Двухрядка

                ДВУХРЯДКА

При этих словах потеплело на душе и подумалось:
- В Российской гармошке живёт и спасается русская душа!
 На первый взгляд она напоминает яркую, голосистую и «нахальную»  вдовушку, для которой всё – трын-трава!
Если в руках девки, - мужика уведу, коль зазевается!
В руках мужика, - девку с ума сведу, - благо, что они ушами любят!
И всё-то ей нипочём! И тональность-то у ней ограничена, - фа-диез, специально для голоса! Но вы попробуйте её скрестить с красавцкм-аккордеоном, - этаким лапчатым гусем, - и он будет посрамлён!
У него будут все «чёрные» клавиши, а он привык в ля-миноре, ре-миноре, си-миноре!
Всё! Он «поплыл», матушка!
Взявший в руки гармонь, напоминает шута, - ты либо играй, либо «играло» поломаю! Тут надо иметь кураж, - лихость перед тем, как кинуться в бушующую реку музыки!




Аккордеон и баян - строги и официальны, и предполагают скорее концертный зал, фрак, поклоны. Они снисходительно спускаются с небес, чтобы «цедя через зубы»,  поразговаривать с вами!
А у гармошки – вся душа нараспашку! И басы-то у гармошки  с «заковыринкой», - нужно великолепное ощущение пространства, чтобы чётко попадать на бас, а не на аккорд.
Чтобы звучало «Хы-на», а не «На-хы»!
И голос у неё «визглявый», от которого ёжатся баянисты!
У баяна выверенная настройка голосов, а у гармошки – сознательная расстройка, - чтобы создать разлив! У первых аккордеонов тоже был разлив, - поэтому баянисты и аккордеонисты немного недолюбливают друг друга.
Наш читинский дуэт «баян-аккордеон» «Байкал», - не в счёт! Они «помешаны» на классике и играют в одном регистре. Кроме того, - у них великолепная сыгранность и консерватории за спинами.
А тут? «Академиев» мы не кончали, - так что извольте нас принимать, как остряка-весельчака среди сухарей-академиков!
На первый взгляд, что может гармонь?
Сплошные ограничения! И полутонов-то несчастных всего три, да и то сверху! И ремень-то висит чуть повыше локтя, - и как она у него не сваливается?
Но, послушав хорошего гармониста, изумляешься, - ведь выкручивается же!
Баянисты и аккордеонисты строго пристёгиваются на два ремня, подогнанные, чтобы не дёргался, да ещё и садятся. И ногами выделывают такие «па-дэ-дэ», - как в балете! Поворочай-ка  эдакую громилу под 30 кэгэ!
Вы представьте себе тридцатикилограммовый «Юпитер» растянуть над головой и играть на нём!
А гармонист  гармошку  и на голову наденет, и за спиной сыграет, а 16-боринные,( борины – число складок на мехе), можно и растянуть на всю длину, - от кисти до кисти!
И с этой «крохой», - «хучь куды»!!! Запрятал её, родимую, под мышку - и пошёл! И сытый и пьяный и нос в табаке!
Двухрядная гармонь явилась прародительницей трёхрядки, - это позже её назвали в честь сказителя «Бояна» - баяном.
Сейчас созданы баяны с выборной левой клавиатурой, - баянист на ней играет так же виртуозно, как на правой.
Представьте себе кроху-гармошку с выборной левой клавиатурой?
То-то! Это, – как на крестьянина-работягу одеть фрак и цилиндр!
Оно вроде бы и «красяво», но как-то «оченно неудобственно»!
Или  - как в туфельках «на шпильках», - да по пахоте! Да по пахоте!
Ну, «некузя-а-во»!!!
Сейчас эти академики – «консерваторы» уединились в кельях-аудиториях  и пускают слюну под музыку для «глухонемых», - «Шут играет на гармонике» Золотарёва, - как разрывают на запчасти гармошку; или изображают бульканье в болоте.
Эта музыка называется «музон», - и она оторвалась от народных корней.
Музыка в стиле «варьете» вообще не пропагандируется.
Да и о какой музыке может идти речь, когда эфир заполонили блатняк и серятина?
И вот гармошка, с её ограничениями, осталась с народом и спутница и печальница!
Понаблюдайте, как «ведёт» певца гармонист, - то поддакнет, то всплакнёт гармонь, а то откровенно дурачится! Того и гляди, что свистнет!
                Эх, гармошка, смерть-отрава,
                Знать с того ли под этот вой
                Не одна лихая слава
                Пропадала  трын-травой!
                (С.Есенин)
В руках любимого человека гармонь выдаёт такие голоса, как отличается пение от сопения!
Или жена с нелюбимым мужем выдаёт через губу нечто невразумительное!

