Уроки стихоплетства
Перед тем как идти встречать новый 2008 год несколько маленьких экспромтов. Просто так для прикола.
По просьбе трудящихся поделюсь опытом стихоплетства.
Вообще-то сочиняю я очень давно. Начиная с 5 класса. Позже когда влюбился начал не просто сочинять, но даже стал записывать. Еще позже, да и раньше тоже сочинял, просто шагая по улице и естественно не было возможности записать.
Но собственно как это делается. Вот теперь постараюсь рассказать, так сказать, поделиться опытом.
На самом деле сочинять стихи очень просто. Вот пришла в голову любая нетривиальная мысль и сразу пробуем на нее или вернее к ней приспособить рифму.
Но конечно желательно еще и вдохновение. Вернее вдохновение в поэзии самое главное условие. Но где его искать? А если нету и что тогда? Так и жить не писамши стихов?
Настроение тоже имеет значение. Нужна либо отрешенность, либо грусть, либо задумчивость.
Дык же по всякому бывает. Желательна так же хорошая память. Но где ж ее взять?
Веселый нрав и влюбленность тоже не помешают. Философские размышления про жисть тоже в общую копилку поэзии. Нужен большой фактический словарный запас в голове и так же умение слова сочетать по-разному и даже не сочетаемо.
Эталонном хороших стихов может служить текст песни Юрия Лозы «плот».
Лучше всего было бы написать эти стихи еще до Лозы. Все что будет потом, будет всегда хуже. Даже у самого Лозы последующие песни заметно хуже. Особенно та, где у него «мысли как сопли (плети) повисли». Ну а поскольку лучше написать явно не получится, то будем втискиваться где-то между «плотом» и «сопливыми мыслями», что видимо тоже не плохо.
В голову приходит практически то же самое что и Лозе. В голове одни тараканы, настроение мерзопакостное, а душа требует праздника. Но, как известно спасение утопающих дело рук самих утопающих. Итак, ищем мысли, а их как водится, нет, как нет. Что делать? Видимо все забыл.
Ну, так и напишем все, что в голову приходит.
Я дано уже все забыл
Все что видел и все что знал.
(Неплохое философское начало. Конечно не плот, но на корабль потянет. Так и напишем.)
Мой корабль куда уплыл?
Парус свой где я потерял.
(Тоже неплохо. НО! Очень большое НО. Смысл выдержан, а вот ритмика стиха или мелодия стиха ну не в дугу. Рифма более или менее. В словах «Мой корабль куда уплыл?» слово «мой» режет слух и выпадает из мелодии стиха утяжеляя ее. А строка «Парус свой где я потерял» вообще как слон в посудной лавке. Но мне пока не по силам ее исправить. Видимо не хватает широты обзора. Надо видеть дальше и глубже, а может даже в ширь вещей и явлений или просто почувствовать. Впрочем….)
Я дано уже все забыл
Все что видел и все что знал.
Мой корабль куда уплыл?
Парус свой где я потерял.
(Ну да, ну да. Выправляем.)
Я дано уже все забыл (Бывает)
Все что видел и все что знал. (Философский ….изм.)
Мой корабль ДАВНО уплыл ( А так ведь лучше, как-то чище, естественнее.)
(А вот с парусом заминка вышла. Что-то он не вписывается в ритмику стиха и вся строка какая-то корявая и сложно читаемая. «Корабль» и «парус» хорошее логическое и поэтическое сочетание, но в данном случае еще и в связи с конкретной ситуацией с рифмой и ритмикой. А почему собственно парус? А может маяк? А может горизонт?
Но настоящий поэт он ведь мыслит аллегориями. Ведь и «парус» и «маяк» всегда аллегория жизненных перипетий и даже плавно исподволь перетекает и ассоциируется с любимой или любимым. То есть, если владеть словом и рифмой в совершенстве, то в итоге с грустью в глазах мы отыщем рифму, которая нас обязательно приведет к любимой или к любимому.)
Я дано уже все забыл
Все что видел и все что знал.
Мой корабль давно уплыл
И исчез среди скал. (Чувствуете что чего-то не хватает в строке? Она как бы не полная и в ней чего-то не хватает. Ну да.)
( Можно так: «И растаял давно среди скал» или «и внезапно исчез среди скал» или «он внезапно исчез среди скал». Но все же чувствуется некоторая натяжка рифмы и мелодики стиха и даже надуманность ситуации из-за невозможности подобрать другую рифму к слову «знал». Быть может, пойти другим путем и вообще отказаться от строки и рифмы «все что видел и все что знал»? Пробуем. Ага. А если вот так? )
Я дано уже все забыл
Все что видел и ЧТО ИСКАЛ.
