О, волшебная страна! 1
Европейцы всегда представляли Индию страной несметных сокровищ, таинственных обрядов и божественного великолепия. Со времён легендарного Пресвитера Иоанна, царя-священника, который в 12 веке якобы создал на Востоке державу праведности и духовной мощи, в литературу Индия вошла в образе волшебной страны, вбирающей в себя все прелести нравственного и материального богатства. И при виде её божественного великолепия, невольно зарождается мысль, что сама природа предназначила Индию для того, чтобы поместить на территории обширного субконтинента особую, избранную цивилизацию. Индийская то ли шутка, то ли мудрость гласит: « Здесь можно одной ногой стоять в Арабском море, другой в Бенгальском море, и при этом плескать руками в Индийском океане». И в этом есть суть Индии. Лежащая на основании самых высоких гор на планете – Гималаев, омываемая водами Индийского океана, ограниченная морем, бесплодными пустынями и каменными хребтами, она кажется отрешённым от всех и всего замкнутым миром. Этакая страна богов, страна – рай, и вход туда простым смертным воспрещён. Однако, конечно же, это не так, и я затрудняюсь ответить, радоваться этому или же сокрушаться.
Веками в Индию приходили волны переселенцев, которые может и не представляли бы особой угрозы, не будь среди них завоевателей. Индией, её красотой, а главное природным богатством, прельщались многие европейские державы. Огромным след в книге истории Индии оставили такие государства как Португалия и Англия, и след, к сожалению, не самый лучший. Оцивилизованная европейцами Индия стала намного беднее. Когда в 1757 году на территории Индии стали господствовать англичане, под угрозой оказались и культура, и язык и религия Индии. Уже через сто лет Индия оказалась полностью колонизирована. Англичанам удалось хитростью и фальшивой щедростью привлечь на свою сторону значительную прослойку представителей высших индусских каст – раджпутов и брахманов. С 1920 года такие лидеры как Махатма Ганди начали массовую кампанию против британского колониального правительства. Много крови пролилось за то время, пока Индия была во власти чужеземцев, но и много героев родилось. Достаточно вспомнить имя Нана Сахиба, память о котором сохранена народом как о великом вожде в борьбе за независимость. В 1957 году в городе Битхуре, где в своё время находилась резиденция Сахиба, правительством Индии был установлен памятник, на котором были высечены следующие слова: « Пророку и вождю восстания Нана Сахибу Данду Панту, огонь самопожертвования которого озаряет Индии путь в веках». Стоит ли там этот памятник сегодня, не знаю. Современная культура и ценности сильно отличаются от того, что было в прошлом. Устои меняются, герои либо забываются, либо и вовсе перестают быть героями. Такое происходит во всём мире, и думаю, Индия в этом плане не является исключением.
К счастью, 26 января 1950 года Хиндустан, наконец-таки стал независимым. Позже, 29 февраля 1956 года независимость обрёл и Пакистан. Вот ещё одно подтверждение тому, что чужеземцы причинили Индии немало зла и хлопот. 15 апреля 1947 года Британская колония Индии была поделена на две доминионы, два государства, входящие в состав Британского княжества, со своим парламентом, правительством, армией и флотом. Доминионы имели возможность вести отношения с другими странами, однако главной властью в них оставался Британский король. Одна доминиона сохранила название Хиндустан, а другая получила новое – Пакистан, то есть, страна чистых (« пак» означает чистый, а «стан» - страна). Разделение это происходило исключительно по религиозным соображения. Население Пакистана – это мусульмане, в то время как в Индии совместно проживают люди разных религиозных приверженностей. Сегодня два этих государства вроде как научились сосуществовать, хотя прежде, целых сорок лет между ними продолжалась необъявленная, но кровавая война. Люди одной национальности резали и убивали друг друга. И это всё результат чьей-то злостной политики.
Останки человека прямоходящего, обнаруженные в Хатноре в долине Нармады, говорят о том, что Индия обитаема начиная с эпохи среднего плейстоцена, приблизительно 200 000 – 500 000 лет назад. Эпоха мезолита началась на Индийском субконтиненте примерно
30 000 лет назад и продолжалась около 25 000 лет. Считается, что современные люди населили субконтинент к концу последнего ледникового периода, или приблизительно 12 000 лет назад. О древности Индии свидетельствуют и развалины древних городов. Древняя Индия достигла своего процветания во времена правления династии Мауриа в 322-185годах до нашей эры. Самым могущественным представителем этой династии был Ашока, во времена правления которого закончилось объединение Индии. В первые годы своего правления Ашока предпринял попытку расширения границ империи. Однако. После кровопролитного вторжения в Калингу, он отказался от идеи насилия и обратился к вере, а именно к буддизму, и стал приверженцем принципа ахимсы. Именно во времена Ашока в 250 году до нашей эры в Индии достиг расцвета буддизм. Буддизм – религиозно-философское учение, которое возникло в 6-5веках до нашей эры в северо-восточной Индии. Основателем буддизма является Сиддхартха Гаутама, прозванный Будда Шакьямуни, что в переводе с санскрита означает « просветлённый мудрец из рода Шакьев». Учение Будды строится на идее страдания. « Как вы думаете, о ученики, - говорил он в одной из своих проповедей,- чего больше, воды в четырёх весенних океанах или слёз, которые пролили вы, пока блуждали и странствовали в этом долгом паломничестве, и скорбели, и рыдали, потому что вашей долей было то, что вы ненавидели, а то. Что вы любили, не принадлежало вам». Поскольку жизнь это и есть страдание, необходимо презреть её и стремиться к избавлению от всяких желаний. Одним словом, нужно стремиться к самозабвению, то есть к нирване.
