Что значит для вас свобода?

Желание быть свободным возникает с того самого момента, когда индивид испытывает психологическое давление. Загнанность и безвыходность мало того, мешают, а также придают тяжесть жизни и само реализации. Желание освободится, избавиться является подсказками бессознательного, а это означает, что предел терпения зашкаливает и как только индивид осознает это, он начинает с этим что-то делать.
Что же означает слово «свобода»? 
Во-первых, - право человека выражать свои мысли в устной или в письменной форме.
Во-вторых, - выбор. У каждого из нас есть право выбора, что чувствую, что делаю, как живу.
В третьих, - ответственность. А значит, я осознанно принимаю решение, что буду с этим делать.
Существует три выхода из ситуации:
1. Ничего не делать.
2. Быть «Жертвой».
3. Что-то с этим делать.
Возникновение желания ощущать свободу, является показателем отсутствия ощущения свободы либо запрет на ее проявление, в каком либо виде. Индивид чувствует, что не может позволить свободно выражать свои потребности и желания, т.к. в детстве они были высмеяны взрослыми либо ребенку запрещалось их выражать. На самом деле причин, почему индивид боится проявлять себя свободно, различно и у каждого будет свое. Это большая глобальная проблема, на которую мало кто обращает внимание. Именно семья и родители дают, либо забирают у ребенка право на ощущение свободного выражения себя, как в устной форме, так и в психоэмоциональной.
Уместно задать вопрос, зачем же человек стремимся к ней к свободе? Да, все просто - это внутренняя потребность. Это осознание, что «Я есть». Это признание, что «Я существую».
От чего бежит индивид, желая обрести свободу? От ответственности, неприятных эмоций и боли, от проблем, с которыми не справляется. Сюда входят эмоциональные, ситуативные, внутриличностные и межличностные, причина которых находится в детстве. Для примера возьму самую простую реакцию – плачь. В детском возрасте, когда ребенку необходимо эмоциональное и психологическое участие родителя, не справляясь с эмоцией или с ситуацией он выражает себя через плач. Как может вести себя родитель в  данной ситуации? Игнорировать плачь, реагировать агрессией, запрещать плакать,  либо стыдить, говоря,  что плачут только девочки. Из разу раз, сталкиваясь с аналогичным в жизни ситуациями, чтобы выжить, ребенок запрещает себе выражать то, что чувствует. С годами данная модель укрепляется. Однако проявление эмоции заложено природой человека и ее основная функция - защита. Слезы являются способом проявления и освобождения энергии, которые помогают справиться с тем, что вызывает трудности. Девочкам в этом вопросе повезло больше, чем мальчикам.
Предвижу возмущение мам о том, что дети сейчас свободно выражают себя и тема не актуальная. В защиту своих слов расскажу из психологической практики в работе с семьей, где родители не осознают, что делают и умело подавляют ребенка.
Полная семья из трех человек: папа, мама и дочь. Запрос пришел мамы, которая знала, что я провожу занятия по арт-терапии, и она хотела, чтобы именно я занялась развитием 5-х летней дочки.
Как показала, диагностика девочка не дотягивала по развитию по своему возрасту. Мама же считала, что девочка умеет и знает все, что она должна уметь и знать для своего возраста. Первое мое впечатление при знакомстве с ребенком это запуганность. Девочка живет в семье, где мама решает, что она хочет. В пять лет мама кормит ребенка из ложки, доказывая мне, что она испачкается и ест медленно. И для меня не было удивлением, что работая с пальчиковыми красками и гуашью девочка с радостью соединяла краски, где цвет напоминал грязь. На самых первых занятиях в работе были использованы карточки, где необходимо было выбрать ту картинку, которая соответствует сегодняшнему настроению. С каждой встречей картинки становились интересом, удивлением и радостью. Впоследствии девочка легко начала выражать свои эмоции и что она чувствует, озвучивая это вслух. Ребенок быстро обучался и приобретал уверенность. После второго занятия ребенок стал задавать вопрос любят ли ее родители? Ответ да, конечно, не удовлетворял ребенка, потому что родители не принимали участия в общении с ребенком. Родители не могу не любить свои детей, т.к. это противоестественно. Однако, за заботой, родители не видят и не понимают, что портят, собственными руками, уча  стать без чувственным, не умеющим справлять с жизненными задачами, не понимающим себя и личных потребностей человека.
Здесь существует грань, которую необходимо соблюсти: перегнул – сломал, не догнул – позволил. Через пару месяцев у нас была еще одна встреча, где ответ девочки меня изумил и напугал одновременно. На вопрос, что тебе сейчас хочешь взять из предлагаемого выбора, ребенок ответил – что дадите. Мама подавила желания и потребности дочери настолько, что в 5 лет она смерилась и готова на то, что скажут и дадут взрослые. Так не заметно, родители, за заботой о детях, вырубают под корень чувствовать себя, свободно ощущать и выражать себя и свои потребности.
Желание освободиться от влияния может означать готовность взять на себя ответственность за свою жизнь, за то, что я, чувствую и делаю. И все же от себя не убежишь и потребность научиться проявлять себя легко и свободно – рано или поздно появится, единственно к тому времени, возможно, вы будете уже не подростком, а человеком среднего или преклонного возраста.
Все очень печально и не радостно? Да, это так!  Если в семье от слепой любви заглушают ребенка, то, как же быть? И все же существует те, кто может принять участие в данной проблеме. Психолог является тем специалистом, который помогает обрести внутреннюю свободу, выявить ее первопричины и дать волю проявлять себя без страха и упреков, а методы и техники арт-терапии помогают мягко и безболезненно чувствовать себя, осознавать, что происходит и что с этим делать. Именно на психологических консультациях и занятиях арт-терапией, индивид позволяет принимать себя и чувствовать. Однако, начав работу с психологом и найдя корень причин, клиент не всегда может обеспечить себе и своим работам (арт-работы) безопасность в семье, т.к. закрепленная модель отношений родитель - ребенок, даже если ребенку 45 лет, сказывается. Это долгая и кропотливая работа не одного года, чтобы помочь человеку обрести внутреннюю свободу, в каких бы отношениях он не находился, необходимо делать.
Что для вас значит быть свободным? Для каждого свобода имеет свое личное значение. Для меня - это внутреннее вселенское спокойствие, которое дает мне возможность делать то, что хочу и что могу, делая здесь и сейчас, для тех, кому это актуально и важно, для того чтобы полноценно реализовать себя в обществе и в личной самореализации. Обретая внутреннюю свободу, решаются внутриличностные конфликт, определяющие степень внутренней свободы, улучшается качество жизни, физическое и психоэмоциональное состояние.
Я призываю вас позволить себе изучать себя, свои потребности и интересы, создавать себя свободной и счастливой личностью и приглашаю на занятия арт-терапией и психотерапию по раскрытию себя и личной внутренней свободы. Не важно, сколько вам лет, главное желание и решительность познать себя и стать счастливым самому и дать такую возможность другим.


Рецензии