Мой корабль давно уплыл
И исчез среди скал. (Ну, да рифма явно выиграла и ритмика и мелодия стиха стала строже и гармоничнее. Но строка «и исчез среди скал» явно выпадает по мелодии. Она остается не вполне досказанной. Причем почему-то не получается подобрать нужные слова. А если вот так?)
Я дано уже все забыл
Все что видел и что искал.
Мой корабль давно уплыл
И растаял как дым у скал.
( Ну, вот видите что получилось? Это результат таки довольно серьезной работы автора. Здесь не просто слова сложенные в кучу, а особая ритмическая мелодия стиха. Но самое интересное состоит в том, что правильно выстроенная рифма потом за собой тянет иной смысл содержания и порой совсем иное продолжение, быть может, даже далекое от первоначального замысла.)
Но вообще-то от замысла до воплощения стиха в реальность путь бывает достаточно трудным. А поскольку трудиться не люблю, то я их и не сочиняю, как правило.
Отдельные строки иногда легко выплывают, но дальше этого дело не идет.
Вообще-то стихи сочинять довольно легко, если сразу найти рифму. А рифма, как правило, лежит на поверхности.
Колечко – крылечко
Весна – сосна
Ель – метель
Родина – уродина
Табак – дурак
Лысый – белобрысый
Черный – проворный
Он – смешон
Она – сатана
Мыло – рыло
Проста – с хвоста
С лица – подлеца
Сон – фасон
Завтра – послезавтра
Конь – огонь
Сегодня – новогодней
Вчера – с утра
Красотка – селедка
(Рифма уже есть и вот уже потянуло на лирику.)
Вчера с утра
Кричал ура.
(С чего бы это? Простая рифма без претензий на мастерство. Или вот тоже интересно. )
Вчера с утра
Шел мягкий снег,
Пора, пора
Искать успех.
( Это чуть посложнее уже чувствуется некоторое движение мысли. Или вот философско-литературное.)
Оставаясь в душе Дон Кихотом
Росинанта веду под узды
( А ведь не ожидал ни какого подвоха. Но к слову «узды» рифмы практически нет, за исключением одного слова с не литературным содержанием. А ведь все так хорошо начиналось. Или вот.)
Я добрый рыцарь на коне
С открытым сердцем и забралом,
Но вот пригрезилась ты мне
В объятьях с пагубным нахалом.
(А здесь опять какая-то лирическая ассоциация.)
Иду по жизни не таясь (Пока хорошо. )
С остатком здравого рассудка. (Это уже похуже)
Но вдруг увидел я тебя ( Не в рифму.)
В объятьях подлого ублюдка. (Во блин куда «рассудок» завел прямо на «ублюдка».)
( А если вот так?)
Жаждет душа удачи,
Алчет душа полета.
(А что дальше не знаю.) (Или вот выплывает.)
Сниться мне ночами
Теплая Ямайка.
А на мне отчаянно
Старая фуфайка.
Сапоги с портянками
Ушанка без уха
А я парень хоть куда,
Но не Пьер Безухов. (Это уже эти, как их? Частушки пошли.)
( А это деревенская лирика.)
Нанижу я бусы на простые нитки,
Сяду на скамейке рядом у калитки.
Выйдешь на крылечко, подойду робея
И вот эти бусы подарю тебе я.
(И вот пожалуйста лирический экспромт. )
Ты поэт от сохи, от серпа, и от молота.
Все что ты говоришь все практически золото.
На этом уроки поэзии от Стихоплета в этом году успешно или неуспешно, это кому как, но все-таки заканчиваются. Ухожу встречать новый год. Вот сказал строчку, а ведь это начало стиха.
Ухожу я встречать новый год,
А ведь это начало стиха.
(Видите, что добавил то всего одну букву «я» и стих уже начинает звучать.)
Ухожу я встречать новый год,
А ведь это начало стиха.
Пусть удачу он вам принесет
Без обид, без потерь, без греха.
Начинается все хорошо
Пусть он факелом будет мечты
( А дальше сочиняйте сами и сами же исправляйте начало. Чай, не маленькие.)
УДАЧИ ВАМ В НОВОМ 2008 ГОДУ! УСПЕХОВ И ЛЮБВИ!
Свидетельство о публикации №110042806951