Сталинградская Мадонна
Врач и художник задумался лишь на миг,
Уголь крошащийся, твёрдой рукой ведом,
В линиях плавных рождает бессмертный лик.
Аве, Мария! В живой колыбели рук
Сон безмятежен - младенец Тобой укрыт,
Теплится тайным огнём неразрывный круг,
Неопалим материнской молитвы щит.
Стылая ночь Рождества догорит дотла
Скоро уже - фитилями чадящих свеч...
Время молиться. В Геенне земной «котла»
Каждый отчаянно просит его сберечь.
Страх... Покаяние? В души солдат глядят –
Плен и бесславие, смерть на земле чужой.
Стылая ночь... И несломленный Сталинград!
Светлая Дева младенца хранит покой...
«Сталинградская Мадонна» была написана немецким военным врачом (до начала Второй мировой войны — священником) Куртом Ройбером в рождественскую (по григорианскому календарю) ночь с 24 на 25 декабря 1942 года на куске советской географической карты. Надпись по обеим сторонам: Свет, Жизнь, Любовь. Рождество в "котле". Сталинград.
К этому моменту немецко-фашистские войска под командованием генерала Паулюса (с 30 января 1943 — генерал-фельдмаршал) были уже окончательно окружены в сталинградском «котле» частями Красной Армии и несли большие потери, усугубляемые суровым зимними условиями.
В 1990 году икона «Сталинградская Мадонна» была освящена церковными иерархами трёх европейских городов, сильно пострадавших во время Второй мировой войны: настоятелем англиканского собора в Ковентри, епископом из Берлина и архиепископом Вольским и Саратовским Пименом (Хмелевским). Копия иконы находится в волгоградском католическом храме св. Николая (Волгоград) и широко почитается среди волгоградских католиков как икона "Дева Мария Примирения".
Свидетельство о публикации №110042105620
Меня поразила эта история, и из нашего времени уже можно говорить и войне, о ее неоднозначности, о том, что она перелопатила, переломала судьбы всех ее участников и даже тех, кто родился уже много лет после нее. Помню, сколько калек с деревяшками, на тележках, с подвернутыми штанинами и пустыми рукавами было в моем детстве, сколько рассказов, сколько фильмов - почти все, что смотрела в детстве, было о войне. Мы играли в "немцев" и "наших", даже сон мне часто снился, будто на мотоцикле за мной по полю гонятся немцы, догоняют и убивают! Я просыпалась в ужасе. А потом, после смерти отца, случайно нашла письмо, где он объяснял, почему три дня был в плену - за ним, раненым, гнался немецкий танк, как за зайцем.И ЭТО тоже было под Сталинградом, только в июле.
Почему я пишу это , а не говорю о стихотворении? Потому что оно всколыхнуло память, потому что вы сказали, что стесняетесь говорить о войне. А ведь надо говорить, без пафоса, без лжи и политической подкладки, просто рассказать вот такую историю - о немце, написавшем Мадонну, о том, что человека можно сделать зверем, а можно - научить творить добро, можно вытащить из его нутра все низменное, звериное, а можно поднять на высоту Духа...
А.Блок в одном из писем написал, что для поэта есть только две темы - жизнь и смерть... - вечное добро и зло, любовь и ненависть, ложь и правда.
Вы написали, нет, сказали душой, настоящее, правдивое произведение, написали честно, пропустив через сердце... Спасибо!
С уважением
Светлана Галс 29.10.2011 22:50 Заявить о нарушении
Гаэлина 30.10.2011 17:17 Заявить о нарушении
Марина Мосур 12.05.2015 09:07 Заявить о нарушении