Красный плащ на фоне серых сукон...

Красный плащ на фоне серых сукон...



Москву кружил...ветер перемен...
И чего только не принесло ветром этим...каких открытий не подарило
нам...
У станций метро лотки книгонош ломились от всякой всячины - не ле-
нись подойти и посмотреть...
Подходили...смотрели...увлекались...
Самым модным в то время было изучать...УФОЛОГИЮ, родословную Дома Ро-
мановых и...знакомиться с "трудами" Блаватской...
Всё, что было где-то там...за семью печатями...сейчас лежало на лот-
ках этих...под ярким солнцем СВОБОДЫ...
Любознательная, я...естественно...ТОЖЕ...интересовалась и...
Привели меня ноги на Сретенку...улочку горбатенькую...в самом центре
Москвы...
Бежала я в Морской музей на лекцию по...уфологии...
Программка сулила встречу с..."контактерами"...
А мне так хотелось заглянуть в глаза их, подернутые маниакальным...
или...откровенно лживым налетом...
Музей, как показалось мне, располагался в здании похожем на...храм...
Я...развернулась и пошла обратно...к метро...
Светило солнце...
Всё еще светило солнце...
Было тепло...но...что-то изменилось...
Изменилось во мне...
У метро...как и полчаса назад...народ рассматривал книги и брошюры...
Уфология...
Романовы...
Блаватская...
И...вдруг...внимание мое привлек маленький томик в чёрной обложке...
Плотный...тяжелый...кирпичик...
Набоков...Лолита...бабочки...
БАБОЧКИ...РАЗОРЕННЫЕ ХРАМЫ...МУЗЕИ...ТЕАТРЫ...
И бабочкой легкокрылой понеслась вольная мысль моя...выше...выше...
дальше...дальше...
Туда, где огромная бабочка коснулась крылышками своими мастера, ко-
торый принял действо это...как знак благоволения...снятия запрета...
Десятого декабря 1990 года в театре имени Пушкина - премьера...
"М.Баттерфляй"...
Роман Виктюк...режиссер...новатор...продолжатель традиций того теат-
ра, который был здесь некогда...
Камерный театр...
Театр Таирова и Коонен...
Театр забытый и незабвенный...
Осененный благословением и осыпанный проклятиями...
Театр, открытый здесь более семидесяти лет назад...двумя влюбленны-
ми...друг в друга и в искусство людьми...
По вечерней Москве идут двое...
Он и Она...
Девушка не слишком красива, но черты лица ее...значительны...
Я писала когда-то...КАК мы относимся к особам высокопоставленным...
Подходим с мерками иными...
Осененное венцом чело - прекрасно...всегда...или почти всегда...
Это чело было явно ОСЕНЕНО...
Названная при жизни "великой" - Алиса Коонен...
Загадочная женщина, с неустановленной национальностью - голландка?
шведка? финка?
Впитавшая в себя культуру РУССКУЮ, но и знаменитая "Comedie fran-
gaise" вполне могла бы признать ее СВОЕЙ...так велико было ее сцени-
ческое мастерство...
И это она...она тем далеким весенним вечером остановила внимание
свое на..."темном" доме...на московском бульваре...
Доме, который станет для четы этой ВСЕМ...
На долгих тридцать пять лет станет он свидетелем небывалого успеха...
великой актрисы и того, кого назовут ГЕНИЕМ...
Её режиссера...
Судьба сложилась так...как сложилась...
Облюбованный "темный" дом соседствовал со старым храмом...
Храмом Иоанна Богослова в Бронницах...
Молодым людям удалось всё...всё, о чём мечтали - дом стал их...до-
мом...театром...сценой...жизнью...
Они не хотели и могли не видеть ничего...кроме этого МИРА - театра...
Квартира их располагалась в том же здании, с выходом на Большую Брон-
ную и...они могли после спектакля возвращаться домой...минуя шумный
мир улицы...
Лишь преодолев несколько метров...
Мечта...
Мечта, которая...как оказалось...покоилась на...костях...
Непосредственно под сценой...под их квартирой...под их жизнью...по-