В Индии немало статуй, воздвигнутых в честь Будды. И пусть в современной Индии буддизм, как религия имеет уже немногочисленных приверженцев, однако он и сегодня продолжает жить, плавно перейдя многими своими элементами в индуизм. В индуизме переплелись идеи древнейшей религии брахманизма и пришедшего ему на смену буддизма. По индуизму, человек не умирает, а снова и снова перерождается, но только в ином обличие. Для индусов не существует ни ада, ни рая. Ад – на земле, это сама жизнь, поэтому можно считать, что религия индусов крайне пессимистична. Вся жизнь страдания и чтобы избавиться от них нужно пройти множество перевоплощений. Будда, к примеру, совершил их десять. Вот такая вот религия, которая вроде как совершенно не стыкуется с общим представлением об Индии, как о стране сказок, праздников и веселья. Но ведь в Индии живут не только последователи буддизма и индуизма. Есть в ней и христиане, и мусульмане, и синкхи. Да и вообще, индийская культура – это не отражение религии. Одни и те же праздники нередко справляют люди, исповедующие абсолютно разные религии. Праздники в основе своей не религиозны, а национальные. Кроме того, культура Индии необыкновенно толерантна. Она ничего не отбрасывает, не отказывается от приношений, не чуждается новшеств. Но в то же самое время не забывает своих традиций и обычаев. И если любая другая культура – это культура выбора и предпочтений, индийская цивилизация в этом смысле, вроде как отказ от выбора, отсутствие нравственной в нём потребности. Она всё принимает, переосмысливая по-индийски и приспосабливая к себе. Не зря одним из символов индийской культуры служит баньян – дерево, растущее корнями вверх.
Итак, Индия страна праздников, а где праздники, там развлечения, а где развлечения – там песни. Индийский народ слышит музыку во всём и всему имеет посвящения. Живя в стране муссонов, он и ему поёт свои песни. Одна из них так и называется «Дождь». В ней есть такие слова: « Дождевое облако счастье принесло и спасло нас от голода». Эту песню, и не только эту, исполняют в период засухи, когда муссонные дожди запаздывают. Жителям страны, особенно её сельской местности, в такие минуты очень тяжело приходится, вот они и задабривают природу песнопениями и всяческими обрядами.
Из праздников самый светлый и красочный это, конечно, же, Дивали. По времени Дивали соседствует с осенним равноденствием и почти всегда совпадает со сменой сезонов. Уходит длительный период муссонных дождей и вместе с ним уносятся тучи, грязь и влажная изнуряющая духота. Приходит пора ласкового солнышка. Празднуя Дивали, Индия утопает в море света и иллюминаций. Контуры зданий, крыши домов, окна дворцов и храмов, многочисленные деревья – всё украшается сияющими гирляндами. На подоконниках выставляют зажжённые фонарики. Их так же вешают на воротах, а плошки с горящими фитильками пускают по воде. Повсюду взрывают хлопушки, зажигают бенгальские огни, устраивают фейерверки. И не удивительно, ведь огонь для индийцев – очищающая, исцеляющая, сверхъестественная сила. Само название праздника говорит само за себя, ведь Дивали буквально означает « ряд светильников».
Особое почётное место у индийцев занимает вода. Джавахарлал Неру видел в этом как хорошие, так и плохие стороны. Хорошим, он считал то, что индийцы ежедневно купаются и меняют одежду, а то и два раза на дню. Их бельё и посуда сверкают чистотой. Плохим, по его мнению, было то, что, преклоняясь перед любой водой, они часто используют для питья совершенно непригодную, полную бактерий воду.
