Время и пространство
ххх
Шум потрескивавших веток, сгорающих в огне, нарушал тишину, тишину, которая уже превратилась в кошмар, в сумрачный страх даже в дневные часы. Костер горел и приятный запах обжигал его высохшее горло. Огонь завораживал и пленил его взгляд, огонь – единственное, что осталось теперь в жизни, теперь, но это не значит теперь завтрашнее, теперь и не сегодняшнее, а вчерашнее. А сейчас он не мог сосредоточиться в своем трансе. Он подкидывал сухие ветви и красный язык подхватывал их, съедал. Это было приятно, единственное выражение его власти над органикой, хотя и не живой уже. Он пытался сосредоточиться на мысленном хаосе, но всепоглощающий поток внутренних слов летел и летел через его сознание. Теперь он думал о костре, о том, что такое огонь. Огонь – его неразрешенная, единственная неразрешенная проблема за время отшельничества. Как не пытайся объяснить этот феномен природы имеющимся потоком фраз, так и остается след в сердце от отсутствия логики. Огонь, огонь – вот грань между жизнью и смертью. Но единственное, чего он никак не мог понять – то, что это несуществующее что-то, что-то, являющееся граню между распределением энергии во вселенной, огонь! Это слово не выходило из его головы ни на секунду, оно преследовало. Куда бы он не взглянул – вечно один и тот же неразрешенный вопрос о природе огня – «ведь было дерево, а прикоснись к нему оранжевым языком этой загадки, и оно стало терять свою энергию с немыслимой быстротой». Он лег и взглянул в безоблачное ночное небо, на звезды и луну, снова перевел взгляд на костер, снова задался одним и тем же вопросом и не мог разрешить ее, пытался, как когда-то решить сложную задачу по геометрии.
Тогда он устремил взор на горизонт и на отражение луны в воде. Одинокий философ сидел в недвижимой позе, но внезапный звук быстрых шагов заставил его очнуться от мыслей. Он увидел мужчину, легко одетого, расцарапанного в кровь, сильного, но измученного так, что самому философу, привыкшему к комфорту и покою, стало жудко.
- Кто ты, неизвестный юноша? Если ты прибежал сюда с добром, то прошу за мой костер и поделюсь своей скромной трапезой, если же у тебя в голове есть темные мысли, то следуй своей дорогой, тихо сказал философ, беря в руки холодный ствол припасенного на случай ружья.
Мужчина, несмотря на долгий бег, ответил мелодичным и приятным голосом, по которому можно было судить о доброте и душевности говорящего:
- Я бежал от волков – они загрызли мою лошадь, напрасно я решил ехать ночью через лес. Самая большая жалость в том, что я потерял своего лучшего друга.
- Не беспокойся, у меня есть оружие, когда посветлеет, мы можем пойти за твоим другом и хотя бы похоронить его по-человечески.
- Я не о человеке говорю, а о своей гитаре. Я музыкант, а гитара – мой лучший друг – пришлось отбиваться ею от хищников, чтобы спасти собственную жизнь.
Они могли еще долго разговаривать, но философ не хотел тратить своего драгоценного времени зря, и пригласил музыканта сесть рядом, подал ему теплое одеяло и похлебку с хлебом, а сам погрузился в раздумья.
Голова философа была занята мрачными мыслями о бытии, голова музыканта – музыкой и радостью жизни, несмотря на недавнее происшествие. Две разных точки зрения на мир, объединяет ли их хоть что-нибудь – хотя бы то, что оба они люди земли, живущие в одно время, находящиеся в одном пространственном промежутке.
Долгое время они сидели и смотрели то на огонь, то на черное небо с огнями звезд и полной луны, перебрасываясь необходимыми фразами. Незнакомец освоился, помог собрать побольше хвороста и подбрасывал ветки в огонь.
- Позволь немного побеседовать с тобой о своем. – Внезапно отвлекся от своих мыслей философ, глядя как его собеседник доел всю пищу и грел у огня руки. - Какова цель твоего существования? С точки зрения времени жизнь твоя бессмысленна и глупа. В настоящем ты радуешь сердца людей, одних воодушевляешь, других успокаиваешь. Наполняешь души людские музыкой, изменяешь их настроение. Но вас много и много великих поколений. Ты музыкант, вас много сейчас, как в былые времена много было инструментальных гениев. Но сменится поколение, и ты будешь забытый всеми.
- Меня это абсолютно не волнует. Я и живу для того, чтобы сейчас наслаждаться жизнью и делиться своими чувствами с другими людьми. Я живу ради себя и то, что моя музыка будет забыта, когда меня уже не будет в живых, мне этого уже не будет нужно. Главное – это то, что сейчас как можно большему количеству людей моя музыка нравится, пусть только сегодня, один день, но пусть оно оставит в сердцах этих людей радость и пусть они знают меня сейчас и требуют от меня новой радости. Какой смысл жить ради будущего, того будущего, когда тебя уже не будет и когда никто не сможет подать руку тебе, поговорить, поделиться мыслями. Сейчас, в максимальном пространстве – вот моя цель.
- Я не разделяю твоего мнения. Не заботиться о будущем глупо и неблагоразумно. Я считаю, что в глобальном масштабе полезнее делать то, что как можно дольше будет не забыто людьми. Я пишу свои мысли, свое миропонимание для людей, которое может дойти до ума людей сейчас, для этого может потребоваться много лет, может быть даже столетия. Но зато я оставлю после себя память другим поколениям и таким образом буду после смерти жить в умах других людей, читающих мои произведения. Какой смысл в твоей жизни, музыкант, если ты живешь ради мгновения, которое бесследно проходит и которое в масштабах вселенной ничто и во времени ничего не значит.
- Да, возможно, в масштабах вселенной моя музыка ничто. Но в жизни это очень многое. Жизнь как таковая бесценна и каждое мгновение, пусть оно бесследно проходит, также бесценно. По-моему, в отношении настоящего только живет человек, время – выдуманное понятие, нереальное. А вот события и другие люди – реальнее не найдешь и ради реальных людей, реальных друзей и поступков стоит жить, не думая о времени. Что делаешь ты, живя отчужденцем, сейчас тебя никто не знает, ты не известен и не доставляешь людям радость. Значит ты ничто, ничего. А то, что ты пишешь и что, возможно, будут читать и понимать другие поколения – нереально, так как не отражает твоей жизни – главное жизнь – как ты ее живешь, с кем и когда, а не то, что будет после твоей смерти, так как когда ты умрешь – тебя уже не будет и радоваться твоему успеху будет некому – твои останки будут служить природе простой материей.
Их спор может продолжаться до бесконечности и ни один из них не уступает другому. Кто из них прав, а, может, оба они правы, решать каждому, но в мыслях каждого лежит разум и правдивость.
8/11 – 03.
Свидетельство о публикации №110051205079