коились кости ушедших в мир иной...
Кладбище...
Кладбище было под местом этим "темным"...
Сколько слухов...сколько мистики...
Храм Иоанна Богослова...закрытый по просьбе администрации Камерного
театра...дабы расширить территорию...создать..."помещение для теат-
ральных нужд"...
Дааа...
А потом...много позже...
Как рушились...растаскивались стены этой любовно обустроенной квар-
тиры...
Точно так же, как когда-то стены храма Иоанна...
Разбивались алтари...срывались ризы...
И квартира Таирова и Коонен была разорена...
Два великолепных платья актрисы, расшитые жемчугом и темным агатом...
откупила МАРИНА ВЛАДИ...
А во дворе жгли то, что никому не было нужно...
Документы...письма...
Одно из них...Анри Барбюса...
Фотографии...
Коонен - Федра...рубленые черты грустного арлекина...
Но это потом...потом...после...
А пока...
САМЫЙ СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР...театр новых веяний...
Долой декорации...
Зачем они, если такая актриса может всё выразить жестом...словом...
взглядом...
Зритель сам всё УВИДИТ...слушая ее речи...видя ее чарующую пластику.
Трехмерное пространство...
Декорации в стиле кубизма изготовленные Александрой Экстер.
Пирамиды...кубы...наклонные площадки...каркасы...обручи...
И...конечно...конечно же...знаменитые...таировские СЕРЫЕ СУКНА...
И она...КООНЕН...
По мнению исследователей...ей, как Анне Карениной..."не нужно было
лиловое платье. Ей не нужно было никаких украшений; ей нужна была
только рама".
Серые сукна...
И на фоне серых сукон этих...КООНЕН-ФЕДРА...
Медленная поступь...сломленная ношей страстей женщина в ярком...ПУР-
ПУРНОМ плаще, который медленно тянется за ней, как след кровавый...
"Для того, чтобы зритель почувствовал ужас совершившегося, надо, что-
бы он поверил, а чтоб поверил - надо его потрясти"...
И потряслись и...поверили...и...узнали непонятного РАСИНА...
Спектакль шел с таким успехом...
В Москве...
В Париже...
На Международной выставке в Париже в 1925 году театру присуждается
Большой приз...
Победители!
Но...и победителей...судят...
Французский критик Деблин вопрошает - "Ну какие они большевики?"
И отвечает сам - "Это буржуи на двести процентов, художники, произво-
дящие предметы роскоши..."
Полагаете...после таких..."отзывов"...тетр оставят в покое и благо-
денствии?
Обласканный театр тут же стал "формалистическим", с "целой системой
замаскированных вылазок против нашей партии, советского строя и Ок-
тябрьской революции".
И...началась травля Таирова...обвинение в "космополитизме"...
Вышвыривание из театра и...из искусства...
С ним ушла и Она...
Великая актриса ушла за своим гением...
Человеком, который создал театр...для неё...
Последний спектакль...последний выход на сцену...
Последний монолог - "Театр, мое сердце не будет больше биться от вол-
нения успеха! О, как я любила театр...Искусство! И ничего от меня не
останется, ничего, кроме воспоминаний..."
Знаково...
Горько...
Пророчески...
Железный занавес...со скрипом опустился...навсегда отделив АКТРИСУ
от ее зрителя...
Прокляла ли она свой театр?
Кто знает...
Она еще долго жила в этом доме...в квартире, граничащей с театраль-
ной сценой...но никогда...никогда более не переступила порога их раз-
деляющего...
Храм Иоанна Богослова вновь открылся...
Театр имени Пушкина...освятили...
Призраки...тревожащие его покой...по слухам...покинули эти стены...
И душа-бабочка...душа актрисы...возможно навсегда покинула "темный"
дом...



РИНА ФЕЛИКС


Рецензии
Интересно Рина, как всегда. Ваш...

Барахоев Хасолт   08.01.2018 17:47     Заявить о нарушении