Водной святыней Индии считается река Ганг, называемая индийцами Ганга. Она берёт начало в Гималайских ледниках, на высоте 4500 метров. В великом индийском эпосе «Рамаяне» написано, что Ганга берёт начало с небес, по ней, вниз, стекает благословение Брахмы, бога создателя. Ганга – это 1700 километров поклонения индийского народа. Ганга – это та, что способна воплотить их мечты и надежды. Миллионы людей со всех концов страны приходят поклониться Ганге. Индийцы уверены, что человек, искупавшийся в Ганге, очищается от грехов и дурных мыслей. Воду из Ганги набирают в кувшины и уносят с собой, дабы омыть тех. Кто не в состоянии сам дойти до священной реки. Особенно многолюдно в Бенаресе. Ганга возле Бенареса необыкновенно прекрасна ранним утром, когда первые лучи солнца отражаются в её воде. Глубина реки у Бенареса около девяти метров. В составе воды Ганги имеются особые вещества, которые не позволяют размножаться микробам и бактериям и именно благодаря этому, воду из Ганги можно хранить очень долго. Ганга – ещё один пример солидарности индийцев, исповедующих разные религии. Воды реки священны не только для индусов. Индийцы, не исповедующие индуизм, также имеют в Бенаресе свой храм.
Индия – многонаселённая страна. В том же Бенаресе, например, насчитывается около 500000 местного населения. А если приплюсовать к этому числу число туристов и поломников, сумма вообще получается умопомрачительная. На улицах полно телег, запряжённых буйволами и медлительными коровами, звенят трамваи, мчаться разнообразные автомашины. Вообще, жизнь в Бенаресе в основном проходит на улице. Бенаресцы готовят всевозможные яства, едят, моются, окрашивают ткани и вывешивают их сушить так, что прохожие касаются их головами, на которых красуются полные всякой всячины корзины. Но вот, что удивительно, в такой необыкновенной тесноте, люди не толкают, не задевают друг друга, а мирно, с любовью, относятся друг к другу. Как им это удаётся? А всё оттого, что индийцы по своей сути, народ крайне миролюбивый, умеющий уважать и ценить других людей, их индивидуальность, их позиции. Они очень трепетно и заботливо относятся к детям, родителям, коровам и птицам. Нам этого не понять, поэтому многие из нас и любят называть Индию страной, далёкой от прогресса и цивилизации, этаким отсталым концом земного шара. Но неужели прогресс и цивилизация – это грубость, хамство, неуважение к другим, эгоистичность? Если да, лучше бы мы оставались нецивилизованными.
И, конечно же, говоря об Индии нельзя не вспомнить о её архитектуре, посвящённой в большинстве своём многочисленным богам, среди которых Брахма, Шива, Вишну, богиня Кали – жена Шивы. Немало храмов посвящено Будде. В центральной Индии, в небольшом тихом городке Кхаджурахо, (штат Мадхья-Прадеш) расположен один из самых уникальных хромовых комплексов мира. Десятки величественных храмов Кхаджурахо воздвигли в невиданно короткий срок – с 954 по 1050 годы, во времена правления раджи Дханги из династии Чанделла. В городе Агра на севере Индии, в штате Уттар-Прадеш расположен мавзолей Тадж-Махал, возведённый по воле Шах-Джахана (1592-1666), пятого правителя из династии Великих Моголов, как место захоронения его жены Арджуманд и памятник их любви. Основной материал, из которого построена эта дивная красота –белый мрамор, который доставляли издалека на слонах. В отделке широко применялись инкрустации драгоценными и полудрагоценными камнями. В общей сложности возведение и отделка заняли двадцать два года. В работах одновременно участвовали более 20000 человек, для которых вблизи Агры был выстроен специальный городок Мумтазабад.
В одиннадцати километрах от Джайпура расположен Амбер форт, крепость – дворец, классический пример романтического раджастханского форта, который стоит на террасированном плато у юго-западного подножия горы. На вершине находится крепость Джайгарх, то есть форт Победы, которая охраняет подступы к Амберу. Архитектурная жемчужина Джайпура – это Дворец Ветров – Хава- и- Махал, построенный махараджей Пратап Сингхом в 1799 году для своего гарема. Перечислять архитектурные шедевры Индии можно до бесконечности, точно так же, как и многообразие праздников, обилие традиций, кладезь природного великолепия. Нельзя не упомянуть и о красочности и индивидуальности индийской одежды, индийских украшений. Всё это достойно восхищения и тяги к подражанию. Во всяком случае, во мне упоминания об Индии порождают только самые светлые и чистые ощущения, ощущения, полные гармонии и вдохновения. И если бы у меня была возможность выбирать, в каком уголке света прожить свою оставшуюся жизнь, я бы без тени сомнения выбрала Индию, хотя точно знаю, что и там масса неразрешённых проблем, и жизнь состоит далеко не из одних песен и праздников.
Свидетельство о публикации №110042904473
знаток Мировой истории и преподносите тему педагогично доступно. Горжусь...
С теплом, Эсмеральда
Миланья Монастырская 13.03.2013 19:38 Заявить о нарушении
Нелли Григорян 13.03.2013 21:31 Заявить о нарушении