Нашей школе семьдесят

Всем окончившим Хужирскую, среднюю школу

Для папки "Ольхонские зарисовки"

 В 2010 году Хужирской средней школе исполняется 70 лет. Много это или мало. По сравнению с вечностью это мало, но сколько воды утекло с тех пор.

Предвоенный сороковой. Можно, конечно и не вспоминать, что творилось в нашем государстве. Борьба за власть, массовые репрессии, которые не обошли и наш маленький остров, затерянный на просторах Байкала. Даже на примере нашей семьи. Свёкор моей тётки,  Березовский Андрей, житель небольшой деревни Ташкай, на южном окончании острова, рыбак, был арестован, обвинён во всех смертных грехах,  осуждён по 58 статье и расстрелян в Иркутске в 1938 году. И таких, как он много, о них даже оставшиеся родственники не помнят.

И вот на этом фоне государство для своего развития находило средства для  программы о всеобщем  среднем образовании. На острове было около десятка небольших деревень – улусов, в которых были созданы рыболовецкие колхозы, добывающие рыбу и зимой, и летом.  Я, не давно, сам узнал, что омулёвую икру вывозили с Байкала бочками, а сколько же вывозили рыбы. Выпускали собственные консервы – бычки в масле, в томате, шпроты. Большое производство требовало и знаний, да и сам народ стремился к образованию. С каждым годом всё больше поступало катеров, средств механизации, тракторов, автомобилей.

Когда в 60-е годы пришла пора идти и нам в школу, то уже возникла большая проблема. У нас школа одиннадцатилетка, с производственно-техническим обучением, а ещё народилось послевоенных детей по два-три класса в 30-40 человек.

И хотя в средине посёлка стояло большое здание школы, срубленное из крупного круглого леса, его не хватало. В остальных деревеньках острова были только начальные школы, а для продолжения образования ехали в интернат столицы острова посёлок Хужир.

Для школы отдали большое здание старой конторы рыбзавода и ещё два маленьких здания, но и их не хватило. Вот тогда поселковые власти и приняли решение о строительстве двухэтажного здания школы. К тому времени своими силами был построен каменный, двухэтажный детский сад, в который довелось ходить и мне. О нём в моей памяти остались самые светлые воспоминания.

Мне пришлось учиться во всех зданиях школы, хотя совершенно не осталось в памяти строительство двухэтажки. Но суть не в этом, а в том, что мы послевоенные дети пошли учиться с большой охотой. Не все были одеты в школьную форму, а больше, кто во что горазд. Сейчас идти с холщовой сумкой в магазин обычное дело, а в то время это был край нищеты. Заплатанная одежда, обшарпанные, заштопанные туфли и ботинки.

До обмена денег в 1961 году были неплохие школьные завтраки, особенно хорошо было тем, кто учился в нижней школе. Там была поселковая столовая, где пахло щами, блинами и мазутной одеждой водителей. У входа, в углу продавали бочковое пиво, ну а у нас на ура уходили пончики с повидлом, пирожки, чай или компот и ещё оставались деньги на кино. И всё это в двух шагах от школы. После обмена денег картина изменилась и копеек, которые давали родители, едва хватало на пончик и компот. Хуже было, если требовалось за перемену перейти в другое здание, да ещё не опоздать.

Когда школа снова стала десятилеткой, стало учеников и в пятом-шестом классе мы уже учились в новой,  двухэтажной. Просторные классы с высокими потолками, паровое отопление и уже нет беготни по разным зданиям. Правда, на переменах было тесновато от старшеклассников, которые были уже под два метра: Гоша Брянский, Сергей Копылов, Гриша Балдонов, Сергей Провоторов и другие, которых Бог ростом не обидел. А мы, мелкота, досадно крутились у них под ногами.

Множество кружков в школе, был даже авиакружок, который вёл начальник аэропорта Виктор Танкович, изучали устройство самолётов ЯК-!2 и АН-2. Особым уважением пользовался кружок, который вёл Николай Александрович Ревякин. Бывший учитель географии, которого хорошо знал академик Окладников, много отдал сил и приобщал своих учеников к изучению родного края. Школьники участвовали в краеведческих походах по острову, древним стоянкам бурят, собирали утварь, орудия для рыбалки и охоты по улусам. Вели карты погоды по месяцам и годам, измеряли толщину льда на Байкале. В школе постоянно висели графики, диаграммы, стенгазеты. Вечерами в школе долго не гасли огни, концерты, вечера танцев. Это способствовало сближению школьников даже разных классов от восьмого и до десятого. И не удивительно, что закончив школу, ещё многие годы были рады встрече с друзьями.

Много сил отдавали школе наши учителя, не считаясь со временем и семейными делами во главе с директором школы с 1962 по 1972 годы Любовью Емельяновной Козулиной. И мы, в не оплатном долгу перед ними.

