ЖАР

1

В тесной каптерке
среди мировой глухомани
жили мы с другом на пару когда-то.
Было нам по девятнадцать.
Крутила зима
снегом, сухим как песок
и окрестные сопки
словно дымились.

Мы возвращались с обхода
трассы, варили свои макароны,
причем, вдоволь имелось у нас
маргарина, томата и соли.
Жить было можно.
Вот только ночами
в нашей дощатой хибарке
бывало довольно свежо –
бочка из-под солярки,
служившая печкой,
тепло не особо держала.

Мы обложили ее каменьями. Две
самые крупные глыбы (еле доперли!)
на ночь решили калить паяльными лампами,
пару которых оставили нам шофера.

Я их заправил и вышел на волю – разжечь.
Небо уже индевело от звезд. Далеко
двигалась искорка спутника.
Тихо на свете.

Точно двуглавый Горыныч,
мощные лампы плевались сперва
огненной желтой слюной, горячились, шипели.
Но, постепенно,
их языки заострились и поголубели,
словно меняя поспешную злобу
на деловитый накал боевого азарта.

Вернулся в каптерку,
направил свирепые сопла на глыбы.
Друга тихо окликнул: - Юра! –
а он уже спит. Как мы легко засыпали тогда…
Я загасил коптилку и лег.
Печка гудит. Лампы гудят. Тело гудит.
Тепло…
Дьявольски тихо на свете –
и только гуденье
яростных ламп, озаряющих ветхие стены.

Тогда и пришло наважденье:
слышу, как сквозь гуденье
пробивается музыка,
кажется, множество скрипок,
может – штук сто.
Среди безответной ночи
все явственнее, все четче…
- Юра! – я вскрикнул, - Юра!
Юра вскочил:
- Что?

Он долго, добросовестно вслушивался.
Потом потрогал мой лоб хмуро.
- Похоже, брат, у тебя температура,
сейчас найду аспирин и подкину дров…

Стыдясь, я покорно давился таблетками,
хотя – уверен! – был совершенно здоров.
               
 2

К следующей ночи заюлила низкая вьюга.
Я разжег лампы – и уже не будил друга.
Гулу пламени вторил теперь еще вой снаружи,
словно эхо тоскующей и беспредельной стужи.

Тая дрожь, я лежал впотьмах навзничь.
Смотрел на слабый отблеск огня –
или звука?
И пришла музыка, сначала чуть внятно,
из глубины такой, что представить жутко.
Сперва запели осатанелые лампы.
За ними – камни, ящики, нары, стены,
все снега окрест, все хвойные лапы…
И метель взметнулась кулисой гигантской сцены.
И зажглись над фанерной кровлей огни рампы.

Но этим смычкам было и неба мало –
они брали выше, сметая звездную наледь.
Я клянусь,
это было музыкой без обмана,
такой музыкой, какой она должна быть.
Был в ней простор любому чистому звуку
и могучая мощь еще небывалого лада.
И все, что мы еще не умеем сказать друг другу,
а сказать уже надо, надо, надо, надо,
потому что среди скрежета, лязга, стука,
очень трудно без этой музыки жить дальше.
Потому, что жизнь не такая плевая штука,
чтобы не замечать в ней даже малейшей фальши.

А прибой все рос – и валы, набирая скорость,
разбивались сходу о крохотный остров мира,
на котором все мы так малы и ничтожны порознь,
точно мелкая галька в клочьях гнилого ила.
Если б даже случилось чудо –
я смог бы вспомнить
этот рокот немыслимый, вихри его теченья,
никакой паганини не смог бы его исполнить.
Нужно, чтобы играли все в мире,
без исключенья.

…Это кончилось разом, как будто обрезали провод.
Лишь зудела метель, неотступно и тупо, как овод.
И насупились стены, как будто вовеки не пели.
И чумазые лампы, погаснув, остынуть успели.

 3

С тех пор прошло почти пятнадцать лет.
Почти сложилась жизнь. Ее костры
пылали в основном на пикниках,
под благодатным небом летних странствий.
Ее огни на двести двадцать вольт
сверкали над бессонницей моей,
плясали чехардой светодиодов
в магнитофонных лаковых табло.

Все было, в общем, ярко и светло.
Как будто бы и музыки хватало,
вращающей блескучий хоровод
в свечении холодного накала.
Но жар пропал.
А просто звука – мало.
И звук, признаюсь, был уже не тот.

Прости мне, друг, что писем не писал.
Все в суете, похожей на вокзал,
с намереньем: «доеду, уж оттуда…»
Никто еще доселе не прислал
оттуда ни полслова.

Что ж до чуда
мелодии, услышанной в огне –
тогда и впрямь нам приходилось круто:
мы вкалывали, мерзли…
Пусть вполне
все объяснят усталость и простуда. 
Ведь память наша вправду – решето:
остался день, который крупно прожит.
А музыки и не было, быть может.

Но я ее узнал бы, если что.


Рецензии
Доброй ночи, Игорь!
Впечатление, что это очень точное стихотворение. Название, композиция, разный размер частей. Даже то, что это, как выяснилось, письмо другу. Причём, именно "оттуда", откуда, по словам самого же героя стиха, ещё никто не прислал ни полслова.
И такие фразы, как "неба мало", "сметая звёздную наледь", "могучая мощь небывалого лада" звучат у Вас совсем не пафосно. Вы свободны от условностей. У меня бы, например, рука не поднялась их написать, а у Вас они вон как к месту.
Прорва точных выражений, слов. Одна это рифма: "...может – штук сто....
...Юра вскочил: - Что?" чего стоит. Классно ) И это: "Сперва запели осатанелые лампы. За ними – камни, ящики, нары, стены, все снега окрест, все хвойные лапы…".
Две последние строки можно было бы назвать лентой Мёбиуса, если бы они не были лучше. И зачем здесь вообще Мёбиус.
Замечательный стих!

Игорь Гагаринов   24.05.2010 01:17     Заявить о нарушении
Оценка Ваша, Игорь, мне дорога уже потому, что поэтический слух Ваш абсолютно безупречен. Уверен, что это мнение сегодня - уже далеко не частное. Но никогда бы не смог предположить, что именно это стихотворение может остановить Ваш взгляд. Оно пришло из недр былой "совковости", впрямь прихварывает дежурной пафосностью, для которой Вы неожиданно нашли извинения. Очевидно, в том дело, что не только профессиональный, но и человеческий, личностный диапазон Ваш очень широк. Вы точно и мгновенно увидели то, что этот текст не содержит ни грана вымысла. Он оплачен - если не изощрённостью умения, то как-то иначе, но сполна. Я понимаю, что механическая, буквальная достоверность в поэзии - не козырь. Но, возможно, иногда и она срабатывает - как опора саднящей памяти.
Поддержка Ваша для меня очень важна, спасибо.

Игорь Чурдалёв   24.05.2010 08:54   Заявить о нарушении