                Снова пьют здесь, дерутся и плачут
                Под гармоники жёлтую грусть,
                Проклинают свои неудачи,
                Вспоминают московскую Русь.
                (С.Есенин)

Гармошка даже в принципе отрицает соперничество, - у неё настрой: фа-диез, си, ля. И вот сидят гармонисты и не могут сыграться, - потому что настрой разный!
Очень редкими были «гармонные вспышки» в Забайкалье, - когда приезжал Геннадий Заволокин.
Как жаль, что он рано ушёл из жизни!
Смотришь на Анастасию Заволокину, - а чудится за её спиной простой «сермяжный» Геннадий Заволокин, - нос картошкой и взгляд  по-крестьянски добрый!
Недавно меня повергло в изумление то, что молодой парень лет 20-ти на «полном серьёзе» принёс гармошку-двухрядку и попросил меня научить играть на ней!
Значит, не у всех ещё замкнула репа на «рэпе»!
Или пришёл в гости «заджинсованный супермэн» и просит сыграть на баяне песню из кинофильма «Весна на Заречной улице»:
                Когда по улице подростком
                Гонял по крышам голубей
                И здесь, на этом перекрёстке
                С любовью встретился своей…
«Осточертели» ему роки и рэпы!
И я когда-то был стилягой, болел  Америкой!
Запретный плод, -  чего вы хотите!
А сейчас эта болезнь «заискивания перед иностранной музыкой» прошла, - и потянуло на чисто-русское!
Как ни верти, - а корни-то у нас русские!







                ЗАВОЛОКИНСКАЯ ГАРМОНЬ
Гармошка Заволокига так за душу берёт,
Забористо и тоненько, - сердечко так и мрёт!
На троечках, на саночках, под водочный «сугрев»,
Подгорочка», «Цыганочка», частушечный напев!

Сколько девок сводила с ума
Озорная певунья-гармошка,
Весела, как Россия сама
И печальна всегда ты немножко!

С ревнивою усмешкою встречают новичка,
Гармонь вручат, не мешкая, - косят под дурачка!
А ты покруче  «сбацай» им, - меха на всю длину,
Частушками, да танцами разбудим тишину!

Мечту о жизни радостной вложил в неё народ,
Сияет, словно  радуга, с разливами аккорд!
Горят огнями планочки, - малиновый пожар!
И под напев двухрядочки плясал и млад и стар!

С душою Заволокина страданья под гармонь,
Кураж у ней особенный и жгучий, как огонь!
С характером неистовым уже который год
Любимая российская гармошечка поёт!



               


© Copyright: Валентин Марков Саныч, 2009
Свидетельство о публикации №1909222151


Рецензии
Хорошо написано, Валентин. Чувствуется любовь и к народному инструменту, и к народной песне, и к русскому раздолью с его песенной душой.
С уважением,
Анна

Анна Дудка   23.02.2013 13:34     Заявить о нарушении
ЭТО ВСЁ - МАМИНА ЗАБОТА: ВАЛЯ! БУДЬ ИНТЕРЕСНЫМ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ!А ИНАЧЕ, - К ТЕБЕ НИКТО НЕ ПОДОЙДЁТ! ЖЁСТКО - НО ЭТО ПРАВДА!

Валентин Марков Саныч   26.05.2013 04:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.