальное угощение "помочанам". Это было обычно в начале лета: конец мая - начало июня. Затем приступали к кладке "на скоски" - рубить фронтон. В бревна - "самцы" врубались переводы - слеги, формирующие каркас верха дома. При укладке верхней - коньковой слеги - новое "коньковое" угощение артели. А уж по завершении строительства - пир щедрый и буйный. Это было в начале осени.
И много других милых нашему сердцу традиций дошло и до наших дней. В новое жилье первой должна была войти кошка. И до сих пор на Севере культ кошки. В большинстве северных домов в массивной дощатой двери с улицы в сени сделана прорубка для кошки.
И почти везде над входом увидишь прибитую подкову. И до сих пор на Севере, чем дальше от "цивилизации", тем реже встречаются замки на дверях. Если хозяина нет - к двери приставлена палка. И никто не войдет. И вся эта совокупность идущих из древности традиций веками формировала народный характер - по большому счету высоконравственный, в основе которого справедливость и доброта.
Малков Я.В. Древнерусское деревянное зодчество. М.: ИД Муравей. 1998.
Свидетельство о публикации №110051407764