Отношение  к ученикам, мне помнится, было хорошее, но и мы многие были не подарок. Семьи были разные. У одних родители прошли фронт, у других лагеря или ссылку. Но и в тех семьях дети вырастали нормальными, получали высшее образование, да просто становились людьми.

Я думаю, что не совру, если скажу, что половина каждого класса поступала в институты и техникумы. Многие стали врачами, учителями. Так выпускник школы Буинов Борис Бужегеевич стал крупным врачом, нейрохирургом. Рыкова Светлана Александровна, Шарыгина Нина, Шендря Александра, Проскурякова Галина посвятили себя нашей школе. Брянский Георгий Филлипович, Венцак Владимир Степанович после института были директорами Хужирского рыбзавода. Александр Семёнович Брянский работал на Уралмаше, а потом на строительстве Северобайкальска. Это только микрокапля в море наших выпускников, которые после учёбы работали на благо нашего народа и государства. И это не их вина в том, что мы сейчас имеем.

И всё это наша школа, которой исполняется 70 лет. Я горжусь своими земляками, окончивших её и не смотря на оторванность от материка, большим расстоянием до города и цивилизации, смогли сделать себя, стать нужными.

А вот у государства до школы сейчас руки не доходят. При глобальном  строительстве капитализма в стране, массовом расхищении национального достояния не находится средств для капитального ремонта школы. Жалкое зрелище представляет развалившаяся кочегарка, проржавевшая труба, висящая на честном слове, да и руины нашего рыбзавода – кормильца многих поколений островитян. Это можно увидеть на фото, зайдя по ссылкам на страницу Павла Козулина.

Сергей Кретов,
Баден-Баден, 23 апреля 2010 года


Школа

Школа, это первые робкие шаги в будущее, которое манит своей
неизвестностью. Новый мир, куда приводят нас родители, первый раз в
первый класс. Всё новое, от азбуки до тетрадей, вот только сама школа,
старенькая.

Мы же детвора не замечали её старости. Наша первая
учительница, сразу завоевала наши сердца. Тамара Лаврентьевна  Перфильева, у
которой мы были первые её ученики, влюбила нас в себя и в школу. И
старенькая школа  стала родной.

Тамара Лаврентьевна была с нами повсюду, на больших переменах играла с нами в лапту,  любимую  игру в посёлке, водила в лес и в кино. Наша первая учительница, была кумиром
для нас. Она дирижировала хором в поселковом клубе, а мы гордые за свою
учительницу, ходили на все её концерты.

Потом в посёлке стали строить новую школу. Детей становилось больше не только в посёлке, а так же в соседних улусах. Место для новой школы, было выбрано с любовью, в
центре посёлка.

Наши, два директора, школы и рыбзавода, были  мужем и женой. Любовь
Емельяновна и Степан  Степанович Козулины, были авторами нашей
школы. На строительстве школы, работали наши отцы. И взрослые и дети
ждали с нетерпением новую школу. Школа строилась деревянная из крупного лафета.
Все пиломатериалы  изготавливались в  местном лесотарном цехе, который возглавлял  Сократ
Антонович Урбаханов.

Мой отец  тоже работал на строительстве плотником. Так, что можно смело сказать, что в школу вложена, любовь всего посёлка. С появлением первого этажа, мы уже предполагали, какая она будет большая. Но готовое здание школы, превзошло наше долгое
ожидание. Школа, получилась, красивая, светлая с большими окнами и
большим школьным двором. Из любой точки посёлка, можно было видеть нашу
красавицу.

Первого  сентября на открытие новой школ пришли жители всего посёлка, жители других посёлков острова, которые сами учились в Хужире, а теперь учатся их дети и внуки, представители районной администрации, поэтому школьный двор был заполнен до отказа. Светились радостью глаза наших родителей, учителей и конечно у именинников получивших такой долгожданный подарок  - ШКОЛУ.

Прошло почти пятьдесят лет. Многое изменилось в жизни, в стране. Давно сгорело здание старой школы. На её месте было построено другое, которое галереей соединилось с двухэтажным зданием. А нам видится та, наша прежняя школа и мы, стоящие на школьной линейке, и заворожено следящие, как торжественно разрезается лента и открываются двери в новый для нас мир.

Ольга Каплина (Борлова)
Донецк, 25 апреля 2010 года

Фото Н.А. Ревякина из архива семьи Козулиных, присланное П.С. Козулиным


Рецензии
Оленька вот только сейчас из твоих воспоминаний я узнаю,что в 5-ый класс мы поступили из улуса в новое, только отстроенное здание школы..,которое вы ожидали с таким нетерпением.

Мария Адушханова   29.06.2010 19:14     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.